Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Год народных традиций в профессиональном училище художественных ремёсел - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Год народных традиций в профессиональном училище художественных ремёсел


Автор(ы): Дёгтева Татьяна Александровна, преподаватель художественных дисциплин


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В самом названии нашего училища уже заложена близость к народным традициям (художественных ремёсел), но, в основном, училище занимается художественной обработкой древесины (резьба по дереву, художественное фанерование и маркетри, лозоплетение), поэтому остальным народным промыслам и традициям уделяется недостаточно внимания, но их значение не возможно переоценить. Именно поэтому мы решили весь учебный год сделать тематическим.

Цели проведения “Года народных традиций”:

  • Способствовать развитию у обучающихся навыков поиска и обобщения информации, коммуникативных способностей; умений работать индивидуально и в команде.
  • Способствовать развитию интереса обучающихся к истории, фольклору, народному искусству Урала и России в целом.
  • Изучение и возрождение художественных традиций.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств через изучение художественной культуры Урала и России.

Мероприятия, проводимые в рамках “Года народных традиций”:

  1. “Календарь народных традиций”. Каждая учебная группа оформляет у себя в классе стенд для “Календаря народных традиций (КНТ)”. Ежемесячно оформляется один лист “КНТ” соответственно месяцу. Календарь может содержать такие рубрики: народные праздники, религиозные праздники, народные приметы, именины, народная кухня, пословицы, поговорки, стихи и художественное оформление. Отдельные листы “КНТ” собираются в общий альбом или папку, в конце учебного года проводится выставка-конкурс, и подводятся итоги. Поскольку у нас система кабинетная, учащиеся перемещаются из кабинета в кабинет и могут ознакомиться с календарями других групп, сравнить их, узнать что-то новое, что-то интересное. Например, учащиеся гр.№Л9 (лозоплетение), изучающие основы информатики, решили “КНТ” оформлять при помощи ПК (см. Приложение1).
  2. Конкурс “Масленица”. В течение недели классные руководители проводят в группах тематические классные часы, посвящённые традиционному празднованию Масленицы на Руси. Затем в свободное время учащиеся самостоятельно или командой изготавливают куклу-Масленицу (руководствуясь традициями и требованиями конкурса) из природных материалов – трава, солома, лоза, кора, береста, засушенные листья и цветы. В конце марта проводится выставка-конкурс.
  3. Конкурс “Малая родина”. Обучающимся предлагается собрать информацию о своём родном населённом пункте (90% уч-ся в училище иногородние), оформить информацию в виде сочинения или творческого проекта, который необходимо сопроводить иллюстративным материалом. Так как училище наше имеет художественный уклон, то предпочтение отдаётся художественному фото и авторским зарисовкам. Отдельные работы учащихся группы собираются в общий групповой альбом или папку. Подведение итогов этого конкурса приурочивается ко “Дню открытых дверей” и открытию “Итоговой выставки (ИЗО, ДПИ, дизайн)”, которая традиционно проводится в училище с 25 апреля по 1 июля.
  4. Конкурс скворечников. Во время проведения тематической “Недели экологии” в марте проводится конкурс на изготовление скворечника. Тут ребята могут показать все свои профессиональные навыки и художественный вкус – сделать столярный домик, с резьбой, с пропильными кружевами, с плетёными или точёными элементами.
  5. Тематические классные часы. “Народные промыслы Урала”, “Беседы с мастерами-резчиками пос.Бобровского”, “Календари на Руси (зароастрийский, григорианский, друидов…)”, “Православные праздники”, “празднование Нового года разными народами, населяющими Урал” и т.д.
  6. Конкурс глиняной игрушки. Лепка окарин для “Проводов зимы”.
  7. Конкурс – выставка “Пасха красная!”. Роспись деревянных точёных яиц; изготовление пасхальных сувениров из дерева с элементами точения, резьбы, росписи, плетения из лозы.
  8. Тематическая “Неделя народных художественных промыслов” (НХП).

