Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение метода проектов в обучении физике - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Применение метода проектов в обучении физике


Автор(ы): Трубачеева Светлана Антроповна, учитель физики и математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перемены, произошедшие за последние годы в нашей стране, требуют иного подхода к обучению учащихся. На первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к анализу собственной деятельности. Ключевой идеей новой школы является идея развития. По определению ЮНЕСКО, технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Технология обучения должна:
  • Обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;
  • Быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым учителем;
  • Психологической сущностью новых технологий должно стать планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.
В связи с этим основной задачей становится поиск такой технологии, которая отвечала бы принципам наибольшей степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимися, а также интенсивности, то есть более высокого и более быстрого решения дидактических задач.
Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий. В практике школы применяются различные формы педтехнологий: технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения и т.д. Я же хочу более подробно остановиться на технологии проектного обучения.
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Метод проектов – это метод направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.
Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности.
Использование метода проектов в школьной программе преследует следующие задачи:
  • Активизация познавательной деятельности;
  • Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся.
  • Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности.
  • Формирование навыков работы в команде.
  • Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного.
  • Расширение кругозора учащихся при подборе материалов.
Основные требования к проекту:
1. Необходимо наличие проблемы.
2. Обсуждение решений проблем учащимися должно вестись в реальных условиях или крайне приближенных к реальным.
3. Проект должен быть всегда межпрежметным, привлекать интегрированные знания учащихся.
4. Выполнение проекта начинается с определения вида продукта и формы презентации.
5. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
6. Необходим результат работы. Это средство, которое разработано участниками проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
7. На завершающем этапе требуется презентация работы.
Проект оправдан лишь в том случае, когда в нем предусмотрено:
  • Сбор данных с использованием различных источников и сопоставление наблюдений за природными, физическими и другими явлениями.
  • Сравнительное исследование или изучение событий, явлений фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции.
  • Совместная познавательная , творческая или игровая деятельность.
Учебный проект: экологическое исследование.
«Электричество и экология».

