Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Элективный курс История физической науки: события, факты, люди для учащихся 10–11-х классов профильной школы
Автор(ы): Леоненко Анна Николаевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Физика представляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени… (И.Раби, лауреат Нобелевской премии по физике 1944 г.) Проблема гуманизации преподавания естественных наук является одной из самых важных и неотложных. Решение этой проблемы возможно по двум путям. Первый - экстенсивный. Он сводится к включению в учебные планы и программы образовательных учреждений (ОУ) большего числа новых гуманитарных и общественно-политических предметов в качестве обязательных или факультативных курсов. Второй путь предусматривает существенное изменение самого преподавания естественных наук. Обращение к истории науки - один из важнейших путей раскрытия человеческого смысла любой науки, а значит, осуществления принципа гуманизации. История физики - синтез естественнонаучного и гуманитарного подходов к изучению природы и общества. Первый из них характеризуется точностью, обоснованностью, логическими связями частей. Гуманитарный подход привносит в эту дисциплину мощное эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим событиям, характерные для всех областей исторической науки. Историю физики можно рассматривать как одно из главных направлений гуманитаризации естественнонаучного образования, а так же как наилучший способ реализации его гуманизации. Именно поэтому данный элективный курс можно использовать как обобщающий курс для классов естественнонаучного и физико-математического профилей, и как курс, направленный на углубление и расширение знаний по физике, интеграцию с курсом истории для учащихся гуманитарного и социально-экономического профилей. Элективный курс “История физической науки: события, факты, люди” предлагается для изучения только в старшей профильной школе, т.е. в 10х-11х классах, так как его изучению обязательно должно предшествовать изучение физики как таковой в рамках основной школы. При реализации данного элективного курса появляется возможность реализовать современную тенденцию образования, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Данный элективный курс создается с целью раскрытия учащимся эволюции важнейших идей курса физики, определения этапов становления и развития научной картины мироздания и позволяет решать следующие задачи: - помочь школьникам овладеть знаниями о культурологических ценностях как гуманитарного, так и естественнонаучного характера; о единой научной картине мира;
- способствовать расширению научного и культурного потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, развития интереса к изучению физики, уважения к науке;
- создать условия для становления комплекса компетенций, позволяющих реализовать свои замыслы в рамках информационного и коммуникативного пространства.
Построение содержания элективного курса совпадает с периодами (эпохами) развития науки. 1. Эпоха возникновения первичных физических учений охватывает период с древнейших времён до XVI в.н. э. Она включает древний мир, античные времена, Средние века (как в Европе, так и на арабском Востоке) и эпоху Возрождения. 2. Эпоха формирования физики как науки обычно определяется как период с начала XVII до конца XVIII в. В это время был заложен фундамент физики как самостоятельной науки. 3. Эпоха “классической” физики. Начавшись примерно в 1800 г., она продлилась до 1912 г. И закончилась с появлением квантовых и релятивистских представлений, революционным образом изменивших наши понятия об окружающем мире и строении материи. 4. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики длится с 1900-1905 гг. по настоящее время. ФИЗИКА В НАЧАЛЕ ПУТИ I. Эпоха возникновения первичных физических учений (с древнейших времен до XVI в.) Содержание | Биографии выдающихся ученых | Предыстория науки. Античная наука.Атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур) Механика (Архимед, Евклид) Гидростатика (Архимед, Герон Александрийский, Аристотель) Акустика (Пифагор) Оптика (Евклид, Архимед, Герон Александрийский, Птолемей) Физические знания Средневековья и эпохи Возрождения. Период развития науки на Востоке (VII-XV в. в) Период развития европейской феодальной науки (XI-XV в.