Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Царство солей аммония. Урок химии в 9-м классе
Автор(ы): Рящикова Галина Николаевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ Цели: - На примере солей аммония дать представление учащимся о наиболее важных соединениях азота;
- Закрепить знания о составе, способах получения солей; выяснить физические и химические свойства, практическое значение солей аммония;
- Экологические проблемы, связанные с применением солей аммония; совершенствовать умения и навыки учащихся при работе с химическим оборудованием и реактивами;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся (организаторские, художественные, литературные, сценические и др.);
- Продолжить развитие интереса к химии.
Оборудование: - Штатив, пробирки, колбы, химические стаканы, химические ложечки, сосуды (пластмассовые), стеклянные палочки;
- Плакаты “Царство солей аммония”, “Билетная касса”, “Путеводитель”, “Светофор”, шкатулки “Банк интересных мыслей”, “Банк информации для размышления учителю”;
- Инструкции пресс-центру, садоводу, психологу, врачу, инженеру по ТБ, вопросники;
- Реактивы: NH4OH, HCI, H2O, (NH4 )2 , CO3 , NH4CI , NaOH, Cu(OH)2, Zn, CuCl2, NaCl;
- Индикаторы: фенолфталеин, метилоранж.
ХОД УРОКА Ребята! Сегодня у нас с вами урок необычайный (урок-путешествие). Мы отправимся с вами в “Царство солей аммония”. Путешествие долгое (40 мин.), трудное, но интересное и увлекательное. Все ли к нему готовы? Проверьте ваше снаряжение – у всех ли есть учебники, авторучки, чистые листы бумаги, вопросники? Если да, то в добрый путь! Перед путешествием на месте сбора (на остановке “Информационной”) ознакомимся с предстоящим маршрутом по “Путеводителю”. (Обращается учителем внимание учащихся на плакат “Путеводитель” в котором указаны остановки путешествия). На остановке “Информационной” вы должны поразмыслить и определить для себя какой-то вид транспорта, на котором совершите путешествие. Но для этого следует распределить роли. Разрешите мне быть главным экскурсоводом и прежде всего поблагодарить художников –оформителей, лаборантов, которые помогли в организации путешествия (до его начала) и назначить для дальнейшего путешествия участников Пресс-центра, контролера-билетера, инженера по ТБ, врача, психолога, кулинара-повара. Все, получившие назначения, возьмите свои инструкции и ознакомьтесь со своими обязанностями, а все остальные на вопросы “Информационной” остановки дайте за 5 минут ответы. Вопросы “информационной” остановки. А) по составу, Б) как электролиты. (5 очков-баллов) - Как получить соли аммония в школьной лаборатории?
Написать уравнения реакций. (5 баллов) - Каковы физические свойства солей аммония? (5 баллов)
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов) - Каковы химические свойства солей аммония?
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов) Контролер-билетер по истечении 5 минут подходит к плакату “Билетная касса” и говорит: “Лучший контролер, друзья, ваша совесть”. Но раз меня назначили билетером, я вам помогу занять ваши места согласно вашим знаниям: Если вы за свои ответы набрали: 16-20 баллов – ваше место на ракете; 12-16 баллов – на самолете; 8-12 баллов – на парoвозе; 4-8 баллов – оседлайте ослика; 0-4 баллов – ползите на черепахе. В каком порядке сидите передайте информацию в Пресс-центр, сверив ответы с правильными. (В Пресс-центре напротив фамилии путешественников отмечают количество баллов). Предупреждаю, что в данном виде транспорта вы движетесь от остановки “Информационной” до остановки… “Техника безопасности”. К демонстрационному столу выходит инженер по ТБ и говорит: “Прежде чем погрузиться в “Царство солей аммония”, а вы на чистом листе бумаги должны дать ответы на мои вопросы: - Почему при погружении моего сигнального прибора в раствор хлорида аммония “загорелся” красный (сигнальный) свет?
- Чем предварительно был “заряжен” прибор?
- Почему при добавлении к нему раствора щелочи “запрещающий цвет” тускнеет и может совсем исчезнуть? Но лучше этого не делать? (Вопросы записаны на доске).
Но прежде, чем ответить, посмотрите, подумайте! Палочку “заряжает”, опуская в раствор метилоранжа, затем в раствор № 1 (в раствор хлорида аммония) и приливает щелочь (NaOH). Далее инженер по ТБ продолжает: “Ну вот, осторожно погрузились в “Царство солей аммония”, и если ответили на мои вопросы (через 5 мин.), значит преодолели первую трудность!”. Через 2 минуты продолжает: “Но вот, еще одно препятствие!” показывает опыт “Дым без огня”. “Перед вами завеса дымовая. Дым без огня! Преодолейте!” Ответьте на вопросы: - Из чего образовался “дым” без огня?
- Как ликвидировать дымовую завесу?
На размышление вам 3 минуты. Сверим ответы. За каждый правильный ответ 5 баллов. Ответы на вопросы “Информационной” остановки. Соли аммония (по составу) – вещества, состоящие из гр. аммония и кислотного остатка; (как электролиты) – это электролиты растворы или расплавы, которые диссациируют на катионы аммония и анионы кислотного остатка: NH CI NH+ + Cl– Соли аммония в школьной лаборатории можно получить: 1) реакцией соединения – NH3 | + | HCl | = | NH4Cl | Аммиак | | Хлорид аммония | | Хлористый аммоний | 2) реакцией обмена (нейтрализации) NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O + Q Физические свойства солей аммония: - Твердые, кристаллические, бесцветные, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства солей аммония: NH4Cl NH3 + HCl NH4 Cl + Na OH = NH3+ NaCl + H2O Ответы на вопросы по ТБ. - Потому что произошел гидролез хлорида аммония, появилась кислая среда и метилоранж приобрел красную окраску.
- Прибор был “заряжен” предварительно раствором метилоранжа.
- При добавлении к раствору хлорида аммония щелочи происходит нейтрализация среды раствора (окраска индикатора исчезает) и возможно превращение:
NH4Cl + NaOH NH3+ H2O + NaCl Образуется аммиак с неприятным запахом и вредный для организма. - “Дым без огня” образуется при соединении аммиака с соляной кислотой по уравнению:
NH3 + HCl = NH4Cl На “дым” NH4Cl действуем гидроксидом натрия (NaOH) и “дым” исчезает, т.к. образуется невидимый газ аммиак и растворимая поваренная соль. Уравнение реакции: NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O Пресс-центр “Не забудьте подписать ваши ответы” – “Те путешественники, которые набрали 16-20 баллов, могут смело отправляться дальше в самое опасное путешествие”, – говорит инженер по ТБ. Трудным было погружение и многие из вас устали и заболели, а чем? Нам об этом скажет врач: “Из этических соображений я не буду называть больных, но заболевшие хемофобией обнаружили такие симптомы: нежелание изучать соли аммония, т.к. они вредные и опасные, трудные для изучения и понимания. Какова этиология (причины) болезни – отсутствие целеустремленности, настойчивости в преодолении незнаний. Каков рецепт для лечения хемофобии? Настойчиво и упорно изучать вещества и их превращения, знать их назначение и с пользой без вреда для себя и окружающих применять, в том числе и соли аммония. На здоровье, друзья! Например, в качестве удобрений”. Ну вот преодолели все препятствия при “погружении” в “царство”, изба...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.28 | Просмотров: 2338
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|