Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок психологии в 11-м классе по теме Эмоциональная депривация - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Урок психологии в 11-м классе по теме Эмоциональная депривация


Автор(ы): Комлева Мария Анатольевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Эмоциональная депривация»
Цели:
  • содействовать усвоению учащимися психологических понятий: депривация психическая, эмоциональная, сенсорная;
  • продолжать работу с учащимися над умением снимать с себя эмоциональ­ное напряжение, сохранять положительное мнение о самом себе даже в си­туации стресса;
  • способствовать созданию в группе атмосферы, способствующей самопро­явлению, активности и искренности.
Оборудование:
  • музыкальный фон;
  • карточки с заданиями;
  • таблица «Тональность настроений»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настрой на урок
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
Упражнение.
«Сядем удобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Представьте себе своё сегодняшнее настроение, с которым вы пришли на занятие. Какого оно цвета?». При помощи сравнения учащиеся говорят, на какое время года, погоду, природное явление похоже их настроение. (Опрос по кругу).
II. Опрос домашнего задания
– О чём мы с вами говорили на прошлом занятии?
1. Что такое стресс?
Стресс — это неспецифический компонент адап­тации, благодаря которому мобилизуются энергетические и пластиче­ские ресурсы организма. Это – любое более или менее выраженное на­пряжение организма. Весь комплекс физиологических реакций, проте­кающих по фазам, Селье и назвал «стрессом» или «общим адаптацион­ным синдромом».
2. Кто является основателем теории стресса?
Термин «стресс» (от англ.Stress – давление, напряжение) был предложен канадским физиологом Гансом Селье. В 1936 г. Селье опубликовал ре­зультаты своих исследований, где им было обнаружено, что при воздей­ствии на организм разнообразных агентов (он назвал их стрессорами) в организме возникает стереотипная физиологическая реакция.
3. Каковы основные признаки стресса?
Учащение пульса, увеличение артериального давления, повышение в крови кортикостероидов — гормонов коры надпочечников.
4. Что может вызвать стресс?
Мышечная нагрузка, холод, тревога, семейный конфликт, неприятные высказывания кого-либо.
Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
5. Каково влияние стресса на организм человека?
Любой раздражитель — стрессор, физический или психологический, все­гда строго специфичен для организма, так как имеет определенное значение, и одновременно несёт общее требование — приспособиться к новым услови­ям. Это заставляет организм адаптироваться к возникшей ситуации.
В экстремальных условиях и при воздействии повреждающих факторов, в организме возникают неспецифические стандартные ответы более широ­кого диапазона: изъявление желудочно-кишечного тракта, трофические расстройства, повышение активности коркового слоя надпочечников, изменение состава лейкоцитов, повышение свертываемости крови, перестройка защитных и иммунных сил организма.
6. Профилактика стресса?
Профилактика должна быть направлена на выявление источников стресса — стресс-факторов, на пропаганду и обучение здоровому образу жизни (о том, как питаться, распределять свое время, бросить курить, обучение приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга).
III. Установка на восприятие темы
В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное со­стояние, распознавать чувства других, так как это источник благополуч­ного общения, толерантности, взаимности.
Эмоции – это выражение нашего отношения к происходящему вокруг или внутри нас.
IV. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы с вами поговорим об эмоционально-чувственной сфере лич­ности; продолжим работу над навыками рефлексии; вспомним об эмоциях и их влиянии на здоровье и жизнь человека; познакомимся с новыми психиче­скими терминами – депривация психическая, эмоциональная, сенсорная (Приложение 1).
V. Формирование новых понятий
– Какие эмоции мы с вами знаем? Чем отличаются эмоции от чувств? Ка­кое значение имеют в нашей жизни эмоции и чувства? (Ответы учащихся).
Эмоции – класс психологических состояний, представляющих собой приятные, неприятные и более сложные по своей окраске внутренние пе­реживания. Это – настроения, аффекты, чувства, страсти, стрессы.
Сам термин депривация означает – лишение человека каких-либо усло­вий, необходимых для его нормального существования, удовлетворения его основных жизненных потребностей.
Депривация психическая (от лат.deprivatio – потеря, лишение чего-либо) – психическое состояние страдания, которое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных по­требностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмо­циональная, коммуникативная формы депривации. Характеризуется вы­раженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии (нарушение эмоциональных контактов, задержка в развитии речи, освое­нии социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта).
Эмоциональные (аффективные) расстройства – расстройства, вызван­ные нарушениями нормальной эмоциональной жизни человека. Наиболее часто встречающиеся из них – непредсказуемые изменения настроения, мания, депрессия.
Сенсорная депривация проявляется в том, что организм человека надолго лишается стимулов, необходимых для нормальной активности и поддержа­ния работоспособности органов чувств на должном уровне.
На занятиях по психологии вы учились различать и называть основные эмоции и чувства; выражать их с помощью мимики, жестов, пантомимики; соотносить мимику и жесты других людей с их эмоциональным со­стоянием. Вот мы сейчас и посмотрим, как вы научились понимать, распо­знавать и проявлять эмоции и чувства.
VI. Упражнения
Упражнение «Ассоциации»
Учащийся жестами, мимикой изображает то, что написано на карточке, которую он вытянул, остальные отгадывают, кого или что он изображает. Кто правильно назвал, становится ведущим.
Упражнение «Пиктограмма»
Предлагаю нарисовать радостну...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1497

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340