Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Природа и люди Древней Индии
Автор(ы): Ткаченко Юлия Николаевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Класс: 5 Тип урока: Урок изучения нового материала Цели урока: - формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
- развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
- приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Задачи урока - развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
- развитие интереса к истории, мотивации к учению;
- формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Форма организации деятельности: - фронтальная,
- индивидуальная
Структура урока 1. Организационный этап. 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний. 3. Изучение новой темы: - местоположение Индии;
- природные условия Индии;
- занятия жителей Древней Индии.
4. Подведение итогов 5. Объяснение домашнего задания Оборудование - учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира. Просвещение, 2003 г.,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- отрывок документа Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;
- схемы Индия для каждого ученика (формат А4, на другой стороне - контурная карта) и на доске;
- таблички с надписями Индостан, Инд, Ганг, Гималаи, Земледелие,
- картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца;
- сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;
- раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания.
Методы - словесный,
- наглядный,
- практический.
Предполагаемый результат: - Освоение программного материала по теме Природа и люди Древней Индии учащимися класса.
- Расширение кругозора.
- Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Организационный этап. Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки. (Исполнение индийского танца). Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: Индия). Подготовка к активному усвоению новых знаний . Учитель: Тема нашего урока Природа и люди Древней Индии.(Презентация - слайд №1 - Приложение №1). На доске - схема. (Приложение № 2). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения: Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии). Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2) - Местоположение Индии
- Климат Индии
- Животный и растительный мир Индии
- Занятия жителей Древней Индии.
Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, начинаем. Изучение новой темы: Учитель: Запишите тему урока (Презентация, слайд №3). Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92 (Презентация, слайд № 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой). Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского Историческая библиотека.( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 3). Чтение первого отрывка: Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями : Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: в Индии есть горы) Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №6) Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово Гималаи означает жилище снега. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма -поднебесное жилище богов). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №7). Чтение второго отрывка: Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний: Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: там идут дожди). Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №8). Учитель: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы). Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: Угощайтесь, но нас не трогайте. Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №10). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №11). Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Дети отвечают: Маугли, автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм). Физминутка: Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: - заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вы...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.01.31 | Просмотров: 3777
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|