Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психологическая служба в системе непрерывного образования
Автор(ы): Варламова Альбина Ивановна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержание предоставляемого материала: - Концепция «Психологическая службы в системе непрерывного образования».
- Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
- Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
- Программа психологического сопровождения учебной работы.
- Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
1. Концепция: «Психологическая служба в системе непрерывного образования». 1.1. Актуальность. В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродукциями, возрастные особенности, социальная незащищенность, стрессогенные факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии. 1.2. Основные идеи. В этот переломный момент, наряду с семейным воспитанием, образовательное учреждение рассматривается как один из путей влияния на развитие личности ребенка. Наше образовательное учреждение с 1997 г. работает под статусом республиканской экспериментальной площадки: «Школа-сад как открытая система непрерывного образования». В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста. Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, реализующих общую цель, обучение и воспитание учащихся. Наряду с различными подразделами структуры учреждения с 2001 г. начала свою работу психологическая служба школы-сада. Ведущий принцип работы основывался на принципе работы школы, в возможности системы непрерывного образования. В настоящее время отрабатывается система, которая должна обеспечивать взаимодействие всех факторов образования человека. При рассматривании проблемы развития личности ребенка выстраивается стратегия действия, суть которой заключается в непрерывном сопровождении, начиная с дошкольного возраста, кончая старшим школьным возрастом и отрочеством. Возможные пути осуществления работы основываются на возможности: - базы: детского сада и школы;
- учета того общего, что объединяет эти две ступени развития (отслеживание, организация личностно-ориентированного общения воспитателя, учителя, психолога и учащегося);
- обновления содержания образования на основе разработки и внедрения преемственных программ;
- правильной организации переходной формы деятельности;
- отработки механизмов совместной работы.
- принципа психологического комфорта, который может складываться из: стиля взаимоотношений детей, непрерывно связанных между собой и взрослыми, атмосферой дружелюбия, возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, возможности учиться и развиваться соответственно своим психо-физиологическим особенностям; атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.
1.3. Цель: создание условий эмоционально-психологического комфорта и благополучия для психического и личностного развития ребенка. 1.4. Задачи: - Укрепление эмоционально психологического состояния детей через систему непрерывного образования.
- Разработка и апробация программ психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Первичный анализ, предоставление пробных срезов, отчетов, графиков.
- Подведение итогов работы, выпуск методического материала.
1.5. Практическая значимость. - Учет банка данных, картотека индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям.
- Эффективность коррекционно-развивающей работы, связанная в возможности ранней диагностики и коррекции.
- Возможность отслеживать формирование развития личности.
- Формирование многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества.
- Реализация в педагогической деятельности экспериментальных исследований, возможность проведения периодических мониторингов.
Этапы осуществления работы Сроки
| Этап
| Задача
| Реализация
| Критерии оценки
| Ожидаемыерезультаты
| 2002–2005
| I. Организационно-подготовительный
| Отработка механизмов реализационнойчасти программы до уровня создания подпрограмм.
| - Разработка концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования».
- Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
- Определение задач дальнейшего этапа работы.
| - Отслеживание материалов банка данных, картотек индивидуальных папок на каждого учащегося.
- Коррекционно-развивающая работа.
| Создание условий для: - возможности отслеживать развитие личности учащегося;
- перехода наединый формат отслеживаемой документации;
- отбора и анализа эффективности существующего диагностического обеспечения с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала.
| 2006–2009
| II. Формирующий.
| Обеспечитьпреемственность реализуемых образовательных программ через работу поразработанным программам.
| - Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
- Программа психологического сопровождения учебной работы.
- Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
- Разработка инновационных проектов.
- Определение задач дальнейшего этапа работы.
| - Рост качества обучения и воспитания школьников по критериям и показателям, достижения планируемых результатов обучения, критериям и показателям индивидуального развития, укрепления здоровья учащихся.
- Рост числа родителей, удовлетворенных качеством обучения своих детей (по результатам независимых социологических опросов).
| - Положительное отношение учеников к образовательному процессу, повышение мотивации, как у учащихся, так и у учителя.
