Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
MS Access. Запрос как инструмент обработки информации - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

MS Access. Запрос как инструмент обработки информации


Автор(ы): Шлыкова Ирина Ефимовна, ст. методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: сформировать представление о запросе БД, формировать умение создавать запросы в среде СУБД Access .
Задачи урока:
  • обучающие закрепление пройденного материала, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД, контроль уровня знаний и умений учащихся по темам «Создание, ведение и использование БД», «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»;
  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
  • воспитательные - достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования компьютерных терминов.
Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и умений.
Вид урока: сдвоенный, продолжительность — 90 мин.
Формы организации работы на уроке: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная работа по предложенным вариантам.
Возраст обучающихся: 15 - 16 лет.
Оборудование урока:
компьютеры, мультимедиа проектор.
Программное обеспечение: Windows XP, MS Office. Программа для работы с базами данных MS Access
Методическое обеспечение урока: презентации по теме урока, подготовленные в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).
Рекомендации по проведению урока: Для продуктивной работы на уроке следует сопровождать теоретическую часть занятия демонстрацией слайдов компьютерной презентации. Часть дидактического материала урока подготовлено в виде раздаточного материала – это экономит время занятия, материал лучше воспринимается учащимися. Часть учебного материала подготовлена в электронном виде, что позволяет каждому учащемуся работать в своем темпе, достигать своих результатов в соответствии с имеющимися возможностями.
План урока

