Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Применение технологии критического мышления на уроках истории
Автор(ы): Тихая Светлана Михайловна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Место урока в изучении темы: первый урок по теме: “Россия в первой половине XIX века” курса отечественной истории. Цели урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. Цели по содержанию: Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства. Воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны, формирование толерантного отношения к личности. Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, умений работать с историческими источниками, навыков исторического анализа. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек. Оборудование: 1. Иллюстративный материал (портреты Павла I, Александра I, участников заговора 11-12 марта 1801 г., изображения Михайловского замка и др.). 2. Раздаточный материал (рабочие листы). 3. Листы ватмана и цветные графические средства. На доске размещены фотографии актеров-исполнителей роли Гамлета (В.Высоцкого, И.Смоктуновского, В. Авилова, Й. Кайнца, О.Вернера). Эпиграф урока (запись на доске): В темных складках гатчинского плаца, Полуночной тенью волочась, Бледный принц с манерами паяца Силится над площадью подняться, Чтобы вновь задушенным упасть… 1 этап – вызов. Задачи фазы вызова: - Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету;
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
В начале урока звучит стихотворение Бориса Пастернака “Гул затих. Я вышел на подмостки…” Учитель: Что объединяет людей, фотографии которых вы видите на доске? Ученики выдвигают различные версии. (Это исполнители роли Гамлета). Пьеса Шекспира актуальна в любую эпоху. У каждого поколения был свой Гамлет. Учитель вместе с ребятами обсуждает, кто такой Гамлет, и почему он – “герой на все времена”. - Как вы думаете, какое отношение имеет Гамлет к истории России? Ребята высказывают предположения. Работа организуется сначала индивидуально, затем - в парах, далее – в группах. - Судьбу какого российского императора может напоминать нам история принца Датского королевства? Учитель организовывает работу учащихся в индивидуальной и групповой форме с рабочим листом № 1 “Русский Гамлет, кто вы?”, на котором представлены портреты Ивана Грозного, Павла I, Александра I и Александра III. (См. Приложение 1). После обсуждения “кандидатов” на роль “Гамлета российской истории” ребята приходят к выводу, что это – император Павел I. Учитель: Павел Петрович Романов царствовал 4 года 4 месяца и 4 дня. По образному выражению И. Христофорова, его царствование было коротким и резким, как удар хлыста. Оно получило весьма противоречивые оценки в воспоминаниях современников и отечественной историографии. Большинство историков XIX – начала XX вв. характеризовали Павла I как “мстительного азиатского деспота”, “венчанного психопата”, “сумасшедшего императора”, изображая его царствие как “террор правительственной власти”, “ужасное время”, “царство страха”. Между тем, некоторые современники и историки занимали совершенно иные позиции в освещении личности Павла I. Известно, что А.С. Пушкин, вначале сравнивающий императора с “римским Калигулой”, к концу жизни изменил свое мнение к монарху, назвав его “романтическим нашим императором”, “врагом коварства и невежд”. Вспомните, что вам известно о Павле I и его правлении. Информацию представьте в виде кластера. - Каким представляется вам император Павел I? Далее ребята сначала в парах, а затем в группе составляют кластер по теме: “Павел I и его царствование”. Представители групп по очереди знакомят класс с результатами своей работы. 2 этап урока – стадия осмысления. Задачи фазы реализации смысла: - Помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Учитель: В ночь с 11 на 12 марта 1801 года две группы заговорщиков - одна во главе с Паленом, другая во главе с Беннигсеном, - вошли в Михайловский замок с разных сторон. Разбуженный шумом император спрятался за каминной ширмой, но толпа заговорщиков нашла его. Последними произнесенными им словами были: “Что я сделал?” Вам предстоит оценить деятельность императора Павла и определить мотивы его убийства. На этом этапе урока используется прием ИНСЕРТ (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления). Работая с текстом рабочего листа № 2 (См. Приложение 2), учащиеся заполняют таблицу, используя маркировочные значки: V | + | - | ? | Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом побольше | После заполнения таблицы учитель снова организует работу с кластером в том же порядке: индивидуально – в парах – в группах. Ребята дополняют кластеры, увеличивая “гроздья”. Итогом обсуждения становится общеклассный кластер на доске. 3 этап урока – рефлексия. Задачи фазы рефлексии: - Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный м...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.31 | Просмотров: 2818
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|