Урок – конференция.
И твердит Природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!
Л.Мартынов
2. Цели проекта.
  • Актуализировать и углубить знания учащихся о физических основах производства на различных видах электростанций, а также, их преимущества и недостатки в экологическом отношении.
  • С помощью опережающего задания активизировать поисково-познавательную деятельность учащихся в работе с учебными, научными текстами.
  • Формирование у старшеклассников коммуникативных умений (публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссиях, активно слушать).
3. Задачи.
  • Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения атмосферы.
  • Выявление путей решения этой проблемы.
  • Реализация межпредметных экологических связей.
  • Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
  • Развитие коммуникативных способностей ребят.
  • Развитие навыков сотрудничества.
4. Оборудование.
  1. Таблицы,
  2. схемы,
  3. картины с видами электростанций разных видов,
  4. фотостенд с Иркутской ТЭЦ,
  5. фоторепортажи,
  6. магнитофон.
За 1-2 недели до начала урока каждому члену класса (если в классе мало учеников, а если много, разделить на группы по несколько человек) даются задания – изучить физические основы особенности производства электрической энергии на электростанциях различного вида, подготовить сообщения по результатам исследований.
Ход урока.
На доске висят таблицы и схемы.
Таблицы: электростанции различных видов; структура мировых энергоресурсов; воздействие радиации на человека; углекислый газ в биосфере; воздействие выбросов сернистого газа на экосистемы и на человека.
Схемы: схема тепловой электростанции; схема атомной электростанции; схема гидроэлектрической станции; схема уранового топливного цикла для атомной электростанции мощностью 1ГВт; схема образования кислотных осадков.
Фоторепортаж с Усть-Илимской ТЭЦ.
Актуализация проблемы урока (учитель).
На доске висит большая детская картина, звучит припев песни «Пусть всегда будет солнце».
Всеобщее и все возрастающее внимание у нас в стране и во всем мире к проблемам экологии не случайно. Оно вызвано обостряющимися проблемами глобального масштаба, острота которых в полной мере еще не осознана человечеством.
Уровень производства и потребления энергии – один из важнейших показателей развития производительных сил общества. Ведущая роль принадлежит электроэнергии. Это диктуется ее преимуществами перед другими видами энергии. Так, электроэнергию можно получать за счет других разнообразных видов энергии (воды, ветра, пара, солнца, внутриядерной и т.д.); легко превращать в другие виды энергии, без больших потерь передавать на большие расстояния; достаточно просто и с высоким КПД преобразовывать, дробить на порции любой величины. Электроэнергия не наносит вреда окружающей среде. Это та самая энергия, без которой не было бы современного общества, привычных удобств, развлечений, современной цивилизации. Жалок был бы человек, не имеющий в своем распоряжении всевозможных энергетических источников, помогающих ему жить. Главный вопрос – сколько энергии нужно человечеству? Каким будет облик XXI века?
Однако не менее важными вопросами являются те, в ответах на которые мы узнаем о способах ее получения, о проблемах и перспективах, возникающих при строительстве и эксплуатации электростанций различного типа. Экологические проблемы производства электроэнергии носят глобальный характер.
II. Введение.
Сообщение ведущего.
Сначала познакомимся с различными видами электростанций (обсуждение таблицы «электростанции»).
По оценкам специалистов к 2100г. население земли возрастет до 11-12 млрд., а ежегодная потребность в энергии – до 2 · 1010 тут. Возникает вопрос: сколько у землян запасов органического топлива (основного источника энергии в настоящее время) и на сколько его хватит? Запасов ископаемого топлива около 1013 тут, извлечь же в лучшем случае можно 50 %. Другими словами, «отпущено» нам органического топлива 5 · 1012 тут, и, если человечество не изменит структуру топливно-энергетического комплекса, то сжигать нефть и газ мы можем еще 50 лет, а уголь – лет 250.
В процессе производства энергии наша планета (атмосфера, земля, реки, моря) постепенно превращается в экологически опасную свалку. Шлаки и зола засоряют территорию. Тем не менее, энергетические ресурсы почти всех стран на 70-80% представляют собой именно ископаемое топливо. Оно самое дешевое и самое эффективное, пока остается основой энергетики (на 75%).
Ну, а сейчас мы с вами познакомимся с работой различных видов электростанций, с их «плюсами» и «минусами» и с тем какие экологические проблемы возникают при использовании тех или иных видов электростанций. Также попробуем найти альтернативные способы уменьшения вредных экологических воздействий.
Сообщение1. Гидроэлектростанции (ГЭС).
(
Обсуждение схемы гидростанции на примере Волжской ГЭС.)
ГЭС активно работают около столетия. На первый взгляд эти станции кажутся экологически чистыми предприятиями – нет ни химического, ни теплового загрязнений. Они предоставляют возможность улучшить условия судоходства, затопить пороги, регулировать сток воды, орошать поля, защищать прилегающие территории от катастрофических наводнений, на водохранилищах разводить рыбу и организовывать массовый отдых.
Гидроэлектростанции имеют немало преимуществ перед тепловыми и атомными, они не нуждаются в топливе и потому вырабатывают более дешевую электроэнергию. Их энергетические ресурсы огромны и к тому же непрерывно возобновляются.
ГЭС – высокоэффективные предприятия: они производят около 10% мировой электроэнергии при самой низкой себестоимости.
Эколог.
Однако при всех преимуществах гидроэлектростанций, нельзя не отметить какой вред наносят они окружающей среде:
  • Уже на стадии возведения гидротехнических сооружений загрязняется место строительства.
  • Строительство плотин на больших равнинных реках приводит к затоплению огромных территорий под водохранилища.
  • Местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию местности, эрозии берегов и возникновению оползней.
  • При прорыве плотины неизбежно происходит массовая гибель людей.
  • Изменяется микроклимат, как следствие, изменяются условия существования флоры и фауны.
  • Вода в хранилищах застаивается, ее течение замедляется, что приводит к замедлению водообмена и ухудшению самоочищения, а также сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в реке и у реки.
Сообщение 2. Тепловые электростанции (ТЭС).
На доске схема тепловой электростанции и фоторепортаж с Усть-Илимской ТЭЦ.
Тепловая электростанция – сложное и обширное хозяйство. Подчас она занимает территорию в 70га. Помимо главного корпуса, где размещены энергоблоки, здесь располагаются различные вспомогательные производственные установки и сооружения, электрические распределительные устройства, лаборатории, мастерские, склады и т.п..
Обсуждение схемы тепловой электростанции.
«Движущая сила» тепловой электростанции – пар. Именно он вращает колесо турбины и насаженный на ее ось генератор, вырабатывающий электроэнергию. Получают пар в котельных агрегатах, в которых сжигается топливо (уголь, нефть, газ). Из котла пар направляют в парообогреватель и доводят там до температуры 6500С при давлении 10атм. Этот так называемый острый пар и поступает в турбину. Она состоит из нескольких контуров; пар последовательно проходит через них, постепенно остывая. Затем пар попадает в теплообменник, где нагревает воду. Ее подают в жилые дома и на предприятия (централизованное отопление жилых зданий до 80%).
Генераторы тепловых электростанций вырабатывают ток напряжение в десятки киловольт. На трансформаторной подстанции оно повышается до сотен киловольт, и по высоковольтным линиям электропередачи (ЛЭП) ток направляется к потребителям. Мощность теплоэлектростанций сегодня достигает сотен мегаватт. В нашей стране от них поступает к потребителям наибольшая часть получаемой электроэнергии.
Эколог.
«Минусы ТЭС».
  • Высокая себестоимость электроэнергии.
  • Отчуждение благородных земель под добычу топлива, водохранилища, сеть железных дорог, угольные карьеры, отходы (шлак, зола).
  • Зависимость от крупных водных источников и нанесение им ущерба.
  • Загрязнение атмосферы вредными выбросами и тепло...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.17 | Просмотров: 2540

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340