Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Царство солей аммония. Урок химии в 9-м классе - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Царство солей аммония. Урок химии в 9-м классе


Автор(ы): Рящикова Галина Николаевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
Цели:
  • На примере солей аммония дать представление учащимся о наиболее важных соединениях азота;
  • Закрепить знания о составе, способах получения солей; выяснить физические и химические свойства, практическое значение солей аммония;
  • Экологические проблемы, связанные с применением солей аммония; совершенствовать умения и навыки учащихся при работе с химическим оборудованием и реактивами;
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся (организаторские, художественные, литературные, сценические и др.);
  • Продолжить развитие интереса к химии.
Оборудование:
  • Штатив, пробирки, колбы, химические стаканы, химические ложечки, сосуды (пластмассовые), стеклянные палочки;
  • Плакаты “Царство солей аммония”, “Билетная касса”, “Путеводитель”, “Светофор”, шкатулки “Банк интересных мыслей”, “Банк информации для размышления учителю”;
  • Инструкции пресс-центру, садоводу, психологу, врачу, инженеру по ТБ, вопросники;
  • Реактивы: NH4OH, HCI, H2O, (NH4 )2 , CO3 , NH4CI , NaOH, Cu(OH)2, Zn, CuCl2, NaCl;
  • Индикаторы: фенолфталеин, метилоранж.
ХОД УРОКА
Ребята! Сегодня у нас с вами урок необычайный (урок-путешествие). Мы отправимся с вами в “Царство солей аммония”. Путешествие долгое (40 мин.), трудное, но интересное и увлекательное. Все ли к нему готовы? Проверьте ваше снаряжение – у всех ли есть учебники, авторучки, чистые листы бумаги, вопросники? Если да, то в добрый путь!
Перед путешествием на месте сбора (на остановке “Информационной”) ознакомимся с предстоящим маршрутом по “Путеводителю”. (Обращается учителем внимание учащихся на плакат “Путеводитель” в котором указаны остановки путешествия).
На остановке “Информационной” вы должны поразмыслить и определить для себя какой-то вид транспорта, на котором совершите путешествие. Но для этого следует распределить роли. Разрешите мне быть главным экскурсоводом и прежде всего поблагодарить художников –оформителей, лаборантов, которые помогли в организации путешествия (до его начала) и назначить для дальнейшего путешествия участников Пресс-центра, контролера-билетера, инженера по ТБ, врача, психолога, кулинара-повара. Все, получившие назначения, возьмите свои инструкции и ознакомьтесь со своими обязанностями, а все остальные на вопросы “Информационной” остановки дайте за 5 минут ответы.
Вопросы “информационной” остановки.
  • Что такое соли аммония:
А) по составу,
Б) как электролиты. (5 очков-баллов)
  • Как получить соли аммония в школьной лаборатории?
Написать уравнения реакций. (5 баллов)
  • Каковы физические свойства солей аммония? (5 баллов)
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов)
  • Каковы химические свойства солей аммония?
Подтвердить уравнениями реакций. (5 баллов)
Контролер-билетер по истечении 5 минут подходит к плакату “Билетная касса” и говорит: “Лучший контролер, друзья, ваша совесть”. Но раз меня назначили билетером, я вам помогу занять ваши места согласно вашим знаниям:
Если вы за свои ответы набрали:
16-20 баллов – ваше место на ракете;
12-16 баллов – на самолете;
8-12 баллов – на парoвозе;
4-8 баллов – оседлайте ослика;
0-4 баллов – ползите на черепахе.
В каком порядке сидите передайте информацию в Пресс-центр, сверив ответы с правильными. (В Пресс-центре напротив фамилии путешественников отмечают количество баллов). Предупреждаю, что в данном виде транспорта вы движетесь от остановки “Информационной” до остановки… “Техника безопасности”.
