Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психологическая служба в системе непрерывного образования - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психологическая служба в системе непрерывного образования


Автор(ы): Варламова Альбина Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержание предоставляемого материала:
  • Концепция «Психологическая службы в системе непрерывного образования».
  • Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
  • Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
  • Программа психологического сопровождения учебной работы.
  • Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
1. Концепция: «Психологическая служба в системе непрерывного образования».
1.1. Актуальность.
В последнее время большую озабоченность общества вызывает эмоционально-психологическое состояние подрастающего поколения. Изменения в обществе, перелом старых представлений о мировоззрении, влияние западного воспитания открыли новые проблемы в развитии личности, как социальная дезадаптация, чрезмерное увлечение компьютерной, видео- и телепродукциями, возрастные особенности, социальная незащищенность, стрессогенные факторы, низкая мотивация к обучению, отклонения в развитии.
1.2. Основные идеи.
В этот переломный момент, наряду с семейным воспитанием, образовательное учреждение рассматривается как один из путей влияния на развитие личности ребенка. Наше образовательное учреждение с 1997 г. работает под статусом республиканской экспериментальной площадки: «Школа-сад как открытая система непрерывного образования». В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста. Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, реализующих общую цель, обучение и воспитание учащихся.
Наряду с различными подразделами структуры учреждения с 2001 г. начала свою работу психологическая служба школы-сада. Ведущий принцип работы основывался на принципе работы школы, в возможности системы непрерывного образования. В настоящее время отрабатывается система, которая должна обеспечивать взаимодействие всех факторов образования человека.
При рассматривании проблемы развития личности ребенка выстраивается стратегия действия, суть которой заключается в непрерывном сопровождении, начиная с дошкольного возраста, кончая старшим школьным возрастом и отрочеством.
Возможные пути осуществления работы основываются на возможности:
  • базы: детского сада и школы;
  • учета того общего, что объединяет эти две ступени развития (отслеживание, организация личностно-ориентированного общения воспитателя, учителя, психолога и учащегося);
  • обновления содержания образования на основе разработки и внедрения преемственных программ;
  • правильной организации переходной формы деятельности;
  • отработки механизмов совместной работы.
  • принципа психологического комфорта, который может складываться из: стиля взаимоотношений детей, непрерывно связанных между собой и взрослыми, атмосферой дружелюбия, возможности самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, возможности учиться и развиваться соответственно своим психо-физиологическим особенностям; атмосферы творчества и красоты, являющейся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.
1.3. Цель: создание условий эмоционально-психологического комфорта и благополучия для психического и личностного развития ребенка.
1.4. Задачи:
  • Укрепление эмоционально психологического состояния детей через систему непрерывного образования.
  • Разработка и апробация программ психолого-педагогического сопровождения ребенка.
  • Первичный анализ, предоставление пробных срезов, отчетов, графиков.
  • Подведение итогов работы, выпуск методического материала.
1.5. Практическая значимость.
  • Учет банка данных, картотека индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям.
  • Эффективность коррекционно-развивающей работы, связанная в возможности ранней диагностики и коррекции.
  • Возможность отслеживать формирование развития личности.
  • Формирование многообразия образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества.
  • Реализация в педагогической деятельности экспериментальных исследований, возможность проведения периодических мониторингов.
Этапы осуществления работы
Сроки
Этап
Задача
Реализация
Критерии оценки
Ожидаемыерезультаты
2002–2005
I. Организационно-подготовительный
Отработка механизмов реализационнойчасти программы до уровня создания подпрограмм.
  • Разработка концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования».
  • Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
  • Определение задач дальнейшего этапа работы.
  • Отслеживание материалов банка данных, картотек индивидуальных папок на каждого учащегося.
  • Коррекционно-развивающая работа.
Создание условий для:
  • возможности отслеживать развитие личности учащегося;
  • перехода наединый формат отслеживаемой документации;
  • отбора и анализа эффективности существующего диагностического обеспечения с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала.
2006–2009
II. Формирующий.
Обеспечитьпреемственность реализуемых образовательных программ через работу поразработанным программам.
  • Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
  • Программа психологического сопровождения учебной работы.
  • Сопровождение опытно-экспериментальной программы развития школы.
  • Разработка инновационных проектов.
  • Определение задач дальнейшего этапа работы.
  • Рост качества обучения и воспитания школьников по критериям и показателям, достижения планируемых результатов обучения, критериям и показателям индивидуального развития, укрепления здоровья учащихся.
  • Рост числа родителей, удовлетворенных качеством обучения своих детей (по результатам независимых социологических опросов).