План тематической “Недели НХП”

Мероприятия Место проведения: Время проведения
1 Выставки народных промыслов и проведение экскурсий. Кабинеты НХП, композиции, выставочный зал. Всю неделю.
2 Просмотр видеофильмов о российских народных художественных промыслах. Кабинет композиции (или видеокласс). Всю неделю, 5-й парой.
3 Выставка тематической литературы по НХП. Библиотека училища. Весь январь.
4 Конкурс-кроссворд по НХП (какая группа быстрее отгадает). Задание выдаётся на открытии “Недели НХП”. Всю неделю.
5 “Ярмарка народных промыслов” – общее мероприятие. Актовый зал. Пятница.

сценарий

“ЯРМАРКИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ”
Ведущий:
Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
– Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой “товар лицом”; пусть каждая команда расскажет о своём художественном промысле – объявляем 1 конкурс.
1.Конкурс – “Представление”.
Презентация команды, рассказ о промысле с показом изделий и иллюстраций (при рассказе можно пользоваться рефератом).
Ведущий: В России народных художественных промыслов великое множество, вот и мы познакомились с некоторыми из них. А теперь на нашей ярмарке следующее развлечение.
Как у наших у ворот
Собрался честной народ…
Прибаутками богаты
Деревенские ребята!
Слово меткое как раз
Достаёт “не в бровь, а в глаз”…
Слово бойко на селе –
Помогает в ремесле!
А теперь пусть умельцы покажут, знакомы ли они с устным творчеством русского народа – объявляется следующий конкурс.
2.Конкурс – “Литературно-фольклорный”.
Участники выполняют задания, связанные с народными поговорками, крылатыми выражениями, афоризмами.
Ведущий:
“Гаснет умная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.
– Наш конкурс посвящён жемчужинам русского языка: пословицам, поговоркам, фразеологизмам, крылатым выражениям, которые делают нашу жизнь яркой, образной, выразительной.
Задание № 1 “Найти пару”.
Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберёт свои три пословицы, поднимайте руку – я выдам вам жетон жеребьёвки, в этом же порядке команды будут озвучивать свои пословицы; получите пакеты с пословицами – время пошло!
Задание № 2 “Объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из мифов, сказок, исторических событий”.
Получите карточки с фразеологизмами и порядковый номер выступления команды. Вам необходимо прочитать фразеологизм и объяснить его смысл публике.
Задание № 3 “Живая картинка”.
Командам нужно изобразить без слов, и не зачитывая зрителям, фразеологизм, который записан на карточке. Если зрители догадались, что изображают команды, с первого раза, то команда получает 5 очков, если не с первого – 3 очка; если не угадали, то – 0 очков.
(Сначала все группы выполняют первое задание, затем второе и третье в соответствии с жеребьёвкой).
Ведущий:
Ну, теперь, честной народ
На ярмарку, да в хоровод!
Зазывалы за прилавком
Предлагают свой товар,
Не скучай, сидя на лавке,
Покупай, и млад, и стар!
Начинаем наш следующий конкурс “Ярмарка” он состоит из двух частей: первая – представление товара каждой командой, вторая – распродажа. Ну, зазывалы, представляйте свой товар, а мы послушаем.
3.Конкурс – “Ярмарка” - конкурс зазывал.
Ведущий:
Постарались все купцы –
Просто чудо-продавцы!
А теперь скорей бегите,
Покупайте, что хотите,
Что вам больше нравится,
Молодцы, красавицы!
На нашей ярмарке есть своя валюта, эти условные единицы названы ПУХР-ми. Каждая команда получила по 15 ПУХР-ов. На один ПУХР вы можете купить одно изделие; нельзя покупать изделия своей команды; для покупки сувениров можно использовать ПУХР-ы, полученные в зрительских конкурсах; вы также можете обменять в нашем “Пункте обмена валюты” свои знания в области народных промыслов на дополнительные ПУХР-ы. А теперь все на ярмарку! Обмен валюты будет производиться во время распродажи товаров. Зрительские конкурсы проводятся между основными конкурсами, во время подведения итогов. Содержание зрительских конкурсов: ведущий показывает в зал репродукции изделий НХП; зрителям в первом конкурсе нужно ответить, к какому народному художественному промыслу принадлежит экспонируемое изделие; во втором конкурсе нужно ответить, какой вид художественной обработки материала применён в изображаемом изделии (например, дерево-резьба, керамика-литьё; металл-роспись; металл-ковка; папье-маше – роспись и т.п.).
Продолжение конкурса “Ярмарка” – распродажа.
Ведущий:
А теперь мы просим всех занять свои места в зрительном зале, а всех купцов сдать заработанные вами ПУХР-ы в жюри для подсчёта и подведения итогов всех конкурсов (собирает жетоны в пакетики с номерами групп).
Вот и подходит к концу наш праздник, сегодня мы чуть больше узнали о своей родине, о её художественной культуре; кто-то подготовился к этому празднику серьёзно, кто-то не очень, но возможно в следующий раз у всех всё получится ещё лучше.
Для тех, кто готовился долго и тщательно, хочется завершить наш праздник такой поговоркой – Кончил дело – гуляй смело!”.
А для остальных напутствием будут другие поговорки:
Есть терпенье – будет и уменье;
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства!
А теперь слово жюри (
подведение итогов всех конкурсов, в том числе, и конкурса-кроссворда).

