Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Виртуальный литературный музей
Автор(ы): Панкратова Ольга Михайловна, зам. директора по НМР, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. “Музейная педагогика” (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) - область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды. Цели: способность пробуждать интерес к познанию отечественной литературы и культуры через литературные музеи и их коллекции; воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры. Используя деятельностный подход в обучении, можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших художников слова сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека. Виртуальный музей должен помочь ребенку стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Виртуальный музей, рекламируя музей-прародитель в глобальных сетях, представляет нам справочную информацию о музее, его работе, выставках и коллекциях. Режим коллективных экскурсий по литературным музеям дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей, и не один, а десятки и сотни - сегодняшняя реальность. Учитывая педагогические цели и задачи, обозначенные выше, данный элективный курс “Виртуальный литературный музей”, на занятиях которого предполагается знакомство с Интернет-коллекциями знаменитых литературных музеев мира, позволит учащимся ощутить как “живут” экспонаты и даст возможность почувствовать себя зрителем в музее. А слова Д.С. Лихачева: “Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла”, являются знаковыми для данного элективного курса. Не нужно думать, что ученики все узнают о писателе “посетив” музей его имени, или все поймут в живописи, “сходив” в картинную галерею или на художественную выставку. Процесс познания растягивается на всю жизнь и то не всегда бывает совершенным. Важно выработать в человеке любознательность, желание делать себя как личность, совершенствовать свой духовный мир. И это не только на школьные годы, это – навсегда. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 10-11 классов филологического профиля. Основные цели и задачи курса: - формировать художественную культуру учащихся, их эстетическую позицию;
- развивать индивидуально-творческие задатки учащихся;
- развивать самостоятельность и формировать исследовательские способности учащихся;
- развивать устную речь учащихся, воображение;
- воспитывать любовь к литературному наследию.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала. Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие. Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие. По окончании курса учащиеся должны знать структуру литературного музея, уметь подобрать для такого виртуального музея экспонаты, дать им оценку, проникнуть в глубину художественно-образного замысла писателя, художника или композитора. Применять полученные знания и умения в разработке различных творческих проектов, в организации праздников, конкурсов, в создании презентаций. Программа элективного курса “Виртуальный литературный музей” (34 часа) 1. Литературный музей. (2часа) Литературный музей как центр изучения жизни и творчества писателей. Известные пушкинские и другие литературные музеи. Интернет-коллекции знаменитых литературных музеев мира. Постоянные экспозиции, систематизация материала. Подбор информации для литературного музея. Составление тем экскурсий. 2. Музей истории русской литературы. (3 часа). Понятие о мировом литературном процессе. Стадиальное развитие литературы. Понятие национального своеобразия литературы. Русский фольклор. Возникновение русской литературы. Русское “Предвозрождение”. Эпоха Возрождения в русской литературе. Становление русского классицизма. Романтизм и реализм: взаимодействие художественных систем. Развитие литературы критического реализма. Пути развития литературы в ХХ столетии. Русская литература на современном этапе. 3. “Выставка” жанрового многообразия литературы. (3 часа) Тип поэтической структуры, выражающий собой ту или иную сторону социальной психоидеологии на определенной стадии ее исторического развития и обнимающий собой более или менее значительное количество литературных произведений. Разнообразие жанров. 4. Музей литературного героя. (7 часов) Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. Подбор и систематизация материала по составлению “Музея “Лишних людей”, “Маленького человека”, вернисажа женских образов, галереи “Героев своего времени”, музея фантастических литературных персонажей и т. п. 5. “Бюро находок” в виртуальном литературном музее. (3 часа) Предметный мир в литературе. Роль художественной детали в литературном произведении, в раскрытии характера. Анализ авторского замысла. Символическое значение детали. 6. В концертном зале литературного музея. (3 часа) Лучшие образцы музыкального, актерского и авторского исполнения литературных произведений как возможность полнее осознать литературное произведение. Характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства. 7. Мастерская художника-иллюстратора. (3 часа) Ведущие художники-иллюстраторы. Литературный портрет в произведении. 8. Лаборатория поэтического мастерства. (3 часа) Использование при анализе художественных произведений следующих основных понятий: средства художественной выразительности (эпитет, метафора, гипербола и т.д.), средства стилизации, пафос художественного произведения, факт и вымысел в художественном произведении, стихотворный ритм, стихотворная стопа, размер. 9. Презентация виртуального литературного музея. (3 часа для индивидуальных консультаций и 3 часа для защиты проекта). Тематическое планирование. № п/п | Тема занятия | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся | 1. | Вводное занятие. Программа курса. Литературные музеи в сети Интернет. | Лекция с элементами беседы. Презентация литературных музеев в Интернет (“музейный калейдоскоп”). | Знакомство с программой курса; выбор тем для исследовательской работы, творческого проекта.Составление опорной записи. | 2. | Презентация литературного музея из сети “Мировой паутины”. | Практическая работа. | Анализ материала, представление музея: адрес, основные экспозиции; творческая работа – написание отзыва о музее. | 3-4 | Музей истории русской литературы. | Информационно-литературное исследование. | Сообщения об основных этапах развития литературы; составление электронных опорных схем; наполнение слайда для презентации (индивидуальная и парная работа). | 5. | Защита проекта “Музей русской литературы” (презентация слайда) | “Виртуальная” панорама. | Представление слайдов, оформление презентации. | 6. | Жанровое многообразие литературы. | Лекция с элементами беседы. | Составление опорной схемы (электронный документ); подбор примеров для иллюстрирования выбранного литературного жанра. | 7-8. | “Выставка” жанрового многообразия литературы. | Информационно-литературное исследование. | Сообщения; создание и просмотр слайдов; рецензия на работу. | 9. | Образы литературных героев как возможность художественного отображения эпохи. | Литературная гостиная. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2598
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|