Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Интегрированный урок по экономике в 10-м классе Принципы и идеология формирования потребительской корзины в Российской Федерации
Автор(ы): Носач Елена Анатольевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План урока. “Благо народа – высшая цель общества”. Девиз древних римлян. Образовательные цели: - Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (работа с разными типами текста);
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, а именно значимость потребительской корзины во многих сферах экономики РФ;
- Содействовать развитию коммуникативных компетентностей;
Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности Форма проведения: групповая работа Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом. Содержательная основа учебного урока: Ценностные отношения Знания: 1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы. 2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети. Способы действий: 1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты. 2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”. Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5. Этапы урока. 1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока. 2. Работа в группах. 3. Представление и защита результатов своей деятельности. 4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке). 5. Оценивание своей деятельности. 6. Задание на дом. Ход урока 1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5. Постановка цели занятия. Учащиеся записывают дату и тему урока. Определяют цели урока: - учиться анализировать составляющие потребительской корзины;
- осознать практическую и личностную значимость потребительской корзины;
- уметь выделять узловые моменты своей деятельности, анализировать результаты своей работы и других групп;
- продолжить учиться логически, строить свой ответ.
Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”? (учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу). Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране. В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”. Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина? Для чего используется прожиточный минимум? Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина? Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется: - для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ; - обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда; - для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; - а также для формирования бюджетов. Для расчета прожиточного минимума: 1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума. ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях. Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна. 2. Учитель: “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации. Класс делится на группы. Работа в группах по плану. Приложение 1. Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года; - Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.; - Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.); - Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги); - Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края)....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.29 | Просмотров: 2536
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|