Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение технологий развития критического мышления на уроке истории - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Применение технологий развития критического мышления на уроке истории


Автор(ы): Полежаева Нина Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на обновление содержания изучаемых предметов, но и на переосмысление подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Важно, чтобы учащиеся не были пассивным объектом воздействия, а самостоятельно могли обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, обратиться к социальному опыту - своему и своих одноклассников, вступали в коммуникацию друг с другом, совместно решали поставленные задачи, преодолевали конфликты, находили общие точки соприкосновения, а при необходимости шли на компромиссы. Развить указанных умения и навыки учащихся позволяет технология развития критического мышления. Она основана на творческом сотрудничестве школьника и учителя и способствует развитию таких важных качеств ребенка как:
    • готовность к планированию;
    • гибкость (если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не станет генератором идей, мыслей);
    • настойчивость в решении трудных проблем;
    • готовность исправлять свои ошибки;
    • умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений.
Основы методики освещены в целом ряде публикаций (3,4,5, 6).
Предложенный проект урока разработан на основе базовой модели урока в технологии критического мышления. Урок проведен в 11-х классах КГОУ “Бийский лицей Алтайского края” и позволил обеспечить хорошие результаты в освоении темы.
Тема урока – “Циклы мировой политики”.
Место урока – завершает и обобщает изучение темы “Международные отношения во второй половине ХХ века”.
Образовательные цели урока:
    • создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о характере и тенденциях развития международных отношений на протяжении второй половины ХХ в., актуализировав исторические факты и общественно-политические инициативы;
    • создать условия для самостоятельных выводов учащихся о факторах образования и ликвидации международных противоречий в условиях биполярного мира.
    • Способствовать совершенствованию познавательных умений старшеклассников:
    • локализовать исторические факты в рамках определенных исторических периодов;
    • составлять хронологические комплексы на основе учебной информации;
    • сравнивать однородные факты и делать выводы;
    • сопоставлять позиции противоборствующих сторон и выяснять причинно-следственные связи;
    • формулировать оценочные выводы;
    • прогнозировать тенденции развития международных отношений на основе анализа уроков прошлого столетия и современной ситуации.
Оборудование
    1. Учебник Н.В.Загладин. Всеобщая история. ХХ век. 11 класс. 9-е издание. М., “Русское слово”. 2007. Параграфы 30 – 32.
    2. Задания для групповой работы.
    3. Алгоритм работы в группе.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Для групповой работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек.
1 этап. Вызов.
Проводится беседа с учащимися по следующим вопросам:
    • Индивидуально или в парах сформулируйте американскую и советскую концепции послевоенного устройства мира.
    • Что такое “холодная война”?
    • Определите хронологические рамки “холодной войны”.
    • Каковы причины “холодной войны”?
    • Как можно графически изобразить характер “холодной войны”? Объясните почему?
Завершая обсуждение, учитель делает вывод о том, что в графическом отображении “холодной войны” в виде кривой линии, можно указать пики обострения международной напряженности и ее смягчение, т.е. можно выделить определенные циклы мировой политики.
Стадия вызова состоялась, если учащиеся самостоятельно определят, что “холодную войну” нельзя изобразить ровной непрерывной линией, а только в виде графика, волнообразной кривой.
Наша задача – выделить циклы мировой политики второй половины ХХ века, определить их хронологические рамки и отобразить это графически.
2 этап. Осмысление.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается прочитать соответствующую часть в учебнике (1 группе – параграф 30-31, до с.245; 2-ой группе с.245-248; 3-ей – с. 248-253; 4-ой – с. 253-255). В течение 15 минут происходит работа в группах. После знакомства с новой информацией параграфов, каждой группе необходимо составить график развития “холодной войны”. С этой цель...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.01.31 | Просмотров: 1972

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340