Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ и планирование воспитательной работы в школе - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ и планирование воспитательной работы в школе


Автор(ы): Лобашева Наталья Ивановна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Невозможно представить себе жизнедеятельность школы без определения конечных результатов своей работы, без попытки определить, каким будет завтрашний день для школьного коллектива, какой будет школа через год, два…, какими выйдут из школы ее выпускники, т.е. без планирования.
Планирование, как правило, начинается с определения целей и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях их достижения. Прежде всего, процесс планирования начинается с анализа воспитательной работы за прошедший период.
Анализ – это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. В работе любого руководителя умение анализировать проявляется повседневно. Но особенно это важно при завершении периодов воспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов.
В сборе и анализе информации мне помогает творческая группа, в которую входят: руководитель МО классных руководителей, опытные и наиболее активные классные руководители. Они же помогают при составлении плана на новый учебный год.
Анализ воспитательной работы мы начинаем с анализа реализации целей и решения задач, затем проводим анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы: КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями “группы риска”. При этом используем критериально-ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедеятельность коллектива, сформированности деловых и межличностных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.
Опыт показывает, что облегчить написание анализа, можно обладая качественной, достоверной, надежной информацией о состоянии воспитательной работы. Поэтому сбор информации – весьма значительная часть анализа.
При сборе информации мы используем разные способы: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование (для этого применяем различные методики: “Коллективный портрет”, “Школьники и культура”, “Твоё отношение к знаниям”, “Моё отношение к школе”, “Учитель, ученик, коллектив”, “Удовлетворённость школьников жизнью”; “Атмосфера в школе” и др.), оперативный разбор проведенного мероприятия, справки по итогам проверок в рамках внутришкольного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний МО классных руководителей, мониторинг участия школьников в районных, областных и всероссийских конкурсах. Собранную информацию мы анализируем, сравниваем, обобщаем, при необходимости оформляем в виде различных таблиц, схем. И только после этого приступаем к написанию анализа работы. Заканчиваем анализ определением цели и воспитательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вытекают из проведенного анализа.
Целью воспитательной работы школы является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
При планировании воспитательной работы на новый учебный год мы опираемся на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей.
Исходя из цели воспитательной работы школы, мы планируем деятельность по различным направлениям: КТД, патриотическое воспитание, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями и другие. Так, в школе сложилась традиционная система КТД:
  • “День знаний”
  • “День учителя”
  • “Осенний бал”
  • “День матери”
  • Новогодние праздники
  • Конкурсы к 23 февраля
  • Праздники, посвященные женскому дню 8 Марта
  • Смотр художественной самодеятельности
  • Выставки прикладного и художественного творчества
  • Вахта памяти ко Дню Победы
  • “Последний звонок”
Анкетирование учащихся показало, что их привлекает участие в интеллектуальных играх, школьном КВНе, развлекательно-познавательных программах ко Дню Татьяны, Дню Святого Валентина и др. Поэтому к традиционным мероприятиям добавляются последние. Собеседование с классными руководителями позволяет определить, какой вид деятельности привлекает их, какое мероприятие они смогли бы провести наиболее интересно. Поэтому при определении ответственных учитываются пожелания педагогов и, конечно же, возрастная категория учащихся класса.
При организации дополнительного образования в школе мы также учитываем интересы детей.
Анкетирование показало, что наиболее популярны среди учащихся среднего и старшего звена клуб “Компьютерные технологии”, клуб военно-патриотического воспитания “Корсар”, спортивные секции. Их рейтинг на протяжении нескольких лет не падает. Поэтому они имеют место в системе дополнительного образования. Кроме того, в школе есть педагоги, которые могут передать свой талант школьникам в художественно-прикладном творчестве. Исходя из этого, в школе работает 5 творческих объединений данной направленности. Школьники, посещающие данные объединения, участвуют в школьных и районных выставках, награждаются дипломами и призами. Как показал анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, очень низкими являются результаты нашей команды в соревнованиях по зимнему и летнему туризму. Это связано с отсутствием в школе туристического объединения. Поэтому одной из задач на этот учебный год являлось открытие туристического объединения на базе школы. Такой кружок был открыт. В этом учебном году на соревнованиях по зимнему туризму наша команда заняла 2 место, в летнем туристическом слете – 3 место. Как отмечено в анализе работы при подготовке к ежегодному районному конкурсу “Театральная весна”, мы сталкиваемся с проблемой - отсутствие в школе грамотного музыкального руководителя и руководителя театрального коллектива. Поэтому в этом году мы активно продолжили сотрудничество с коллективом Барабинского филиала Новосибирского колледжа культуры и искусств. Педагоги колледжа являются руководителями хорового и театрального коллективов в нашей школе. Благодаря этому сотрудничеству мы смогли успешно принять участие в районных конкурсах “Поющая школа” и “Театральная весна - 2006”.
Как я уже отмечала выше, что одним из источнико...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.17 | Просмотров: 1794

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340