Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока истории в 10-м классе по теме: Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, бесы? - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока истории в 10-м классе по теме: Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, бесы?


Автор(ы): Пересыпка Елена Вениаминовна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: урок-семинар с элементами интегрирования курса истории и литературы (роман Ф. Достоевского “Бесы”)
Цели урока:
  • используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы;
  • продолжить работу над развитием у учащихся навыков дискуссии
  • воспитывать нравственные ориентиры, в числе которых – уважение к историческому прошлому нашей страны, способность сопереживать другим людям, положительное восприятие опыта других эпох и поколений, терпимость к иным точкам зрения по обсуждаемым вопросам
  • повторение всего программного материала по народническому движению.
Оснащение урока:
  • портреты народников (С. Перовской, М. Бакунина, Лаврова)
  • портрет Александра Второго
  • картины: Ярощенко “Студент”, И. Репин “Арест пропагандиста”, “Не ждали”, “Отказ от исповеди”
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
1 марта 1881 г. после 7 неудачных покушений членам террористической организации “Народная воля” удалось, наконец, привести в исполнение смертный приговор императору Александру II. Царь-освободитель, царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким. Что произошло дальше? Ничего. Революция, народный бунт не вспыхнули. На смену Александру!! пришёл его сын Александр III. Так что же все жертвы народников были напрасны? Они ничего не изменили в жизни народа, а значит их цели были не осуществимы? Обо всём об этом мы будем говорить сегодня на нашем уроке-семинаре. Тема семинара: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, бесы?” Это будет проблемным вопросом нашего урока, на который каждый попытается дать свой ответ. Я уверена, вы серьёзно подготовились к уроку и у нас получится интересный, содержательный разговор. Вопросы для обсуждения (написаны на доске)
1. Цели, программа народников. 3 течения в народничестве
2. Деятельность народников в 60-70-е годы и её результат.
3. Штрихи к портретам революционеров- народников.
4. Нечаев и нечаевщина. Террор как средство достижения поставленной цели (дискуссионный вопрос)
5. Значение народнического движения в революционном движении в России в 19- 20-в.
6. Обсуждение проблемного вопроса: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты- авантюристы, бесы?”
№ 1. (фронтальная беседа по 1 вопросу)
а) Цели народников
б) Экономическая и политическая программа народников
в) Кто стоял у истоков народнического движения?
г) Ошибки народников
д) 3 течения в народническом движении и их лидеры
е) Что свидетельствует о слабости народнического движения уже в первые годы его деятельности?

