Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Авторская (бардовская) и рок–поэзия - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Авторская (бардовская) и рок–поэзия


Автор(ы): Цурунова Лариса Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Авторская песня, а вслед за ней и рок-поэзия – общепризнанный культурный феномен. Это многогранное социокультурное явление, в известной мере – общественное движение 50 – 90-х годов ХХ века, которое возникло как альтернатива “советской массовой песне” – жанру тоталитарного искусства – и подорвало монополию власти на распространение звучащей информации. Тотальная несвобода и тотальная неправда вызвали к жизни этот феномен. Свое слово о нем еще предстоит сказать специалистам самых разных областей: литературоведам, музыковедам, культурологам, социологам, историкам...
Но уже сейчас очевидно: песня – это возможность говорения и думания одновременно несколькими текстами: поэтическим, музыкальным и интонационным (эмоциональным). Она соединяет в себе высочайшие образцы поэтической мысли, вокальную и инструментальную музыку, которая способна дополнить смысл стихотворения, иногда внести дополнительные оттенки, усилить необходимые акценты. Но главную роль играет в этом единстве личность исполнителя (автора), его индивидуальная интонация.
Смысл бард- и рок- песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции, неподвластной цензуре. Каждой своей песней автор словно хочет сказать: “Это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью”. Поэтому современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в какой-то мере даже исповедальным искусством.
Два потока антиофициальной культуры – бардовская песня и рок-музыка – были очень близки по духу, хотя и противоположны по формам выражения.
Ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста. В 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных рок-исполнителей, как А. Башлачев, В. Цой, И.Тальков, Е.Летов, Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.
Отрадно, что песенная лирика (бардовская и рок-поэзия) ныне прочно вошла в программы заключительного этапа школьного литературного образования. Представить себе современный поэтический полифонизм развития лирики конца ХХ века без авторской песни, без рок-поэзии невозможно.
К сожалению, острая ограниченность во времени не позволяет учителю-словеснику на уроках в достаточной мере полно представить учащимся закономерности и основные этапы развития современной песенной лирики, своеобразие творчества тех поэтов, для которых музыка и стихи – одно целое. А так хочется, чтобы благодаря усилиям словесника появились новые почитатели и рыцари авторской и рок-поэзии…
Пояснительная записка
Программа элективного курса “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” рассчитана на учащихся 9 (в рамках предпрофильной подготовки) и 11 (как расширение программы литературного образования) классов.
Курс имеет интегрированный характер, поскольку уже сам предмет изучения по сути своей является синтетичным.
Идея синтезирующего взаимообогащения искусства слова и музыки, живописного, пластического искусств явилась одной из ключевых в художественном сознании ХХ века. Глубоко осмысленная в теоретических построениях и творческой практике Серебряного века, эта тенденция и в последующие десятилетия литературного развития в значительной мере предопределила процессы обновления жанрово-родовой системы литературы, стимулировала возникновение характерных для постклассической эпохи синтетических жанровых образований, каковыми являются и авторская песня, и рок-поэзия.
Цель курса — на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) и рок-поэзии формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников.
Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
сформировать представление об истоках и основных этапах развития авторской и рок-поэзии, о художественном своеобразии жанров “авторская песня”, “рок-поэзия” как уникальном явлении русской культуры; продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная);
содействовать приобщению учащихся к богатствам русской литературы, развитию способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы; развивать взгляд на русскую литературу как на литературу “вечных”, философских вопросов бытия, на преемственность тем и идей русской литературы разных периодов; развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу (развивающая);
содействовать формированию таких качеств личности, как независимость, чувства собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям; способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитывающая).
Принципы построения курса
Основой построения элективного курса являются принципы:
  • доступности в отборе учебного и дополнительного материалов;
  • ориентированности на единство знаний и умений;
  • межпредметных связей (что позволяет вывести школьников на более сложный уровень речевой деятельности на основе использования знаний из разных учебных дисциплин);
  • индивидуального подхода и коллективизма в обучении.
