Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по экологии Человек и природа - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок по экологии Человек и природа


Автор(ы): Разумова Татьяна Анатольевна, учитель биологии и химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • образовательная: показать место и роль человека в природе, влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;
  • развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать, прогнозировать;
  • воспитательная: экологическое воспитание.
Требования согласно программе:
Ученик должен
  • иметь представления о месте человека в природной нише, о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;
  • знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;
  • уметь: объяснить место человека в природе, находить пути решения экологических проблем.
Междисциплинарные связи: экология, география.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия, физиология.
Обеспечение занятия:
  • наглядные пособия: таблица, видеофильмы;
  • раздаточный материал;

Ход урока

  1. Организационный момент:
  • приветствие;
  • подготовка класса к работе;
  1. Мотивация учебной деятельности
  • Сообщение темы, цели занятия.
  1. Изложение нового материала.
План
  1. Эмоциональное погружение.
  2. История взаимоотношений человека и природы.
  3. Создание искусственной среды обитания.
  4. Воздействие искусственной среды обитания на человека.
  1. Закрепления изученного.
  • выполнение заданий
  1. Подведение итогов.
  • выполнение творческого задания.
Эмоциональное погружение.
Молодой моряк Вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью Землю оплести.
В древних вольных океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.
И, шипя под хрупким шаром
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
В. Брюсов.
Человек и природа вечный философский вопрос. Как они взаимосвязаны? Зависят ли друг от друга? Как человек влияет на природу? Как проявляется это влияние?
На все эти вопросы мы с вами попытаемся ответить на нашем уроке.
С древних времен человек влиял на природу с появлением земледелия и скотоводства, значительно расширило, область взаимодействия общества и природы. Начался активный процесс преобразование окружающий природы, более разнообразного использования ее ресурсов.
Современная экологическая проблема имеет глубокие исторические, культурные предпосылки. Они восходят к особенностям отношения человека к природе в древние времена, средние века и особенно в Новое время. В европейской культуре, начиная с поздней античности, стала формироваться в общественном сознании идея господства человека над природой. Эта идея была усилена христианством и поддержана философской и научной мыслью в Новое время. Фрагмент фильма “Глобальная экология” № 1 (2 мин).
Является ли человек продолжением природы или он представляет собой инородное тело? ( Вспомните положение человека в системе органического мира. Что такое рудименты и атавизмы?).
Так взаимосвязаны ли между собой человек и природа или они существуют отдельно друг от друга? (Что получает человек используя природу? Чем важны для нас растения?)
Люди находятся в сложных взаимоотношениях с другими обитателями нашей планеты. Многие из особенностей своего строения человек унаследовал от своих предков – крупных млекопитающих, наземных приматов, обитающих в районах с выраженной сменой времен года.
С того момента, как человек научился добывать огонь, все активнее стал использовать аккумулированную в растениях энергию Солнца, а впоследствии и энергию полезных ископаемых.
Современный человек оттесняет крупных обитателей экосистем – копытных, хищников, намеренно уничтожая или разрушая места обитания этих диких животных. Зачастую человек наносит вред представителям иных биологических видов по незнанию или из – за небрежности. Поэтому так важно научиться осознанно и внимательно относиться ко всему живому.
Естественная среда обитания – создана природой, искусственная среда обитания создана человеком.
Идеальным считается, когда искусственная среда обитания вписывается в естественную. Человек же не достиг того уровня, когда естественная среда обитания плавно переходит в искусственную, то есть не достиг гармонии.
Давайте с вами из перечня явлений и предметов отберем относящиеся к естественной и искусственной среде обитания.
Задание:
Разделите ниже перечисленные предметы и явления на две группы, относящиеся к естественной и относящиеся к искусственной среде обитания:
дерево, дом, завод, река, гора, компьютер, насекомые, машина, квартира, трава, дождевые черви, шум, млекопитающие, электричество, вибрация, почва, птицы, воздух, бытовые отходы, природные ископаемые, самолеты. (4 мин.)
Естественная среда Искусственная среда
Расточительное использование ресурсов природы сопровождается загрязнением окружающей среды. Человек не замечает того, что рубит сук, на котором он сидит.
Задание:
Какое отрицательное и положительное влияние оказывает каждый из предметов и явлений искусственной среды обитания на человека? (6 мин.)
Название предмета или явления Положительное влияние на жизнь и здоровье человека Отрицательное влияние на жизнь и здоровье человека
Дом, квартира

Завод

Компьютер

Машина
Шум

Электричество


Вибрация

Бытовые отходы
Самолеты
Защита от непогоды, комфорт, тепло
Изготовление предметов быта, машин, компьютеров и т. д.
Источник информации, общения
Быстрое передвижение, комфорт
Музыка, эстетическое восприятие, игра на музыкальных инструментах
Продление длины дня, приготовление пищи, тепло, уют
Измельчение семян, сортировка, работа двигателя
Вторсырье
Скорость передвижения, общение, доставка информации
Замкнутое пространство, отгораживающее от природы
Загрязнение окружающей среды, обходы производства
Снижение зрения, гиподинамия, нервные расстройства
Загрязнение воздуха, почвы, развитее гиподинамии
Понижение слуха, расстройства сна, нервные заболевания
Электромагнитные волны – расстройство сердечно – сосудистой системы, угне...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.28 | Просмотров: 3495

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340