№ 2 (индивидуальная беседа по 2 вопросу)
Деятельность революционеров-народников в 60-70-е годы (рассказ-ответ учащегося)
Вывод учителя по 2 вопросу.
Народ поднять на революционную борьбу вначале 70-х г. не удаётся, полиция зверствует. Народническое движение охватывает не только центральные губернии России, но кружки, отделения “Земли и воля” действуют и в провинции. На территории Марийского края также шла активная революционная работа. Среди революционеров-народников в нашем крае особенно известны следующие
  • И. Климин из г. Козьмодемьянска
  • А. Кувшинская. из с. Кокшаги
(имена революционеров-земляков записываются в тетради)
Народники в Марийском крае действовали очень дерзко. 1 декабря 1879 г. на имя секретаря Уржумской уездной земской управы поступила прокламация от “исполнительного комитета “Народной Воли”. Распространялись такие нелегальные издания как “Демонстрация на площади Казанского собора”, “ Правительственная комедия” Летом 1879 г. уржумский уездный исправник и уездная земская управа получили 2 экземпляра 5 номера “Земли и воли”. Выяснилось, что адреса были написаны Анной Якимовой. Анна Якимова стала одним из крупнейших деятелей “Земли и воли” она училась в Вятском епархиальном училище, где она увлеклась книгами Чернышевского, которые сформировали её революционные взгляды. Затем она работала народной учительницей в Орловском уезде,распространяла нелегальную литературу среди студентов,крестьян. За пропаганду революционных идей в 19 лет была арестована, 3 года провела в тюрьме,но это её не сломило. В 1878 г. она переехала в Санкт-Петербург, стала хозяйкой конспиративной квартиры группы Г. Плеханова. В 1879 г. Анна Якимова стала членом исполнительного комитета “ Народной воли”. Она принимала участие в нескольких покушениях на царя. В марте 1881 г. вместе с другими народовольцами была арестована и ей был вынесен смертный приговор. который заменили бессрочной каторгой. Впоследствии она продолжит свою революционную деятельность и скончается в 1942 г.
Вера Фигнер писала о нашей землячке: “Якимова изумительная по своей смелости, находчивая в опасности и беззаветно преданная революционному делу”.
Таких как А. Якимова были тысячи. Давайте вспомним наиболее известных революционеров – народников. Учащиеся дают краткие “зарисовки” Бакунина, Перовской, Плеханова, Лаврова.
Русский художник Илья Репин посвятил революционерам 70-х г. целую серию знаменитых картин, и они как никто лучше позволяют нам представить этих людей.
Анализ картин. Вопросы учителя к классу по картинам:
1. Какие качества на ваш взгляд присущи этим людям?
Ученики отмечают мужество, непокорность обстоятельствам, уверенность в своей правоте, непримиримость с царским режимом.
2. Ваше отношение к этим революционерам?
У части учащихся они вызывают чувства восхищения их мужеством, самопожертвованием, другие жалели этих людей.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что художнику удалось передать в этих портретах и трагизм обстоятельств и в тоже время непреклонную веру в правильность избранного пути - пути борьбы за лучшую долю народа. Они страдают от лишений, на них свалившихся, но они не покорены, не сломлена их воля - воля борцов.
№. 3. Штрихи к портретам революционеров-народников.
Учащиеся краткими сообщениями, подготовленными самостоятельно заранее, дают краткие характеристики С. Перовской, С. Лаврову, Г. Плеханову и другим.
№4. Нечаев и нечаевщина.
В 1869 г., в Москве, в Петровском парке произошло убийство мало кому известного молодого человека – студента Иванова. Убийство гнусное, впятером на одного: двое заманили в безлюдное место, затолкали в грот, 3-е набросились, один держал за руки, второй душил, третий выстрелил в голову. Труп бросили в пруд. Через 4 дня полиция его обнаружила. Это убийство будет очень заметным во 2-й пол. XIX века. Это событие ляжет в основу сюжета знаменитого романа Ф. М. Достоевского “Бесы”
Ф. М. Достоевский сам прошёл мученический путь заговорщика-мечтателя, принадлежал к тайному обществу Петращевского и в 1849 г. осуждённый на смертную казнь, стоял на эшафоте, но в последнюю минуту был прощён и отправлен на каторгу. Ф Достоевский обессмертил и жертву и убийц. Данное убийство обозначило движение, которое по имени главного убийцы С. Нечаева, получило название “нечаевщины”. Это движение переполошило всю Россию; жандармов, либералов, бросило тень на всех революционеров.
С. Нечаев – одна из самых тёмных и загадочных личностей в революционном движении в России. Кто же он? (сообщение ученика)
Сергей Нечаев, сын сельского священника, желчный, болезненного вида юноша приобрёл с годами большую славу. В1871 г. когда судили нечаевцев он ускользнул от суда в Европу, где сумел очаровать простодушного Огарёва и неукротимого Бакунина, убедил их в том? что возглавляет в России громадное тайное общество, выманил у Огарёва большую сумму денег. После процесса 1871 г. европейские революционеры отшатнулись от него. В 1872 г. он будет выдан швейцарским правительством России как уголовный преступник, посажен в Петропавловскую крепость, где и погиб ровно через 13 лет после убийства студента Иванова.
У Нечаева и его сподвижников нет ни программы, ни целей: “Мы имеем только один отрицательный, неизменный план - общего разрушения”. Неудивительно, что они не останавливаются перед разрушением (убийством) одного человека. Герой Достоевского Шатов (прототип Иванова) был убит ни за что, по пустому подозрению в предательстве, выдуманном Верховенским (Нечаевым)/ Ни один из 4-х, кого Верховенский сплотил и сговорил к убийству не верили до последней минуты, что Верховенский его приведёт в исполнение. Они думали, что тот, их лишь пугает, хочет заставить подчинятся. Но Верховенскому нужна кровь. Послушаем его рассуждения после казни (учитель зачитывает отрывок из романа “ Бесы” стр. 516, 518)
“ - Господа, обратился ко всем Петр Спепанович, теперь мы разойдёмся. Без сомнения, вы должны ощущать ту свободную гордость, которая сопряжена с исполнением свободного долга… Что до опасности, то никакой не предвидится. Никому и в голову не придёт подозревать из нас кого-нибудь, особенно если вы сами сумеете повести себя: так что главное дело всё-таки зависит от вас же…Для того, между прочим, вы и сплотились в отдельную организацию свободного собрания единомыслящих, чтобы в общем деле разделить друг с другом, в данный момент, энергию и, если надо, наблюдать и замечать друг за другом. Каждый из вас обязан высшим отчётом. Вы призваны обновить дряхлое и завонявщее от застоя дело: имейте всегда это перед глазами для бодрости. Весь ваш шаг пока в том, чтобы всё рушилось: и государство и его нравственность. Останемся только мы,заранее предназначившие для приёма власти: умных приобщим к себе, а на глупцах поедем верхом. Этого вы не должны конфузиться. Надо перевоспитать поколение, чтобы сделать достойным свободы. Ещё много тысяч предстоит Шатовых. Мы организуемся, чтобы захватить направление: что праздно лежит и само на нас рот пялит, того стыдно не взять рукой. ”
Вопросы к учащимся по анализу прочитанного эпизода.
1. Каким человеком представляется вам Верховенский? Какие чувства вызывают у вас его теория?
2....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.17 | Просмотров: 2402

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340