Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Аспекты исследовательской деятельности в работе преподавателя математики
Автор(ы): Семенихина Наталья Кузьминична, преподаватель математики, заведующая отделением
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В течение ряда лет моей личной методической темой является “Исследовательская деятельность в работе преподавателя”. Во-первых, хотелось бы разделить понятия: исследования и проекты, также и понятия учебное исследования и научное исследования. - Исследовательская деятельность обучающихся
– деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования. Предполагается выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе. И главное, самостоятельно получаемых знаний, которые являются новыми и значимыми для конкретного студента. В нашем техникуме, как и во многих других, сложилась система исследовательской и творческой работы. Я остановлюсь лишь то, что касается математике. На первых же занятиях (3,4 занятие) на первом курсе перед студентами я ставлю задачи проектно-исследовательского характера. При этом выдаю приблизительный список направлений работ. - Магия чисел.
- Шифровальные таблицы.
- История возникновения математики.
- Появление логарифмов.
- Головоломка “Кубик Рубика”.
- Геометрические иллюзии.
- Теорема Пифагора.
- Геометрический вальс.
- Реклама.
- Симметрия вокруг нас.
- Дроби и музыка.
- Календарь.
- Лист Мебиуса.
- Математика в искусстве.
- Математика и оборона.
- Графы.
Во втором семестре, как правило, со студентами работать значительно проще и они увереннее и проще идут на проведение различных работ. Рассматриваем возникновение, применение различных понятий из изучаемых разделов: “Производная”, “Интеграл”, “Многогранники и тела вращения”. По теме “Производная и её применение” в прошлом году провела урок-конференцию. Заслушали краткие, 3-5 минут, сообщения студентов по исторической и практической тематике. В этом году планирую организовать Фестиваль исследовательских проектов по этой теме. На 2 курсе, поскольку в нашем календарно-тематическом плане заложены часы на изучение “Аналитической геометрии”, регулярно проводим ролевую игру с элементами исследования “Суд над кривыми II порядка”. Этот открытый урок (обязательно с приглашением администрации или коллег) завершает изучение данной темы и является своеобразным праздником. Итоги оформляются и вывешиваются. Приложение №1. Как можно представить проект. Виды презентаций проектов. - Доклад;
- Слайд-шоу;
- Компьютерная презентация;
- Игра;
- Стендовая презентация;
- Концерт;
- Видеофильм;
- Реклама;
- Театрализованное представление;
- Демонстрация электронных пособий и т.д.
Требования к презентации. Защита презентации проводится самим автором ( индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект). Содержание и композиция защиты – презентации определяются авторами самостоятельно. Однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: Актуальность и обоснованность темы, цели и задачи проекта, краткое содержание, выводы, обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем, рекомендации по возможной сфере практического использования проекта. После завершения выступления участники должны ответить на вопросы жюри и других участников конференции. Далее представлены возможные номинации проектов. (Материал может быть использован для урока-Фестиваля). - Проект - открытие
- Проект - удивление
- Проект - уникальность
- Проект - забавный
- Проект - академический
- Проект - размышление
- Проект - полет фантазии
- Проект - эрудиция
- Проект - исследование
- Проект - проблема
- Проект - эври...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2554
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|