  • Положительное отношение учеников к образовательному процессу, повышение мотивации, как у учащихся, так и у учителя.
  • Адаптация ребенка, его успешность в обучении, развитии духовности, готовности к творчеству на всех возрастных этапах.
  • Совместная деятельность семьи и школы.
2009–2012
III. Констатирующий.
  • Предъявление первичных результатов.
  • Апробация, экспертиза работы.
  • Анализ результатов отслеживаний.
  • Анализ и экспертная оценка существующих программ.
  • Разработка пакета необходимых диагностических инструментов, целевые и элективные курсы.
  • Апробация разработанных проектов.
Создание эмоционально-психологического условия дляпсихического и личностного развития ребенка.
2012–2013
IV. Завершающий.
Обобщениеи распространение опыта работы.
  • Проведение НПК.
  • Публикации.
Удовлетворенностьучастников психологического сопровождения.
Распространение опыта работы.
Приложение 1
Психологическая служба с самого начала своей деятельности поставила во главу угла вопрос об эмоционально-психологическом состоянии ребенка. Результатом этой работы стало составление банка данных, картотеки индивидуальных папок на каждого учащегося школы-сада. Данный метод работы позволяет фиксировать и отслеживать развитие каждого ребенка по возрастным критериям. Обязательными элементами индивидуальных папок являются:
  1. Дневник психолого-педагогических наблюдений, разработанный Сибирским институтом РО, апробированный и обновленный по нашей системе.
  2. Набор диагностических минимумов по возрастным критериям:
    а) подбор методик для дошкольного возраста (общие познавательные способности, определение ведущей руки, готовность к школе);
    б) подбор методик для младшего школьного возраста (адаптация к школе, мотивация учения, определение первичных склонностей, микроклимат класса, выявление лидеров, отклоняемых);
    в) подбор методик для среднего школьного возраста (определение темперамента, карта интересов, выявление уровня тревожности);
    г) подбор методик для старшего школьного возраста (нервно-психическая устойчивость, самооценка, профориентационные тесты).
  3. Анализ развития личности ребенка по годам (годовой эпикриз).
Схема концепции «Работа педагога-психолога в системе непрерывного образования». (Приложение 2).
Структура организации работы психологической службы (приложение 3).
2. Программа коррекционно-развивающей работы в системе непрерывного образования.
Суть программы заключается в возможности системы работы проводить коррекционно-развивающую работу как можно раньше, с детского сада, когда ребенок начинает общаться с другими детьми, когда начинается развитие личности учащегося, формирование ведущей деятельности.
Целью коррекционно-развивающей работы является ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении, оказание разносторонней помощи учащимся.
Задачи:
  • Выявление причин отклонения развития учащихся.
  • Поиск средств и методов для развития учащегося.
  • Оказание разносторонней помощи через реализацию специальных коррекционно-развивающих программ.
Основные направления работы психологической коррекционно-развивающей работы.
1. Работа по программе № 1 «ДОО» – дс:
  • первичное диагностирование, введение дневника психолого-педагогических наблюдений с целью учета динамики развития;
  • углубленное диагностирование;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Методы: игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, развитие произвольности в двигательной сфере, психологический массаж.
Предмет коррекции: дисгармония, нестабильность и ригидность нервной системы, неразвитость произвольности психических процессов, задержка психического развития.
2. Работа по программе № 2 «Начальная школа – I ступень»:
  • контрольное диагностирование;
  • анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, развитие позитивного общения, арттерапия, релаксация, самовнушение («Я могу», «Я буду»).
Предмет коррекции: трудности в адаптации в школе, готовность к обучению, слабая социальная рефлексия, трудности общения, неадекватное поведение, задержка психического развития.
3. Работа по программе № 3 «Средняя школа – II ступень»:
  • контрольное диагностирование;
  • анализ предыдущей работы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работа по коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия.
Предмет коррекции: трудности подросткового возраста, тревожность состояний, трудности общения, низкий социальный статус, дисгармония, задержка психического развития.
4. Работа по программе № 4 «Старшая школа – Ш ступень»:
  • контрольноедиагностирование;
  • анализ предыдущейработы по коррекционной работе;
  • дальнейшая работапо коррекционно-развивающей работе.
Методы: музыкотерапия, ролевые игры, тренинговые занятия, педобщения, библиотерапия, арттерапия, поведенческая психотерапия.
Предмет коррекции: когнитивная тренировка к будущей «взрослой жизни», профориентация, развитие позитивного общения, ролевое научение, статусное перемещение.
3. Программа психологического сопровождения воспитательной работы: «Школа трех “С”».
На основе программы Селевко.
О...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.25 | Просмотров: 1663

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340