Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Статья Познание мира через чувства и движение (развитие психомоторики младших школьников)
Автор(ы): Ростемберская Ольга Александровна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Педагогами специальных (коррекционных) учебных заведений давно уже отмечается огромное значение сформированности школьно-значимых навыков, к которым по праву принадлежат психомоторика и сенсорные процессы. Отработка этих навыков происходит на многих занятиях, проводимых в начальной школе. Однако исследования ученых и педагогическая практика подтвердили необходимость специальной работы по развитию психомоторной и сенсорной сферы учащихся, что обусловило необходимость разработки комплексной программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Поиск эффективной стратегии преодоления недостатков в указанных сферах сделал необходимым создание специализированной программы «Познание мира через чувства и движения» (одобрена экспертно-методическим советом института повышения квалификации г. Новокузнецка), которая включает: организационные и методические рекомендации; основные требования к знаниям и умениям учащихся; календарно-тематическое планирование, рекомендуемую литературу. Содержание программы составляют следующие тематические разделы: - 1-й класс – «Человек. Мир вокруг нас», «Цвет и величина», «Условные величины. Язык тела», «Свойства окружающего»;
- 2-й класс – «Свойства предметов и явлений», «Мир цвета», «Восприятие и познавательные процессы», «Эмоции и воображение»;
- 3-й класс – «Зрительное восприятие», «Восприятие времени», «Память и восприятие», «Восприятие и моторные навыки»;
- 4-й класс – «Восприятие свойств предметов и явлений», «Мир изображения», «Восприятие сложных явлений окружающего мира», «Восприятие и сенсорные процессы».
Занятия по программе носят интегративный характер, рассматриваются как коррекционно-развивающие. Их целью является направленное исправление дефектов психомоторного и сенсорного развития детей, их познавательной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств ребенка. Основные задачи программы: - развитие анализаторных видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и пр.), основных свойств восприятия (предметности, целостности, константности, категориальности и т.д.);
- исправление недостатков мелкой моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала, пластического материала (глина, пластилин и пр.);
- коррекция и компенсация нарушений психомоторики ребенка, предполагающая совершенствование двигательной координации и навыков;
- формирование согласованного взаимодействия различных репрезентативных систем;
- накопление сенсорно-двигательного опыта, развитие и совершенствование различных видов чувствительности у детей (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической, тактильной и др.), а также её свойств (качества, интенсивности, продолжительности, пространственной локализации);
- развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его, социализация и адаптация ребенка в предметно-пространственном пласте социальной жизни общества через развитие таких видов восприятия, как восприятие пространства, времени, движения, человека. Формирование умения осуществлять воздействие и взаимодействие с окружающим миром;
- коррекция недостатков познавательной деятельности младших школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- закрепление умения находить в реальном и изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать работу;
- формирование эстетического чувства;
- эмоциональное воспитание младших школьников.
Вместе с тем предусматривается решение ряда специальных задач: коррекция недостатков психического развития, развитие речи, организующей и направляющей умственную и практическую деятельность детей с нарушениями интеллекта, формирование познавательной деятельности. Базовые знания, умения и навыки в программе «Познание мира через чувства и движение» соответствуют требованиям «Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида»; содержание учитывает особенности познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта, выражена практическая направленность содержания, которое соответствует принципам коррекционно-развивающего обучения. В целом программа определяет оптимальный объем знаний и умений учащихся, доступный обучающимся в начальных классах школы VIII вида. Базовыми элементами в структуре занятия в соответствии с концепцией программы выступают зрительная и пальчиковая гимнастика, комплекс упражнений на коррекцию психомоторной сферы, упражнения на развитие различных видов восприятия и сенсорной чувствительности, психогимнастика. Приведем образец занятия по программе. Конспект занятия по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2-й класс) Тема: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы». Задачи: - Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.
- Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.
- Воспитание волевых качеств (настойчивости, терпения, решительности).
Оборудование: - плакат для зрительной гимнастики, картинки-символы для комплекса пальчиковой гимнастики;
- 4 больших емкости под воду, 4 маленьких, монеты, плакат «Зарисуй самого легкого»;
- шаблоны животных, изображенных на плакате, пластиковые и деревянные предметы больших размеров, тяжелые металлические предметы небольших размеров (гирьки, ключ, шайба, ножницы, подшипник), платок, весы;
- карточки «Сравни по массе», «Определи массу», слова «тяжелее», «легче», «равный», лист бумаги и простой карандаш на каждого, цветные карандаши.
Ход занятия I. Вводно-мотивационная часть. 1. Настоящее занятие будет посвящено сравнению предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы. Цели урока: - Наша встреча продолжит знакомство с массой предметов: будем определять массу разных предметов и рисовать их.
