Главная / Методические материалы / Классное руководство
Формирование нравственных ценностей как основа развития личности обучающихся
Автор(ы): Протасова Оксана Анатольевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Дошкольный и младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности. Современная жизнь предъявляет к детям высокие требования. Часто им приходится вписываться в жесткие рамки обстоятельств. Непросто существовать в мире, где так легко разрушаются авторитеты и нарушаются установленные нормы. Молодым людям трудно выбрать правильные жизненные ориентиры, и не всегда рядом есть мудрый и доброжелательный взрослый, который мог бы помочь. Часто дети видят перед собой отрицательные примеры поведения. На мой взгляд, серьезными проблемами многих современных детей являются завышенная или заниженная самооценка, неумение отличить доброту и хорошее отношение от вседозволенности, упрямое желание поступать по-своему, пусть даже себе во вред; эгоцентризм, неумение работать в команде. Поэтому так актуально сейчас с ранних лет укоренять в сознании детей те нравственные ценности, без которых невозможно формирование гармоничной, социально адаптированной личности. Необходимо воспитывать в детях такие качества, как умение понимать окружающих, быть внимательным к ним; умение соизмерять свои желания и потребности с возможностями, а также с интересами коллектива; уважать и беречь свои и чужие вещи, чувства, переживания; умение ради достижения успеха при совместной работе согласовывать свои действия с окружающими. В формировании основ этих нравственных ценностей вижу цель своей деятельности. Формирование нравственных качеств личности обучающихся идет непрерывно на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, в играх и общении. Активными участниками этого процесса должны быть и семья, и школа. Как показывает анализ Программы [ 1] , в Образовательной Системе Школа-2100, каждый предмет начальной школы предоставляет нам такие возможности. Например, на уроке русского языка для работы предлагаются тексты и задания, пробуждающие интерес и внимание к слову, к родной речи как к основному способу общения и взаимопонимания людей. На этих уроках, прививая учащимся культуру речи, выстраиваем цепочку чистые мысли - чистый язык - чистые поступки. На уроках литературного чтения анализ произведений дает прекрасную возможность посмотреть на себя со стороны. Обсуждая чужие поступки и отношения, можно попытаться скорректировать свое поведение, учиться по внешним признакам понимать другого человека. Например, у В. Драгунского в рассказе Девочка на шаре читаем диалог героев и размышляем, почему так построена речь Дениса, эти слова, паузы. Дети догадываются, что мальчик очень расстроен. В процессе изучения Окружающего мира прикасаясь к тайнам природы, любуясь ее красотой, узнавая ее сложное и мудрое устройство, дети осознают себя частью этого мира, понимают, что необходимо гармонично вписаться в окружающую среду; стараться предвидеть последствия своих поступков. Например, на уроке по теме Как нам жить учащийся рассказывает, как соседи по даче выжигали сухую траву, какой бедой это обернулось и объясняет как правильнее поступить в таком случае. На уроках математики, решая задачу или ведя сложное вычисление, мы обращаем внимание на то, что в математике, как и в других науках, и в жизни, важно быть упорным, внимательным к обстоятельствам, не капризничать и не останавливаться на полпути, а проявлять силу воли и настойчивость. Только так можно получить желаемый результат, добиться успеха. Во внеурочной деятельности для реализации поставленной цели провожу классные часы по темам Язык души и сердца, Вежливость - важное средство примирения людей, Эгоизм - испорченная любовь, Воля - это внутренняя сила, Упрямство в плохом - глупое качество и т.п. [ 2] . На этих занятиях разъясняю учащимся, что каждый человек уникален и интересен именно своей неповторимостью. В каждом из нас заложены разнообразные способности, надо только постараться их заметить, открыть в себе и не лениться развивать. Мы обсуждаем черты характера наших ребят, которые помогают или мешают им учиться, общаться с другими, радуют или огорчают нас. Часто в конце рабочего дня я прошу ребят поделиться своими впечатлениями: что сегодня порадовало, что огорчило? Какие важные события произошли? Чему они научили нас? Спрашиваю детей, как они оценивают свое участие в событиях. Какие качества характера проявились в их поступках? Конечно, все это проходит в форме дружеской беседы, а не допроса. Мы выслушиваем всех желающих высказаться, но никого не заставляем. Учу ребят не нападать на товарища с обвинениями, а спокойно критиковать отдельный его некрасивый поступок; ведь мы хотим не обидеть или унизить, а помочь человеку стать лучше. Помогает мне идея, почерпнутая в книге Ю. Честных Путь к сердцу ученика [ 3] . Это перспективная педагогическая характеристика, которая выполняет три важнейшие задачи: удовлетворяет духовную жажду увидеть сильное в себе, становиться толчком к пониманию, что путь к подлинному счастью - духовный рост и беспрерывное самопознание, и является своего рода нравственным компасом [ 3; 15] . Эта характеристика не обязательно будет пространной и подробной, она может быть озвучена не только на классном часе, но и коротко на уроке, перемене: главное, чтобы эти слова создавали позитивный настрой, являлись положительным прогнозом на будущее. Например, я обратила внимание, что одна девочка из класса, не самая успешная ученица, неуверенная в себе, с удовольствием занимается прикладным искусством и говорю ей: У тебя прекрасно получаются все творческие работы на ИЗО и технологии. Стоит...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.31 | Просмотров: 1868
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|