Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки
Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Тема: Ах, картошка, объедение!. Секрет 4
Автор(ы): Гаврилова Ольга Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Цель: знакомить детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам, использования картофеля в приготовлении пищи. Предварительная работа: Подбор и систематизация материала. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. Изготовление картофельных куколок (см. фотоматериал) Конкурс детского рисунка “Мисс Картофелина” Изготовление атрибутов к костюму Мисс Картофелина. Географическая карта мира “Эти забавные картошки” (выставка корнеплодов) Приготовление блюд с использованием картошки. Оформление карточек в форме картофелин - рецептов блюд из картошки или полезные советы (см Приложение) Разработка конспекта занятия. Ход занятия. Перед началом занятия ребятам предлагается подойти к столу, на котором лежат приготовленные заранее картофелины необычной формы. Ребята рассматривают картошку, делятся впечатлениями. 2-3 детям предлагается рассказать о выбранных корнеплодах, выделяя необычное, неповторимое, отличающий данный плод. В зал входит Чучело и читает: Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная …….. (Дети хором проговаривают отгадку) Чучело: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот мы с вами и опять встретились. Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдет сегодня о картошке, да, да, о той самой простой незаменимой картошке, которая приходит в каждую семью каждый день. Может быть, я не прав? Ребята, в какой семье обходятся без картошки? Не зря картошку называют “вторым хлебом”. Картошка, картошечка, картофелина, картофелинка, мисс Картошка! В углу комнаты вдруг слышится покашливание, чихание и из ящика появляется мисс Картошка. - Хоть я и лежу в своем ящике на хранении, но, услышав, что меня зовут, тут же решилась к вам выйти. Я и мои родственники – Картофелины очень гордимся, что нас называют “вторым хлебом” и мы каждый день нужны хозяйкам для приготовления самых разных блюд. А было время………… (задумывается, вспоминает). Мне рассказывала моя прабабушка, а ей ее бабушка, что давным-давно о нашем существовании вообще не знали в России. А дело было так (подзывает детей к географической карте мира и рассказывает) – материал выбирает сам педагог в зависимости от интереса и возраста детей см. Приложение. Педагог: Картофелина, ты в своем рассказе упомянула о том, что в старину женщины вечерами делали куколки с картошки. Мы тоже с девочками постарались большие картошки нарядить и подарить затем этих куколок младшим сестренкам и братишкам. Посмотрите, пожалуйста, Чучело и Картофелина, каких замечательных куколок смастерили наши ребята (см. фотографии) Чучело: Я тоже слышал эту историю. Но ведь на Руси тебя не сразу приняли и не сразу ты стала такой популярной, как сейчас. (рассказывает из истории картошки на Руси). Картофелина: много лет прошло, прежде чем меня полюбили и узнали ценность моих плодов. Но чтобы я была полезна и вкусна нужно помнить некоторые советы, давайте их сейчас прочитаем, после нашей встречи вы их возьмете домой и будите вспоминать о них во время приготовления пищи. (По выбору берутся отдельные памятки - карточки в форме картофелин) Чучело: Картофелина! Не хочешь ли ты поиграть вместе с детьми? Я придумал некоторые игры в то время, когда в моей Огородной стране собирали богатый урожай картошки. Картошка Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку, Дружба нам поможет выкопать картошку. Картошка, картошечка, урожай богатый, Вкусную картошку любят все ребята. Эта скороспелка оттого вкусней, Что пришлось ребятам повозиться с ней. Лишь закат осенний озарит окошки, Мы в золе горячей напечем картошки. З. Александрова Картофелина вместе с Чучелом проводят с детьми игры на выбор. Игры с картошкой: “Соберем урожай” Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза ) “Гусеница” В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”. “Самый ловкий” Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод. “Пронесем картошку” Ребята из двух команд по два участника встают друг против друга и лбами зажимают картошку, а затем по сигналу ведущего двигаются на другой конец площадки. Побеждает та команда, которая наиболее ловкая и быстрая. “Семейный кросс” И соревнованиях участвуют команды из 3-х человек -–папа, мама и ребенок. По команде ребята должны в соломе отыскать корнеплоды, папа переносит их по одному к маме, мама же начинает