Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тренинговое занятие Как сказать Нет! - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Тренинговое занятие Как сказать Нет!


Автор(ы): Смирнова Оксана Николаевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: способствовать формированию антинаркотических установок и изменению отношения учащихся к психоактивным веществам (ПАВ).
Задачи:
1. Дать ученикам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.
2. Обучить учеников приемам отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.
3. Закрепить навыки отказа путем моделирования реальных ситуаций.
Структура занятия:
1. Приветствие психолога и игра-активатор “Поменяйтесь местами”.
2. Психологическая игра “Театр кукол”.
3. Приемы отказа от предлагаемых наркотиков.
4. Дискуссия “Как использовать приемы отказа”.
5. Ролевые игры.
6. Дискуссия “Результаты ролевых игр”.
7. Составление синквейна “Пять строчек по правилам”.
8. Рефлексия.
Материалы: магнитофон, лирическая музыка, плакат “Виды группового давления”, альбомные листы, ватман и фломастеры.
Место проведения: классная комната.
Участники: учащиеся 7-8 классов.
Ход занятия
1. Приветствие психолога и игра-активатор “Поменяйтесь местами”.

Добрый день! Мы начинаем с вами новое занятие. Давайте поиграем в игру “Поменяйтесь местами”. Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером один должен уговорить участника под номером два поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.
Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления.
Замечательно поиграли. Давайте теперь узнаем, кому удалось уговорить поменяться местами. Каким способом вам удалось этого достигнуть?
Психолог. Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Мы довольно часто не можем противостоять ему, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления - подражание окружающим (“стадное чувство”, например в ситуации паники). В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку.
2. Психологическая игра “Театр кукол”.
Психолог.
Предлагаю вам разбиться на тройки. В каждой тройке выберите “марионетку” и двух “кукловодов”. Вам предстоит разыграть маленькую сценку кукольного представления, где кукловоды управляют всеми движениями “марионетки”. Сценарий сценки придумаете самостоятельно, не ограничивая свое воображение.
После репетиции тройки представляют по очереди свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После выступления всех участников психолог приглашает всех сесть в круг.
Психолог. Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства испытывали “марионетки”, а какие чувства испытывали “кукловоды”? Какие желания появились у вас в ходе работы?
Участники говорили о разных чувствах: неудобстве, напряжении, бессилии, а также о чувстве ответственности, комфорта, удовлетворения.
Психолог. Можно ли сделать вывод, что состояние зависимости и гиперопека делают отношения между людьми искаженными, неполноценными.
Участники высказали свое мнение.
Психолог. Попытки заставить другого человека что-нибудь сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п. называется давлением. Давайте обсудим те способы давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников.
После обсуждения на доске вывешивается плакат:
“Виды группового давления”
Лесть. Шантаж. Уговоры. Угрозы. Насмешки.
Похвала. Подкуп. Обман. Запугивание. Призыв “делай как мы”.
3. Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя.

Психолог.
Как вы считаете, какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? (Выслушать ответы детей). Возьмите альбомные листы и карандаши. Положите на листок свою ладонь и обведите ее. На каждом пальце напишите свои черты характера, которые помогут вам отказаться от предлагаемых наркотиков.
Под спокойную музыку участники выполняют задание. По окончании работы психолог предлагает на доске повесить все листочки. Желающие озвучивают свои работы.
Психолог. Ребята, давайте обсудим с вами наиболее эффективные приемы отказа от предлагаемых наркотиков.
Помощник раздаст буклеты: “Приемы отказа от предлагаемых наркотиков”:
1. Выбрать союзника:
поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Смените тему: придумайте что-нибудь еще; придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз. . .
5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствия (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать “НЕТ” несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение.
Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например: поймают, случиться белая горячка, заболеем гепатитом и т. д. ).
8. Обходигь стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.
4. Дискуссия “Как использовать приемы отказа”.
Психолог.
Ребята, как вы думаете, какие из этих приемов наиболее эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать? Выслушать мнения ребят и подвести к выводу: намного легче использовать приемы, обладая знаниями и уважая себя и окружающих.
Ребята, всегда важно помни о том, что человек в любой ситуации имеет право выбора, т. е. любой человек в различных ситуациях может принимать самостоятельно решение, и нам хочется чтоб в своей жизни каждый из вас сделал правильный выбор - “свободу от наркотиков!”
5. Ролевые игры.
Психолог.
А теперь мы поиграем. Я подготовила несколько ситуаций из жизни подростков. Вам необходимо разыграть их. Главному герою надо продемонстрировать эффективные приемы отказа.
Всем остальным можно говорить и делать все, что вздумается, ваша цель - заставит главного героя выпить, закурить или попробовать наркотик.
Возможные ситуации для ролевой игры.
Ситуация №1
. Ты вместе с друзьями в гостях. Родителей нет дома. Один из ребят говорит твоему другу:
“У твоего отца есть запасы спиртного. Давай немного выпьем”. Друг говорит с неохотой: “Лад...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.05 | Просмотров: 1170

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340