- На уроках математики вы узнали, что одни предметы тяжелее, другие легче. Иногда об этом можно догадаться, а иногда мы пользуемся приспособлениями для измерения массы – какое устройство для этого вы знаете? Весы. С помощью них можно в наше время измерить массу чего угодно – от пылинки до слона.
- Вы заметили, какими словами я обозначала массу предметов (легче, тяжелее) – на доске у нас все эти слова есть, и вы ими можете пользоваться.
2. Пальчиковая разминка. А сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовили руки: У девочек и мальчиков на руке 5 пальчиков: Палец большой – парень с душой, Палец указательный, господин влиятельный, Палец средний – тоже не последний, Палец безымянный, с колечком ходит, чванный, Пятый – мизинец – принес нам гостинец. 3. Пальчиковая гимнастика. 1) «Крючки». - И.П. – руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.
- Кулаки разжать, мизинцы как можно сильнее потянуть.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
2) «Цепочка». - И.П. – сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.
- Колечки расцепляются.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
3) «Слоник». - И.П. – правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.
- «Слоник» двигается вперед.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
4) «Тяни – толкай». - И.П. – руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются.
- Наклон рук вправо.
- Наклон рук влево.
- Кисти рук встряхнуть.
5) «Мячик». - И.П. – округленные ладони накладываются одна на другую.
- Отвести ладони в стороны.
- Соединить округленные ладони, правая наклонена влево.
- Отвести ладони в стороны.
- Соединить ладони в стороны, правая наклонена вправо.
- Кисти рук встряхнуть.
6) «Домик». - И.П. – Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально – «труба».
- Ладони в кулак.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
7) «Цветок». - И.П. – руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты – «лепестки».
- Выпрямленные кверху ладони сомкнуть.
- И.П.
- Кисти рук встряхнуть.
Усложнения: увеличение темпа игры, изменение порядка следования одной или нескольких пальцевых позиций, замена некоторых позиций запретом, приказом замереть и т.п. Упражнение выполняется с использованием картинок-символов, поскольку данный комплекс пальчиковых упражнений реализуется в течение четверти (Приложение 1) [8]. 4. Зрительная гимнастика. – Теперь нашего внимания ждут только глазки – другие наши незаменимые помощники. Пусть они станут нашими лучшими помощниками: А) моргание (20 сек.); Б) зажмуривание (10 сек.). Моргание (5 сек.); В) стрельба глазами: влево-вправо, вниз-вверх (по 30 сек.); Г) рисование глазами (Приложение 2); Д) массаж вокруг глаз круговыми движениями пальцев (1 мин.); Е) упражнение «Взгляд вдаль – на кончик носа» (20 сек.); Ж) моргание (10 сек.). II. Основная часть. 1. Упражнение «Определи массу предметов». Цель: актуализировать знания детей о том, почему предметы могут иметь разную массу. На столе около 5 предметов – пластмассовый и деревянный куб, пластиковый и резиновый шар, железная гайка. Рядом – весы. – Подойдите ко мне и познакомьтесь на ощупь со всеми предметами, которые лежат на столе. – Назовите одинаковые по размеру и форме предметы? – Будет ли у них масса одинакова? А почему? Наверное, потому, что использованы разные материалы при их изготовлении – дерево и пластмасса, резина и пластик, железо и дерево. – Разложите их по порядку – от тяжелого к легкому. Подумайте, гайка у нас на столе самая маленькая – будет ли она самая легкая? Сравним их массу на весах. – Молодцы. Теперь вы вспомнили, что одни предметы могут быть тяжелее и легче других и это может зависеть от их размера и материала, из которого они изготовлены. Поэтому одинаковые по форме предметы могут быть разными по массе. 2. Упражнение «Определите массу предметов на картинке». Ребятам раздаются картинки, на которых изображены нелепые ситуации и просто сюжеты, связанные со сравнением массы (Приложение 3). Необходимо ответить на следующие вопросы: - Почему чаши весов расположены так?
- Почему с медведем случилась такая история?
- Почему человек с чемоданом и сумкой идут по-разному?
- Что тяжелее: арбуз или помидор?
- Кто легче: бегемот или черепаха?
- Кто тяжелее: медведь или заяц?
3. Игра-конкурс «Постарайся не утопить». Цель игры: не дать малой емкости утонуть. Кроме того, данная игра в структуре занятия выполняет роль динамической паузы. Оборудование: на столе емкости с водой, куда опускаются емкости меньшего объема, которые должны плавать по поверхно...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.30 | Просмотров: 2310
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|