чистить картошку. Победитель та команда, у которой в кастрюле после взвешивания окажется больше очищенного картофеля. “Чудесный мешочек” Предложить участникам игры отгадать, сколько штук картофелин уместилось в целлофановом пакете. Кто назовет точное количество, тот и победитель. Чучело: Ребята, участвуя, в играх вы показали, какие вы все ловкие, смелые, активные. А сейчас поиграем в игру, в которой необходимо помнить о согласовании слов. Запишите в соответствующие столбики нужные слова, например: картофельный лист, картофельное поле, картофельная ботва и т. д. К а р т о ф е л ь н …….. Картофелина: Ребята, вы удивили меня своими знаниями о моей большой семье, я любовалась вами, когда вы играли и соревновались. Пожалуйста вспомните свои любимые блюда, в которых встречается картошка. (Участники занятия перечисляют блюда с картошкой) Я приглашаю вас на дегустацию блюд, в которых есть картошка. (Это могут быть пирожки с картошкой, ватрушки, вареники, жареный картофель, картофельное пюре, котлеты картофельные и т.д. Картофелина: Пора мне, ребята, возвращаться в свою семью, ведь впереди долгая зима и вы не раз еще вспомните о нас и придете за нами в магазин, в погреб, в хранилище, где мы пережидаем зимние дни и ночи. На память о нашей встрече я оставляю вашим семьям памятки с полезными советами о применении картошки. (Мисс Картошка уходит) Чучело: Прошла еще одна очередная встреча с овощем, приоткрыты тайны большого семейства Картошки. Но неизвестных тайн еще очень много. Читая соответствующую литературу, участвуя в трудовой деятельности по выращиванию картошки, вы сможете еще много познать секретов. А нас на пороге ждет новая встреча с новым героем. Всего доброго, здоровья вам и вашим семьям. П Р И Л О Ж Е Н И Е : Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений. Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза. Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями. На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы. Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия. “Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни. В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом. В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли. Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом. Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. (Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15) Посадка картофеля. Если земля не плодородная, в лунку кладут 1 кг компоста, 1 ст. ложку птичьего помета в порошке, 1 ст. ложку древесной золы, перемешивают, кладут 2 горсти увлажненных опилок, закрывают 2 см земли и на нее кладут клубень верхушкой кверху. Присыпают только 3 см земли, чтобы клубни прогрелись солнцем. Помогает клубням прогреться и пленка, положенная на посадки. Сажают картофель в мае, рядами расстояние между которыми 60 см, один клубень от другого через 25-30 см. При достижении растениями высоты 10-12 см их окучивают влажной почвой и рыхлят междурядья. Картофель выращивают на солнечных участках, гряды располагают по направлению с севера на юг, что обеспечивает фотосинтез. Наилучшая почва для картофеля – целина. В тени при слабом освещении стебли у картофеля вытягиваются, ботва желтеет, урожай резко снижается или его совсем не бывает. Вместо клубней вырастает только ботва. А в почве – белые столоны. Ботва картофеля погибает при температуре минус 1-2 градуса. Весенние утренние заморозки могут быть до 8 – 10 июня. При окучивании нужно сделать гребни острыми, чтобы дождевая вода скатывалась в борозду, а не в гнездо, и не заражала бы его грибковыми спорами Подкормка и полив. Скороспелые сорта картофеля для повышения урожайности, начинают регулярно поливать вскоре после посадки. Поливы следуют через 10-14 дней, расход воды 15-20 л на 1 м3. Первый полив проводят, когда растущие клубни достигнут размеров 1-1,5 см, но не раньше: это ускорит их созревание. Для поздних сортов важное значение имеет полив в фазу цветения; расход воды 20 л на 1м3. Это способствует значительному повышению урожайности и снижает вероятность поражения клубней поршой. Поздние сорта картофеля подкармливают 2 раза коровяком, разведенным водой в 8 раз или птичьим пометом, разведенным в 10 раз, расходуя 2 л раствора под одно растение. Несколько ускорить переход растений к клубнеобразованию можно за счет подкормок золой (1 стакан на 1 м3) или 15 г/м3 сернокислого калия и 30 г суперфосф...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.14 | Просмотров: 4186
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|