Основные функции элективного курса
Элективный курс “Авторская (бардовская) и рок-поэзия” может:
  • выступать в роли “надстройки”, дополнения содержания профильного курса, т.е. поддерживать изучение профильного предмета – литературы;
  • развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Программа курса рассчитана на 14 учебных часов и предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую.
В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация данного курса в образовательной практике позволит выпускникам развить следующие читательские умения:
  • представлять жизнь поэта-барда и рок-поэта в широком историко-литературном контексте;
  • рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности авторского мастерства;
  • самостоятельно добывать знания по данной теме;
  • навыки сопоставительного анализа произведений одного или разных поэтов, интерпретационных сопоставлений;
  • строить аналогии, обобщать и систематизировать, ставить и разрешать проблемы;
  • создавать и предъявлять презентацию (результатов самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности; “Портфеля творческих достижений”).
Содержание программы
Тема 1. Введение. Истоки авторской песни. (1 ч)
Преемственность музыкальных и поэтических традиций (музыка Древней Греции; народная культура Средневековья; русский эпос, духовные стихи; художественная культура XIX – начала XX вв.).
Тема 2. Авторская песня как форма общественного сознания. Основные этапы ее становления и развития. КСП, слеты и фестивали. (1 ч)
Социальная и художественная атмосфера 50-х, 60–70-х и 80–90-х гг. Народность, демократизм, социальная злободневность, правдивость – гражданский нерв творчества лучших бардов. Возникновение клубов самодеятельной песни. Грушинские фестивали. Методы и средства популяризации авторской песни на современном этапе. Деятельность клубов авторской песни (“Ваенга” (г. Североморск), “Бекар” (г. Апатиты), “Пять углов”, “Арктика”, “Магистраль” (г. Мурманск) и др.).
Тема 3. “Семь цветов радуги” (д.ф.н. Ю.Андреев): тематический спектр авторской песни. (1 ч)
Семь основных нот в музыке, семь цветов у радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии авторских песен. По Андрееву Ю.:
  1. цвет красный: гражданственность, патриотизм (Ю. Визбор. – “Вот это для мужчин”, А. Городницкий – “Атланты” и др.);
  2. зеленый цвет: художественно-музыкальный образ природы (С. Крылов – “Зимняя сказка”, Н. Матвеева – “Реченька”, Л. Семаков – “Осенний вальс” и др.);
  3. голубой цвет: высшие идеалы любви – уважение, верность, постоянство, порядочность, нежность, надежда, высокая духовность, благородство; драматизм неразделенной любви (В.Высоцкий – “Баллада о любви”, О. Митяев – “Весеннее танго”, Ю. Визбор – “Ты у меня одна”, А. Якушева – “Если бы ты знал” и др.);
  4. желтый цвет: романтическая традиция – мечта, фантазия, утопия; дружба, взаимопомощь (Загот А. – “Песня о двух”, Лепский Г. и Коган П. – “Бригантина”, В. Высоцкий – “Песня о друге”, Н. Матвеева – “Страна Дельфиния” и др.);
  5. оранжевый цвет: юмор, радость, оптимизм, добро, свобода (Г. Васильев – “Вечный думатель”, Ю. Ким – “Рыба-кит” и др.);
  6. фиолетовый цвет: пафос Победы, мужество, героизм, скорбь (А. Круп – “Ровесников следы”, В. Вихорев – “На фронт трамвай уходил”, В. Туриянский – “Когда вечернею порой” и др., “афганские” песни…);
  7. синий цвет: разлуки и ожидания, грусть, тоска по дому (А. Круп – “Ровесников следы” и др.).
