Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Комплексная система коррекционно-педагогического воздействия через составление карты психофизического развития детей
Автор(ы): Дулисова Татьяна Владленовна, пееагог-психолог, учитель-логопед; Семенякова Клавдия Михайловна, дефектолог, логопед, спецпсихолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проводя логопедическое обследование детей, мы обращаем внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. Некоторые из них отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для некоторых характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Запас сведений и представлений у части детей ограничен, не вполне сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Их речь характеризуется бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, примитивной формой общения. Выработка плана коррекционно-педагогической работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. Составлению плана работы предшествует тщательное исследование речевых возможностей детей. Основной задачей в коррекционно-педагогической работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции развития. На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную психокоррекционную программу, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы должны принимать участие все необходимые специалисты (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, педагоги и др.). Выбор «траектории» развития ребёнка зависит от проведенной комплексной диагностики и создании индивидуальной коррекционно-развивающей программы, исходя из потенциальных возможностей ребёнка. Однако каждый специалист заполняет свою документацию, делает выводы, заключения, рекомендации для ребёнка. Для объединения всех диагностических данных о ребёнке в МОУ СОШ №7 Советского района г. Красноярска была разработана компактная блок-схема, отражающая объективное развитие ребёнка. Эту блок-схему можно использовать в целом для группы-класса, как в школе, так и ДОУ. Названа блок-схема – графическая карта комплексного психофизического развития. С 2006 года по 2008 год проводилась экспериментальная работа. Графическая карта комплексного психофизического развития позволяет составить комплексную коррекционно-развивающую программу с учётом личностно-ориентированного подхода к проблемам каждого ребёнка и группы-класса в целом. Оформление графическая карта комплексного психофизического развития может быть выполнено в цветном варианте или в нумерации списочного состава группы-класса. Кроме того, составляя ежегодно графическую карту комплексного психофизического развития можно проводить анализ-срез по развитию детей, анализировать работу каждого специалиста. (Приложение№1-2: «Графическая карта комплексного развития»; «Табличный вариант карты») Графическая карта комплексного психофизического развития рациональна, удобна, наглядна, динамична в работе и эффективна. Мобильная блок-схема может быть использована в учреждениях разного типа, где работают узкие специалиста: логопеды, дефектологи, психологи, медики разного профиля и др. С помощью данной графической карты комплексного психофизического развития можно достаточно качественно увидеть результативность коррекционно-развивающего процесса. На I этапе – поступающие дети проходят дифференцированное обследование специалистов. После чего заполняется карта актуального развития, затем планируется проведение консилиумов. (Приложение № 2. «Личная карта развития на начало года») На II этапе – проводится промежуточная коррекционно-развивающая работа (примерно через полгода после поступления ребёнка). На III этапе – обобщаются итоги за год. Делается аналитический отчёт перед администрацией – результаты деятельности (качественный и количественный в % - ом выражении). Что же предполагает комплексная карта развития и коррекции? - Наглядное заполнение карты психофизического развития ребёнка при поступлении в образовательное учреждение.
- Выявление индивидуально-типологических особенностей ребёнка.
- Построение модели общей и индивидуализированной коррекции недостатков развития.
- Подбор наиболее доступных приемов и методов работы с созданием «зоны ближайшего развития» и её системности.
- Комплексная, поэтапная коррекция дефектов развития ребёнка и их компенсация.
- Совместное взаимодействие специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, медика и др.) по выбору оптимальных и рациональных педагогических технологий для коррекции дефектов развития ребёнка или их компенсации.
- Наиболее доступная и наглядная степень контроля в управлении. Своего рода административный ресурс получения информации, для более объективной оценки качества работы специалистов.
В дальнейшем, приступая к занятиям, дефектолог-логопед находится в постоянном рабочем контакте с врачом, психологом, педагогом, учитывает общесоматическое состояние ребёнка, некоторые ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.22 | Просмотров: 1759
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|