Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Аспекты анализа урока в системе Л.В. Занкова - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Аспекты анализа урока в системе Л.В. Занкова


Автор(ы): Марухина Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.
Так что же дает анализ урока для учителя-занковца? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя, дающего урок.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Анализ урока требует достаточно высокого уровня научной подготовки учителя, способности к рефлексии и комплексного анализа своей деятельности, к самостоятельным действиям в режиме творческого самоуправления
Особенностью критериев является то, что они лаконичны, понятны и содержательны. Учителю катастрофически не хватает времени, поэтому педагоги оправданно стремятся к внятной и доступной системе анализа.
Необходимость в построении собственного анализа урока возникла при переходе классов развивающего обучения в основную школу. Для того, чтобы этот процесс был как можно безболезненным, действовал постоянный семинар по внедрению технологии Занкова, были даны пробные уроки, проведен мониторинг качества реализации технологии развивающего обучения Занкова, по материалам которого была определена программа преемственности. Наблюдения над работой учителей в классах развивающего обучения показали, что педагоги по-разному интерпретируют содержание и логику изложения учебного материала, по-разному понимают природу и функции учебной задачи, по-разному организуют деятельность учащихся. В целом педагогическая деятельность во всех трех своих аспектах (предметно-логическом, структурно-деятельностном и организационно-коммуникативном) осуществляется на достаточно высоком уровне. У учителей отмечаются хорошо развитый рефлексивный самоконтроль и ярко выраженная способность к адекватной оценке конкретных ситуаций, что обеспечивает им возможность оперативно и адекватно решать проблемы, возникающие по ходу урока.
Изучение проблемы реализации компонентов технологии РО внутри урока и внеурочной деятельности характеризуется не только позитивными результатами и очевидными достижениями, но и серьезными противоречиями и проблемами. В практике фиксируются технологические нарушения развивающего обучения. Доминирующее место на уроках по-прежнему занимали объяснительно-иллюстративные методы обучения. Технологические процедуры, связанные с постановкой учебной проблемы, с организацией учебно-поисковой деятельности детей, оказываются невостребованными в практике школьных уроков, педагогам нередко недостаёт глубокого понимания сущности научно-теоретических понятий, лежащих в основе предметного содержания, далеко не всегда удается создать нужную проблемную ситуацию, наладить учебный диалог, организовать эффективную групповую работу учащихся. Это порождает определенные трудности в усвоении программного (особенно теоретического) материала. Таким образом, наиболее уязвимым элементом системы развивающего обучения является педагогическая деятельность учителя. Именно отступления от заложенного в проекте типа педагогической деятельности, особенно на организационно-коммуникативном уровне, для многих учителей оказываются источником весьма серьезных трудностей при реализации системы развивающего обучения, а в ряде случаев приводят к ее деформации, трудности с недостаточной подготовленностью учителей к работе в системе развивающего обучения связаны с недостаточным количеством информации.
Задавшись целью продемонстрировать неиспользуемые резервы уже имеющегося материала по анализу уроков, была разработан вариант анализа урока (технология Занкова), созданы и определены критерии и ориентиры, определяющие пути и средства разработки учителем целостной технологии реализации урока.
Анализируя уроки, нужно учитывать такие конкретные обстоятельства: особенности темы и возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков.
Важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются), индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Формы применения этого варианта анализа м...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1921

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340