Тема 4. Особенности жанра авторской песни. (1 ч)
Ярко выраженная социальная, гражданская и нравственная авторская позиция. Искренность, диалогичность, синтетичность, словоцентричность, интертекстуальность авторской песни. (Приложение 1, Приложение 3)
Тема 5. Б.Ш.Окуджава. “Надежды маленький оркестрик…”. Верность поэта гуманистическим традициям и принципам русской литературы. (1 ч)
Очерк жизни и творчества. Особенности поэзии Б. Окуджавы: сочетание внешней простоты, кажущейся безыскусности с глубиной мысли и переживания; предмет его поэзии – обыденная, повседневная жизнь; утверждение уникальной ценности каждого, любого человека; символическая обобщенность образов и сюжетов (прием расширения поэтического смысла); мера оценки любого человека, любого исторического события или житейского конфликта – бесспорные, фундаментальные нравственные ценности.
Основные темы, мотивы и образы:
1) “арбатская тема”: сочетание автобиографической конкретности с символической обобщенностью (“Песенка об Арбате”, “Арбатский дворик” и др.);
2) тема войны: “Все мои песни… не столько о войне, сколько против нее” (“Песенка о Леньке Королеве”, “Разговор перед боем”, “До свидания, мальчики!” и др.);
3) романтический культ женщины: символическая триада “Вера – Надежда – Любовь” (“Песенка о комсомольской богине”, “Новое утро” и др.);
4) тема творца и творчества (“Живописцы”, “Главная песенка”, “Песенка о Моцарте”, “О Володе Высоцком”, “Музыкант”, “Я пишу исторический роман” и др.).
Ключевые образы: “душа”, “любовь”, “надежда”, “женщина”, “дорога”, “музыка”, “судьба”.
Тема 6. “Я выбираю свободу…”. Гражданственность лирики А.А.Галича. (1 ч)
Очерк жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии Галича в системе авторской песни – ни на кого не похожий академический стиль: поэт внес в практику жанра навыки и приемы историко-филологической работы с сюжетом и словом, строгую выверенность стихового построения, осознанность интонационного жеста.
Нравственная категоричность, активная гражданская позиция: “Молчать, не поддерживать подлость – мало, надо еще и жить не по лжи”. (“Старательский вальсок”, “Я выбираю свободу…” и др.)
“Исторические” песни А. Галича: художественное сравнение “века нынешнего” и “века минувшего”, “диалог двух веков” в песнях “Петербургский романс”, “Гусарская песня” и др. Противопоставление отрицательным (или малодушным) героям не “положительных героев”, а жертв и страдальцев.
Галич А. – последователь сатирических традиций М.Е. Салтыкова-Щедрина (“Красный треугольник”, цикл песен о Климе Петровиче Коломийцеве, “О малярах, истопнике и теории относительности” и др.).
Цикл “Литераторские мостки”: основа произведений цикла – глубокое “вживании” автора в трагические судьбы великих художников слова и одновременно эстетическое переживание созданных ими шедевров (посвящения А. Ахматовой, Б. Пастернаку, О. Мандельштаму, М. Зощенко, Д. Хармсу и др.). Культурологическое значение авторских песен этого цикла.
Проблема творчества в условиях запрета на свободу творчества (“Мы не хуже Горация”, “Песня про велосипед” и др.).
Тема 7. “Спасите наши души…”. Многоголосие и многоликость поэтического мира В.С. Высоцкого. (1 ч)
Основные этапы жизни и творчества. Отличительная особенность поэзии В. Высоцкого – многоголосие и многоликость (тяготение к тематической универсальности, полноте, энциклопедичности: в поэзии Высоцкого звучит целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих опыт разных людей; страстное авторское переживание взаимоисключающих точек зрения как равноправных; формула его художественного мира – “смысл + смысл”). Стратегия поэта – правда, а не верность той или иной идеологии.