К демонстрационному столу выходит инженер по ТБ и говорит: “Прежде чем погрузиться в “Царство солей аммония”, а вы на чистом листе бумаги должны дать ответы на мои вопросы:
  • Почему при погружении моего сигнального прибора в раствор хлорида аммония “загорелся” красный (сигнальный) свет?
  • Чем предварительно был “заряжен” прибор?
  • Почему при добавлении к нему раствора щелочи “запрещающий цвет” тускнеет и может совсем исчезнуть? Но лучше этого не делать? (Вопросы записаны на доске).
Но прежде, чем ответить, посмотрите, подумайте!
Палочку “заряжает”, опуская в раствор метилоранжа, затем в раствор № 1 (в раствор хлорида аммония) и приливает щелочь (NaOH).
Далее инженер по ТБ продолжает: “Ну вот, осторожно погрузились в “Царство солей аммония”, и если ответили на мои вопросы (через 5 мин.), значит преодолели первую трудность!”. Через 2 минуты продолжает: “Но вот, еще одно препятствие!” показывает опыт “Дым без огня”. “Перед вами завеса дымовая. Дым без огня! Преодолейте!”
Ответьте на вопросы:
  • Из чего образовался “дым” без огня?
  • Как ликвидировать дымовую завесу?
На размышление вам 3 минуты. Сверим ответы. За каждый правильный ответ 5 баллов.
Ответы на вопросы “Информационной” остановки.
Соли аммония (по составу) – вещества, состоящие из гр. аммония и кислотного остатка; (как электролиты) – это электролиты растворы или расплавы, которые диссациируют на катионы аммония и анионы кислотного остатка: NH CI NH+ + Cl
Соли аммония в школьной лаборатории можно получить:
1) реакцией соединения –
NH3 + HCl = NH4Cl
Аммиак Хлорид
аммония
Хлористый
аммоний
2) реакцией обмена (нейтрализации)
NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O + Q
Физические свойства солей аммония:
  • Твердые, кристаллические, бесцветные, хорошо растворимые в воде.
Химические свойства солей аммония:
NH4Cl NH3 + HCl
NH4 Cl + Na OH = NH3+ NaCl + H2O
Ответы на вопросы по ТБ.
  • Потому что произошел гидролез хлорида аммония, появилась кислая среда и метилоранж приобрел красную окраску.
  • Прибор был “заряжен” предварительно раствором метилоранжа.
  • При добавлении к раствору хлорида аммония щелочи происходит нейтрализация среды раствора (окраска индикатора исчезает) и возможно превращение:
NH4Cl + NaOH NH3+ H2O + NaCl
Образуется аммиак с неприятным запахом и вредный для организма.
  • “Дым без огня” образуется при соединении аммиака с соляной кислотой по уравнению:
NH3 + HCl = NH4Cl
На “дым” NH4Cl действуем гидроксидом натрия (NaOH) и “дым” исчезает, т.к. образуется невидимый газ аммиак и растворимая поваренная соль.
Уравнение реакции: NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
Пресс-центр “Не забудьте подписать ваши ответы” – “Те путешественники, которые набрали 16-20 баллов, могут смело отправляться дальше в самое опасное путешествие”, – говорит инженер по ТБ.
Трудным было погружение и многие из вас устали и заболели, а чем? Нам об этом скажет врач: “Из этических соображений я не буду называть больных, но заболевшие хемофобией обнаружили такие симптомы: нежелание изучать соли аммония, т.к. они вредные и опасные, трудные для изучения и понимания. Какова этиология (причины) болезни – отсутствие целеустремленности, настойчивости в преодолении незнаний. Каков рецепт для лечения хемофобии?
Настойчиво и упорно изучать вещества и их превращения, знать их назначение и с пользой без вреда для себя и окружающих применять, в том числе и соли аммония. На здоровье, друзья! Например, в качестве удобрений”.
Ну вот преодолели все препятствия при “погружении” в “царство”, изба...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.28 | Просмотров: 2338

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340