- Адаптация ребенка, его успешность в обучении, развитии духовности, готовности к творчеству на всех возрастных этапах.
- Совместная деятельность семьи и школы.
| 2009–2012
| III. Констатирующий.
| - Предъявление первичных результатов.
- Апробация, экспертиза работы.
| - Анализ результатов отслеживаний.
- Анализ и экспертная оценка существующих программ.
| - Разработка пакета необходимых диагностических инструментов, целевые и элективные курсы.
- Апробация разработанных проектов.
| Создание эмоционально-психологического условия дляпсихического и личностного развития ребенка.
| 2012–2013
| IV. Завершающий.
| Обобщениеи распространение опыта работы.
| - Проведение НПК.
- Публикации.
| Удовлетворенностьучастников психологического сопровождения.
| Распространение опыта работы.
| Приложение 1 Психологическая служба с самого начала своей деятельности поставила во главу угла вопрос об эмоционально-психологическом состоянии ребенка. Результатом этой работы стало составление банка данных, картотеки индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада. Данный метод работы позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям. Обязательными элементами индивидуальных папок являются: - Дневник психолого-педагогических наблюдений, разработанный Сибирским институтом РО, апробированный и обновленный по нашей системе.
- Набор диагностических минимумов по возрастным критериям:
а) подбор методик для дошкольного возраста (общие познавательные способности, определение ведущей руки, готовность к школе); б) подбор методик для младшего школьного возраста (адаптация к школе, мотивация учения, определение первичных склонностей, микроклимат класса, выявление лидеров, отклоняемых); в) подбор методик для среднего школьного возраста (определение темперамента, карта интересов, выявление уровня тревожности); г) подбор методик для старшего школьного возраста (нервно-психическая устойчивость, самооценка, профориентационные тесты). - Анализ развития личности ребенка по годам (годовой эпикриз).
Схема концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования». (Приложение 2). Структура организации работы психологической службы (приложение 3). 2. Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования. Суть программы заключается в возможности системы работы проводить коррекционно-развивающую работу как можно раньше, с детского сада, когда ребенок начинает общаться с другими детьми, когда начинается развитие личности учащегося, формирование ведущей деятельности. Целью коррекционно-развивающей работы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении, оказание разносторонней помощи учащимся. Задачи: - Выявление причин отклонения развития учащихся.
- Поиск средств и методов для развития учащегося.
- Оказание разносторонней помощи через реализацию специальных коррекционно-развивающих программ.
Основные направления работы психологической коррекционно-развивающей работы. 1. Работа по программе № 1 «ДОО» – дс: - первичное диагностирование, введение дневника психолого-педагогических наблюдений с целью учета динамики развития;
- углубленное диагностирование;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Методы: игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, развитие произвольности в двигательной сфере, психологический массаж. Предмет коррекции: дисгармония, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов, задержка психического развития. 2. Работа по программе № 2 «Начальная школа – I ступень»: - контрольное диагностирование;
- анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
- дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, развитие позитивного общения, арттерапия, релаксация, самовнушение («Я могу», «Я буду»). Предмет коррекции: трудности в адаптации в школе, готовность к обучению, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, задержка психического развития. 3. Работа по программе № 3 «Средняя школа – II ступень»: - контрольное диагностирование;
- анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
- дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия. Предмет коррекции: трудности подросткового возраста, тревожность состояний, трудности общения, низкий социальный статус, дисгармония, задержка психического развития. 4. Работа по программе № 4 «Старшая школа – Ш ступень»: - контрольноедиагностирование;
- анализ предыдущейработы по коррекционной работе;
- дальнейшая работапо коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия, поведенческая психотерапия. Предмет коррекции: когнитивная тренировка к будущей «взрослой жизни», профориентация, развитие позитивного общения, ролевое научение, статусное перемещение. 3. Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”». На основе программы Селевко. О...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.25 | Просмотров: 1663
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|