Этапы урока
Время (мин.)
Виды деятельности
1 Организационный момент 5
  • приветствие;
  • объявление темы урока;
  • формирование положительной мотивации
  • заполнение журнала;
  • рассказ о ходе занятия;
2 Проверочный этап 17
  • выполнение учащимися учебных заданий;
  • выполнение индивидуальных заданий;
  • работа с электронным тестом;
  • взаимопроверка тестовых заданий.
3 Подготовительный этап 23
  • объяснение нового материала (электронная лекция);
  • выполнение учащимися комплекса
  • упражнений для снятия утомления глаз.
4 Основной этап - работа на ПК 25-30
  • раздача рабочих материалов и творческих карточек учащихся;
  • выполнение учащимися обязательных заданий, заданий углубленного уровня;
  • выполнение учащимися творческих заданий.
5 Рефлексивный этап 4
просмотр выполненных заданий учащихся (задания базового уровня, углубленного уровня, творческого уровня).
6 Итоговый этап 9
  • самооценка;
  • оценивание работы каждого учащегося;
  • подведение итогов урока;
  • выполнение учащимися комплекса упражнений для глаз.
  • заполнение учащимися карт психо-эмоционального состояния (карты настроения);
7 Информационный этап 3
  • выдача домашнего задания;
  • объявление темы следующего урока.
Содержание урока
I. Организационный этап
Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с информационно-поисковыми системами (ИПС). На прошлом уроке мы создавали с вами базы данных. Познакомились с новым типом поля БД - поле ОLЕ. Созданная нами база данных «Учебники информатики», думаю, пригодится для нашей школьной библиотеки. Занимались на прошлом занятии также фильтрацией, т.е. выборкой данных.
Ребята, мы изучаем тему, посвященную базам данных, не случайно. Вся информация в базах данных представлена структурно, в виде таблиц. Каждый элемент таблицы имеет своё назначение. Таблицы – компактная и удобная форма представления данных.
Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.
Прежде чем продолжить урок, отметим присутствующих.
Сейчас я расскажу, какова будет последовательность нашей работы на уроке:
  • работа с полем понятий СУБД;
  • выполнение упражнения на основе созданной нами БД «Комплектующие»;
  • выполнение тестового задания на ПК по теме БД, взаимопроверка;
  • новая тема: поиск данных с помощью запросов;
  • выполнение практических заданий на ПК;
  • подведение итогов;
  • выдача домашнего задания, ориентир на следующий урок.
Каждый учащийся получает:
  • справочные материалы по теме урока «Поиск данных с помощью запросов»;
  • карту с практическим заданием по БД;
  • творческую карточку учащегося с критериями оценки выполненной работы (приложение 1);
  • карту эмоционального состояния, так называемую карту настроения учащегося.
II. Проверочный этап
А сейчас мы вспомним основные определения, понятия БД, возможности ИПС. Нам предстоит работа с полем понятий БД. Работать будем вместе, обсуждая предлагаемые варианты.
Ребята, сегодня очень важно не только уметь работать в инструментальных программных средах, но и необходимо правильно формулировать свои мысли, вопросы, предложения. Сфера высоких технологий требует от специалистов соответствующих коммуникативных умений, умений общаться в профессиональной среде.
Учащиеся получают карты задания
ЗАДАНИЕ 1
Среди ребят в классе учитель назначает двух экспертов, которые активно работают со словарями компьютерных терминов, уточняя определения, которые звучат в классе. По окончании выполнения упражнения эксперты аргументировано подытоживают обсуждение по данному заданию.
Благодарю за работу всех участников нашего разговора. Хотелось бы отдельно отметить работу наших экспертов, которые трудились непрерывно. Спасибо. Продолжаем повторение изучаемой темы. Выполним следующие задания.
Учитель предлагает учебное задание №2, ребята выполняют его, обсуждая варианты выполнения упражнений.
Ребята, а два ученика сейчас получат отдельные задания. Выполнить их можно в карте, которую получите с заданием. Когда закончите выполнять задание, включайтесь в наше обсуждение.
Два ученика работают письменно или за компьютером (по выбору учащихся), отвечая на вопросы индивидуальных заданий (приложение2, задание 3; приложение2, задание 4).
ЗАДАНИЕ 2
MICROSOFT ACCESS
Упражнения
Ребята, а сейчас предлагаю вам всем поработать за компьютером. Выполните, пожалуйста, тест по СУБД Access (2 варианта), подготовленный в MS Word (приложение 3). По окончании работы за ПК вас ждет взаимопроверка.
Школьники в течение 5-7 минут выполняют электронные тестовые задания. Переходят за компьютер, расположенный рядом, и проверяют выполнение задания другого учащегося. После короткого обсуждения ребята готовы к следующей работе в классе.
III. Подготовительный этап
Тема нашего урока сегодня посвящена запросам в среде БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.
Запросы осуществляют поиск данных в БД так же, как и Фильтры.
Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а Фильтры привязаны к конкретной таблице.
Запрос является производным объектом от таблицы.
Результатом выполнения запроса является также таблица, т.е. запросы могут использоваться вместо таблиц. Например, форма может быть создана как для таблицы, так и для запроса.
Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.
Запросы как и фильтры бывают простые и сложные.
Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.
В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.
ЗАПРОС – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.
Объяснение нового материала сопровождается электронной презентацией (файл – Приложение 4.ppt).
Для снятия напряжения глаз после работы с аудиовизуальными средствами учащимся предлагается небольшой комплекс гимнастики для глаз
Гимнастика для глаз
Глаза наиболее подвержены вредному воздействию при работе с ПК, поэтому им необходимо уделять особое внимание. Следующие упражнения позволяют увеличить кровообращение глаз, укрепить глазные мышцы, сохранить зрение, улучшают общее самочувствие организма, снимает напряжение.
Комплекс 1
Все упражнения выполняются по 2-3 раза:
  • массаж закрытых глаз внутренней поверхностью ладоней по 20-30 секунд;
  • зажмуриться на 3-5 секунд, открыть глаза на 1-2 секунды, снова зажмуриться;
  • сконцентрировать взгляд на кончике носа на 3-5 секунд, развести глаза, снова свести на кончик носа;
  • круговые обороты глазами влево, вправо, можно делать с закрытыми глазами;
  • быстрые взгляды вверх, вниз, влево, вправо и т.д.
IV. Основной этап
Ребята, а сейчас мы закрепим новые знания на практике. Предлагаю вам выполнить компьютерные упражнения. Используя базу данных «Учебники информатики», необходимо выполнить обязательные задания (базовый уровень). Задания углубленного уровня выполнить желательно, творческие задания могут быть выполнены не всеми учениками.
Тема: БД. Запрос как инструмент обработки данных.
ЗАДАНИЕ
1. Базовый уровень
В окне Учебники_информ: база данных создать запрос на поиск следующих учебных пособий:
  • Запрос1: учебники 2000 г.; количество книг – больше 26;
  • Запрос2: все учебные пособия автора Семакина И.Г.;
  • Запрос3: учебники для 10-11 класса; количество книг – больше 30;
2. Углубленный уровень
В окне БД_общение: база данных в таблице Размещение_ при_ общении создать запрос на поиск:
  • запрос_общение: позиции непринужденного общения (Усл...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.26 | Просмотров: 2767

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340