Пословицы и поговорки

“Найди пару” – 1 задание “Литературно-фольклорного конкурса”.

(так как у нас в училище 12 групп – каждой группе по 4 пословицы).
Не спеши языком – торопись делом.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С кем поведёшься – от того и наберёшься.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза боятся, а руки делают.
Хочешь много знать – надо мало спать.
Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Поспешишь – людей насмешишь
Ученье свет – а неученье тьма.
Без труда – не выловишь рыбку из пруда.
По одёжке встречают – по уму провожают.
Не сиди, сложа руки – так и не будет скуки.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
Как потопаешь – так и полопаешь.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
Ремесло пить-есть не просит, а добро с собой носит.
Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки – останешься без рубашки.
Ремесло хлеба не просит – а само кормит.
Тот скоро разбогатеет – кто от труда потеет.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Делу время – потехе час.
Ученье – путь к уменью.
Терпение и труд – всё перетрут.
Один за всех – а все за одного.
Кончил дело – гуляй смело.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Под лежачий камень вода не течёт.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
Один пашет, а семеро языками машут.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Что посеешь – то и пожнёшь.
Человек без ремесла – что птица без крыльев.
Что написано пером – не вырубишь топором.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Работает не топор, а руки.
Тунеядец в народе – что сорняк в огороде.
Кто любит труд – того люди чтут.
Взялся за дело – делай умело.
Привычка трудиться в жизни пригодится.
От работы не беги – своё имя береги.
Отдыхает тот по праву – поработал кто на славу.
Тот человек в почёте – чьи руки в работе.
Один у печи с плошкой, а семеро с ложкой.
Золотые руки – не боятся скуки.
Поработаешь на славу - и почёт тебе и слава.
Фразеологизмы для задания №2 “Объяснить значение”.
  • Кануть в лету.
  • Избушка на курьих ножках.
  • Авгиевы конюшни.
  • Уйти в объятия Морфея.
  • Сизифов труд.
  • Ахиллесова пята.
  • Лебединая песня.
  • Вавилонское столпотворение.
  • Прокрустово ложе.
  • Со щитом или на щите.
  • Беречь как зеницу ока.
  • Лезть на рожон.
Фразеологизмы для задания № 3 “Живая картинка”.
  • Намылить шею.
  • Два сапога – пара.
  • В трёх соснах заблудился.
  • Кот наплакал.
  • Водить за нос....

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.08 | Просмотров: 2593

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340