Тематическое многообразие лирики поэта:
1) тема “преступления и наказания” (“криминальная” тема): главная причина, направляющая развитие людей “по преступному пути”, в трактовке Высоцкого, – господствующее в стране беззаконие. Поэт в соответствии с традициями русской классической литературы поднимал голос против глобальной несправедливости, против преступного состояния общества (“Я в деле”, “Рецидивист”, “Попутчик”, “Песня про уголовный кодекс”, “Был побег на рывок…” и др.);
2) тема войны: с жестокостью и бессмысленностью войны Высоцкий спорил путем художественного исследования трагической судьбы отдельно взятого человека; для поэта человеческая жизнь – высшая ценность (“Штрафные батальоны”, “Песня о звездах”, “Тот, который не стрелял”, “Братские могилы”, “Сыновья уходят в бой”, “Разведка боем”, “Мы вращаем Землю”, “Он не вернулся из боя” и др.);
3) спортивная тема: спорт в трактовке Высоцкого – это модель мира, модель социальной действительности, модель человеческой судьбы. Спортивная тема как возможность построения сюжетных метафор (“Утренняя зарядка”, “Марафон”, “Песня о сентиментальном боксере” и др.);
4) Фольклорные мотивы в лирике В.Высоцкого:
  • аллегорические истории о животных (“Песенка ни про что, или Что случилось в Африке”, “Песенка про козла отпущения”, “Охота на волков” – одна из самых личных, глубоко исповедальных песен);
  • Песни-сказки: сказочные мотивы предельно сближены с современной поэту действительностью, прием “травестирования”. Широкая интертекстуальность стихотворений В. Высоцкого, требующая от читателя хорошего знания литературы, умения сопоставлять тексты, отличается смелым и творческим использование “чужого слова”, парадоксальным сталкиванием контекста литературы с контекстом обыденной жизни (“Про дикого вепря”, “Песня-сказка о нечисти”, “Лукоморья больше нет” и др.);
5) Сатирические песни: Высоцкий – продолжатель гоголевской традиции гуманного смеха; беспощадность взгляда на человека, высота оценочных критериев личности – и способность в самом опустившемся, ограниченном, озлобленном человеке “раскопать” человеческое и живое (“Завистник”, “Антисемиты”, “Милицейский протокол”, “Песня микрофона”, “Диалог у телевизора” и др.);
6) Тема любви: женщина для Высоцкого – предмет поклонения и ответственной заботы, ей великодушно прощаются любые слабости (“Дом хрустальный”, “Люблю тебя сейчас…”, “Белый вальс”, “Я несла свою беду…”, “Здесь лапы у елей дрожат на весу…”, “Баллада о любви” и др.);
7) Философская лирика: жизнь и смерть, добро и зло, время и судьба, победа и поражение; максимализм самооценки автора и его лирического героя (“Прерванный полет”, “Мой Гамлет”, “Чужая колея”, “Иноходец”, “Натянутый канат”, “Песня про первые ряды” и др.);
8) Романтическая лирика: тема преодоления; поиск идеала в песнях о единоборстве со стихией, об испытании личности, о зарождении между людьми подлинной духовной близости (“Песня о друге”, “Прощание с горами”, “Дорожная история”, “Спасите наши души”, “Белое безмолвие” и др.).
Примечание: Так как даже отдельного занятия по творчеству В. Высоцкого явно недостаточно для рассмотрения многообразия его поэтического мира, можно выбрать две-три темы для подробного изучения – по выбору учителя и учащихся.
Вариант: или взять для изучения по одной наиболее яркой песне (по выбору учителя и учащихся) из каждой тематической группы для полного представления тематического разнообразия лирики В.Высоцкого.
Тема 8. Контркультура молодежи 60–70-х годов. (1 ч)
Конфликт отцов и детей – “музыка бунта”, альтернативная картина мира. Блюз, рок-н-ролл. Рок-музыка (панк-рок, арт-рок, фольк-рок, хард-рок и др.). Индивидуально-личностный или обезличенно-групповой характер рок-стилистики. Рок в борьбе за мир. Международное движение “Рок без границ”. Рок в СССР.
(Приложение 6)
Тема 9. Рок-поэзия как особая область русской словесной культуры. (1 ч)
Основные этапы развития русской рок-музыки и рок-поэзии. Рок-поэзия как новое явление в русской культуре: слияние разных стилей и эпох, сплетение фольклорных элементов (частушек, плачей и т.д.) и городского романса, модернизма Серебряного века и библейских мотивов.
Смысловое сближение слов "рок" – вид музыки и "рок" – су...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1765

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340