Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Аспекты исследовательской деятельности в работе преподавателя математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Аспекты исследовательской деятельности в работе преподавателя математики


Автор(ы): Семенихина Наталья Кузьминична, преподаватель математики, заведующая отделением


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В течение ряда лет моей личной методической темой является “Исследовательская деятельность в работе преподавателя”.
Во-первых, хотелось бы разделить понятия: исследования и проекты, также и понятия учебное исследования и научное исследования.
  • Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.
  • Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
  • Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования. Предполагается выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Учебное исследование и научное исследование.
Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе. И главное, самостоятельно получаемых знаний, которые являются новыми и значимыми для конкретного студента.
В нашем техникуме, как и во многих других, сложилась система исследовательской и творческой работы. Я остановлюсь лишь то, что касается математике.
На первых же занятиях (3,4 занятие) на первом курсе перед студентами я ставлю задачи проектно-исследовательского характера. При этом выдаю приблизительный список направлений работ.
  • Магия чисел.
  • Шифровальные таблицы.
  • История возникновения математики.
  • Появление логарифмов.
  • Головоломка “Кубик Рубика”.
  • Геометрические иллюзии.
  • Теорема Пифагора.
  • Геометрический вальс.
  • Реклама.
  • Симметрия вокруг нас.
  • Дроби и музыка.
  • Календарь.
  • Лист Мебиуса.
  • Математика в искусстве.
  • Математика и оборона.
  • Графы.
Во втором семестре, как правило, со студентами работать значительно проще и они увереннее и проще идут на проведение различных работ. Рассматриваем возникновение, применение различных понятий из изучаемых разделов: “Производная”, “Интеграл”, “Многогранники и тела вращения”.
По теме “Производная и её применение” в прошлом году провела урок-конференцию. Заслушали краткие, 3-5 минут, сообщения студентов по исторической и практической тематике. В этом году планирую организовать Фестиваль исследовательских проектов по этой теме.
На 2 курсе, поскольку в нашем календарно-тематическом плане заложены часы на изучение “Аналитической геометрии”, регулярно проводим ролевую игру с элементами исследования “Суд над кривыми II порядка”. Этот открытый урок (обязательно с приглашением администрации или коллег) завершает изучение данной темы и является своеобразным праздником. Итоги оформляются и вывешиваются.
Приложение №1.
Как можно представить проект. Виды презентаций проектов.
  • Доклад;
  • Слайд-шоу;
  • Компьютерная презентация;
  • Игра;
  • Стендовая презентация;
  • Концерт;
  • Видеофильм;
  • Реклама;
  • Театрализованное представление;
  • Демонстрация электронных пособий и т.д.
Требования к презентации.
Защита презентации проводится самим автором ( индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект).
Содержание и композиция защиты – презентации определяются авторами самостоятельно. Однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: Актуальность и обоснованность темы, цели и задачи проекта, краткое содержание, выводы, обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем, рекомендации по возможной сфере практического использования проекта.
После завершения выступления участники должны ответить на вопросы жюри и других участников конференции.
Далее представлены возможные номинации проектов. (Материал может быть использован для урока-Фестиваля).
  • Проект - открытие
  • Проект - удивление
  • Проект - уникальность
  • Проект - забавный
  • Проект - академический
  • Проект - размышление
  • Проект - полет фантазии
  • Проект - эрудиция
  • Проект - исследование
  • Проект - проблема
  • Проект - эври...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2554

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340