Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Креативный учитель – какой он?
Автор(ы): Григорьева Валентина Владимировна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Быть всегда творческим-значит быть всесильным. Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемы и разрабатывать новые концепции. Марк Фишер В наше время люди всё в большей мере осознают, что именно творчество - одна из самых важных составляющих профессионального успеха. Однако до сих пор нет ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества. Программы курсов повышения квалификации работников образования также не включают вопросы обучения творчеству. В США, например, существует институт по вопросам творческого решения проблем (Нью-Йоркский университет в Буффало), созданы различные компании, которые организуют семинары по вопросам творческого развития. У нас же много написано о развивающем обучении, о моделировании. А на деле преподавателям, которые заинтересованы в обучении и воспитании учащихся с высоким творческим потенциалом, приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал. Нужно признать, что единственный истинный источник творчества - это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Для того чтобы воспитать творческого ученика, нужно постоянно заботится о том, чтобы самому не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Химия - один из самых сложных школьных предметов. Двух часов хватает только на изучение обязательного минимума содержания, который из-за большого объёма теоретического материала, становится максимумом. А как хочется выйти за пределы учебника, ведь химия - интереснейшая наука. Пытаюсь решить эту проблему несколькими способами. Использую систему творческих заданий. Прошу детей найти связь между учебным материалом и явлениями, с которыми они сталкиваются в быту и в природе, т. е. стараюсь придать предмету практическую направленность. Приведу несколько примеров из таких подборок, сделанных учащимися: 1. В теме «фосфор» объяснили появление блуждающих огней. Один из очевидцев этого явления природы описывает его следующим образом: «Не стану описывать нашего путешествия, как мы мокли и вязли в болоте, и как, наконец, добрались до кладбища. Мы видели целую массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом в аршин, другие много меньше. Вот на выступающем бугорке вспыхнуло бледное слегка синеватое пламя, заколыхалось, а при первом дуновении ветерка быстро помчалось вперёд. Вот загорелся другой огонёк, вот бегут их десятки. Огоньки летают…» В природе условия для образования водородных соединений встречаются там, где происходит интенсивное, без доступа воздуха, гниение органической материи, богатой фосфором: в гниющих болотах и на кладбищах. Просачиваясь вместе с другими газообразными продуктами гниения на поверхность земли и вступая в соприкосновение с воздухом, фосфористый водород окисляется, вызывая при благоприятных условиях появление блуждающих огней. 2. В теме «углерод» объясняем причину появления накипи в чайнике, образования пещер в известковых породах, сталактитов, сталагмитов, приводим примеры смертельного отравления и в наши дни угарным газом: Делаю и сама подборку интересного материала по текущей теме, используя его на спецкурсах, что привлекает на спецкурс даже слабых учеников. Как зажечь интерес в ребятах, если им кажется, что всё увлекательное происходит за стенами школьных кабинетов? Можно использовать их увлечения компьютерами на уроке. Материал по химии элементов - самый благодатный для создания презентаций. Давая в этом году такие задания, была удивлена активностью, творческим подходом и увлечённостью, которую проявили ребята, не без гордости, демонстрирующие свои презентации с картинками, спецэффектами и даже опытами на компьютере в классе. Следующим способом увлечь ребят может служить разработка домашнего химического эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся. Например, в теме: «Вода. Растворы. Основания» предлагаю серию домашних опытов, которые помогут учащимся более осознанно усваивать основы научных знаний; перегонка воды, обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в быту, изучение растворимости воздуха в воде, выращивание кристаллов. При этом даю полное описание эксперимента и вопросы для обсуждения. Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса, в учебную и во внеклассную работу. А продолжить эту фразу можно так: «А хороший эксперимент может быть проведён в хорошем химическом кабинете» Наш кабинет постепенно превращается в творческую лабораторию, пройдя этапы: - приобретение химической мебели, микролабораторий для практических работ, современных таблиц
- оформление тематических стендов и выставок
- накопление коллекций различных веществ
- рациональное размещение оборудования и реактивов
- техническое оснащение кабинета
В 2004 году кабинет химии гимназии занял 1-ое место в городском смотре конкурсе среди инновационных школ. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.21 | Просмотров: 2258
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|