в.) Период возникновения опытного естествознания (конец XV-первая половина XVII в). Научная революция Н.Коперника Борьба за гелиоцентрическую систему мира (Д.Бруно, И.Кеплер). Формирование основ научного знания (Галилей) Возникновение экспериментального и математического методов (Ф.Бэкон, Р.Декарт) Успехи экспериментальной физики (Р.Бойль, О.Герике, Х.Гюйгенс, Р.Гук) Научный метод Ньютона. | Демокрит ( 460-370 г. до н.э.)Аристотель (384-322 г. до н.э.) Евклид (III в. до н. э.) Архимед (286 -212 г. до н.э.) Герон Александрийский (450-250 г. н.э.) Птолемей (II в н.э.) Альхазен (Абу Али ибн аль-Хайсом (965-1039)) Бируни (Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-1048)) Р.Бэкон (1214-1294) Леонардо да Винчи (1452-1519) Н. Коперник (1473-1543) Д.Бруно (1548-1600) И.Кеплер (1571-1630) Г.Галилей (1654-1642) Ф. Бэкон (1561-1626) Р.Декарт (1596-1630) Р.Гук (1635-1703) Х.Гюйгенс (1629-1699) И.Ньютон (1643-1727) | КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА II. Эпоха формирования физики как науки (конец XVII века - конец XVIII века) Содержание | Биографии выдающихся ученых | Развитие классической механики (Л.Эйлер, И. и Д. Бернулли, Ж.Лагранж, Ж.Даламбер, Ж. Понселе, У.Гамильтон, К.Гаусс).Экспериментальное обоснование МКТ и возникновение статистической физики (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье, П.Лаплас, Д.Блэк, Г.Фаренгейт, Р.Реомюр, А.Цельсий, Ж.Фурье, С.Карно) Открытие основных законов электромагнетизма (П.Мушенбрук, Г.Рихман, Б.Франклин, Ш.Кулон, Г.Кавендиш, Л.Гальвани, А.Вольта). | Л.Эйлер (1707-1783)Ж.Лагранж (1736-1813) М.Ломоносов (1714-1765) С.Карно (1796-1832) Б.Франклин (1706-1790) Г.Рихман (1711-1753) Г.Кавендиш (1731-1810) Ш.Кулон (1736-1806) | Ш. Эпоха “классической” физики (1800-1900 г.) Содержание | Биографии выдающихся учёных | Открытие закона сохранения и превращения энергии (Р.Майер, Д.Джоуль, Г.Гельмгольц).Развитие термодинамики и кинетической теории газов (Р.Клаузиус, У.Томсон, Д.Дальтон, Ж.Гей-Люссак, А.Авогадро, Д.Максвелл, Д.Менделеев, И.Ван-дер-Ваальс, Д.Гиббс, Л.Больцман, Г.Камерлинг-Оннес). Возникновение и развитие теории электромагнитного поля (Х.Эрстед, А.Ампер, Г.Ом, М.Фарадей, Э.Ленц, Д.Максвелл, И.Умов, Г.Герц, А.Столетов, П.Лебедев, А.Попов). Развитие волновой оптики (Т.Юнг, Э.Малюс, Ж.Френель, Й.Фраунгофер, И.Физо, Л.Фуко). | Р.Майер (1814-1878)Д.Джоуль (1818-1889) Г.Гельмгольц (1821-1884) Р.Клаузиус (1822-1888) У.Томсон (Кельвин) (1824-1907) Л.Больцман (1844-1906) Х.Эрстед (1777-1851) А.Ампер (1775-1836) М.Фарадей (1791-1867) Д.Максвелл (1831-1879) Э.Ленц (1804-1865) Г.Герц (1857-1894) А.Столетов (1839-1896) П.Лебедев (1866-1912) А.Попов (1859-1906) Т.Юнг (1773-1829) Ж.Френель (1785-1827) Й.Фраунгофер (1787-1912) Э.Малюс (1775-1812) | СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА IV. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики (1990-1905 г.г. - по настоящее время) Содержание | Биографии выдающихся учёных | Научная революция конца XIX-начала XX в. - зарождение квантовой теории (Г.Кирхгофф, И.Стефан, В.Вин, У.Рэлей, Д.Джинс, М.Планк).Электродинамика движущихся сред и электронная теория (А.Майкельсон, Э.Морли, Г.Лоренц, Н.Лобачевскийй, А.Эйнштейн, Г.Минковский). Возникновение атомной и ядерной физики (А.Беккерель, Д.Томсон, Э.Резерфорд, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди, Н.Бор, В.Рентген). Возникновение квантовой механики (В.Гейзенберг, Шредингер, Луи де Бройль, П.Дирак, В.Паули) Русская и советская физика (А.Иоффе, А.Фридман, Я.Френкель, Л.Ландау, П.Капица, Л.Мандельштам, И.Курчатов, С. Вавилов) Лауреаты Нобелевской премии по физике (А.Нобель, Ж. Алферов, В. Гинзбург, А. Абрикосов) Физика на рубеже веков: XX - XXI век | М Планк (1858-1947)А.Эйнштейн (1879-1955) В Рентген (1845-1923) А.Беккерель (1852-1908) Э.Резерфорд (1871-1937) П.Кюри (1859-1906) М.Склодовская-Кюри (1967-1934) Н.Бор (1885-1962) В.Гейзенберг (1901-1976) Э.Шрёдингер (1887-1961) Луи де Бройль (1892-1986) А. Иоффе (1880 - 1960) И. Курчатов (1903 - 1960) Ж. Алферов (1930) В. Гинзбург (1916) И. Пригожин (1917) |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.01.23 | Просмотров: 1342
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|