Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок экономики в 11-м классе по теме: Причины возникновения международной торговли - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Урок экономики в 11-м классе по теме: Причины возникновения международной торговли


Автор(ы): Бехтева Елена Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли;
  • познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.
Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
  • абсолютные преимущества;
  • сравнительные преимущества.
Раздаточный материал:
  • каждому учащемуся по одному небольшому, недорогому предмету (ручка, карандаш, ластик) в непрозрачном пакете или конверте;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Харитоновы и Максимовы”;
  • каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Кому выгодно торговать”.
Учитель: - сегодня я вижу на вас много красивой и модной одежды. А где изготовлена эта одежда? В каких странах?
Учащимся предлагается выполнить упражнение “Поиск ярлыков”. Каждый ученик находит на предметах своей одежды ярлыки и по ним узнает, где изготовлена одежда. Страны-изготовители записываются в тетрадь. Затем учитель записывает со слов учащихся на доске страны – изготовители. По сформированному списку можно сделать вывод, что Россия встречается не часто как страна-изготовитель.
Вопрос к классу: почему на найденных ярлыках так много других стран? Неужели эти товары нельзя изготовить в нашей стране?
Предполагаемый ответ: данные товары в нашей стране производить невыгодно, нерационально, т. к. на их производство нужно затратить больше ресурсов, чем в перечисленных странах. Значит, эти товары появились в нашей стране благодаря тому, что Россия торгует с другими странами, ввозя одни товары (импорт), и вывозя другие (экспорт).
Учитель: - тема нашего урока “Причины возникновения международной торговли”. Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности людей. Появился тогда, когда люди научились перемещаться по планете. Деньги возникли гораздо позднее. В начале люди обменивали товар на товар, произведенный в своих странах. (п.1 – 5 минут).
Учитель: - перед вами лежат конверты с товарами. Посмотрите, что лежит именно в вашем конверте так, чтобы сосед по парте не увидел. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.
Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности товаром в классе и средний балл и выписывают его на доске.
Учитель: - теперь вам разрешается совершить обмен с вашим соседом по парте (только с ним) и также выбрать по пятибалльной шкале степень удовлетворенности товаром после обмена.
Помощники учителя подсчитывают общий балл в классе и средний балл и выписывают его на доске.
Учитель: - затем вам разрешается встать со своего места, походить по классу и найти партнера по обмену среди одноклассников. Обмен не обязателен. После этого выберите по пятибалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.
Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности в классе и средний балл и выписывают его на доске.
После всех обменов учитель обращает внимание учащихся на доску, где выписаны результаты оценки полезности товаров.
Пример:
Без обмена 1-й обмен 2-й обмен
Всего сред.
60 2
Всего сред.
90 3
Всего сред.
120 4
Вопрос к классу: почему числа возросли, ведь в конвертах и в классе остались те же предметы?
Предполагаемый ответ: участники обменяли предметы, которые они оценивали ниже, на предметы, которые они оценивали выше. Условия для обмена улучшились, когда появилась возможность обмениваться со всем классом.
Вопрос к классу: почему каждый новый раунд способствовал увеличению как средней, так и общей степени удовлетворения?
Предполагаемый ответ: каждый раунд обмена позволял участникам исследовать новые возможности торговли, что, в свою очередь, увеличивало шансы найти товар (предмет), в еще большей степени способствующий повышению степени удовлетворения участников.
Вопрос к классу: были ли все участники полностью довольны результатами обмена?
Предполагаемый ответ:
- (участник, которому досталась одна скрепка) – с ним никто не хотел меняться из-за низкой ценности товара;
- (участник, которому достался калькулятор) – он сам не хотел ни с кем меняться из-за высокой ценности предмета. (п. 2 – 10 минут)Люди, участвующие в реальных актах обмена реагируют на новые возможности таким же образом. Мы смоделировали реальную ситуацию, которая происходит не только с людьми, но и со странами. И тогда, предметы в конвертах – становятся ….. (ресурсами) у стран. На доске вывешивается первое условие международной торговли (неоднородность распределения природных ресурсов). Понятие ресурсы очень широкое. Это и природные богатства, и человеческие ресурсы и научно-производственный потенциал, и климатические условия страны. В каждой стране существуют особые условия и ресурсы, дающие ей возможность производить определенные товары с меньшими издержками (затратами). В этом заключается принцип абсолютного преимущества. На доске вывешивается второе условие международной торговли (принцип абсолютного преимущества) (приложение 1). Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах. Приведите примеры (страна – ресурс или страна – товар) демонстрирующие принцип абсолютного преимущества.
Предполагаемые ответы:
  • Россия – добыча никеля(75 % в мире);
  • Конго – медь;
  • ЮАР – алмазы.
Если руководствоваться только принципом абсолютного преимущества, то на нашей планете могла сложиться такая ситуация, в результате которой страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось. Почему? – вопрос к классу. Могут не ответить. Ответ: каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом – у нее всегда найдется товар, производство которого будет относительно более дешевым, чем производство остальных при существующем соотношении затрат в разных странах. На доске вывешивается третье условие международной торговли (принцип относительного преимущества)(приложение 2) (п. 3 – 10 минут).
Чтобы разобраться, как действует принцип относительного пр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.30 | Просмотров: 2441

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340