Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Год народных традиций в профессиональном училище художественных ремёсел
Автор(ы): Дёгтева Татьяна Александровна, преподаватель художественных дисциплин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В самом названии нашего училища уже заложена близость к народным традициям (художественных ремёсел), но, в основном, училище занимается художественной обработкой древесины (резьба по дереву, художественное фанерование и маркетри, лозоплетение), поэтому остальным народным промыслам и традициям уделяется недостаточно внимания, но их значение не возможно переоценить. Именно поэтому мы решили весь учебный год сделать тематическим. Цели проведения “Года народных традиций”: Способствовать развитию у обучающихся навыков поиска и обобщения информации, коммуникативных способностей; умений работать индивидуально и в команде. Способствовать развитию интереса обучающихся к истории, фольклору, народному искусству Урала и России в целом. Изучение и возрождение художественных традиций. Способствовать воспитанию патриотических чувств через изучение художественной культуры Урала и России. Мероприятия, проводимые в рамках “Года народных традиций”: “Календарь народных традиций”. Каждая учебная группа оформляет у себя в классе стенд для “Календаря народных традиций (КНТ)”. Ежемесячно оформляется один лист “КНТ” соответственно месяцу. Календарь может содержать такие рубрики: народные праздники, религиозные праздники, народные приметы, именины, народная кухня, пословицы, поговорки, стихи и художественное оформление. Отдельные листы “КНТ” собираются в общий альбом или папку, в конце учебного года проводится выставка-конкурс, и подводятся итоги. Поскольку у нас система кабинетная, учащиеся перемещаются из кабинета в кабинет и могут ознакомиться с календарями других групп, сравнить их, узнать что-то новое, что-то интересное. Например, учащиеся гр.№Л9 (лозоплетение), изучающие основы информатики, решили “КНТ” оформлять при помощи ПК (см. Приложение1). Конкурс “Масленица”. В течение недели классные руководители проводят в группах тематические классные часы, посвящённые традиционному празднованию Масленицы на Руси. Затем в свободное время учащиеся самостоятельно или командой изготавливают куклу-Масленицу (руководствуясь традициями и требованиями конкурса) из природных материалов – трава, солома, лоза, кора, береста, засушенные листья и цветы. В конце марта проводится выставка-конкурс. Конкурс “Малая родина”. Обучающимся предлагается собрать информацию о своём родном населённом пункте (90% уч-ся в училище иногородние), оформить информацию в виде сочинения или творческого проекта, который необходимо сопроводить иллюстративным материалом. Так как училище наше имеет художественный уклон, то предпочтение отдаётся художественному фото и авторским зарисовкам. Отдельные работы учащихся группы собираются в общий групповой альбом или папку. Подведение итогов этого конкурса приурочивается ко “Дню открытых дверей” и открытию “Итоговой выставки (ИЗО, ДПИ, дизайн)”, которая традиционно проводится в училище с 25 апреля по 1 июля. Конкурс скворечников. Во время проведения тематической “Недели экологии” в марте проводится конкурс на изготовление скворечника. Тут ребята могут показать все свои профессиональные навыки и художественный вкус – сделать столярный домик, с резьбой, с пропильными кружевами, с плетёными или точёными элементами. Тематические классные часы. “Народные промыслы Урала”, “Беседы с мастерами-резчиками пос.Бобровского”, “Календари на Руси (зароастрийский, григорианский, друидов…)”, “Православные праздники”, “празднование Нового года разными народами, населяющими Урал” и т.д. Конкурс глиняной игрушки. Лепка окарин для “Проводов зимы”. Конкурс – выставка “Пасха красная!”. Роспись деревянных точёных яиц; изготовление пасхальных сувениров из дерева с элементами точения, резьбы, росписи, плетения из лозы. Тематическая “Неделя народных художественных промыслов” (НХП). План тематической “Недели НХП” № | Мероприятия | Место проведения: | Время проведения | 1 | Выставки народных промыслов и проведение экскурсий. | Кабинеты НХП, композиции, выставочный зал. | Всю неделю. | 2 | Просмотр видеофильмов о российских народных художественных промыслах. | Кабинет композиции (или видеокласс). | Всю неделю, 5-й парой. | 3 | Выставка тематической литературы по НХП. | Библиотека училища. | Весь январь. | 4 | Конкурс-кроссворд по НХП (какая группа быстрее отгадает). | Задание выдаётся на открытии “Недели НХП”. | Всю неделю. | 5 | “Ярмарка народных промыслов” – общее мероприятие. | Актовый зал. | Пятница. | сценарий “ЯРМАРКИ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ” Ведущий: Здравствуйте, гости званные и желанные! Люди старые и молодые, женатые и холостые, Милости просим на наш праздник! Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы! Почтенные и молодые, полные и худые – Мы рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем! – Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всей России, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой “товар лицом”; пусть каждая команда расскажет о своём художественном промысле – объявляем 1 конкурс. 1.Конкурс – “Представление”. Презентация команды, рассказ о промысле с показом изделий и иллюстраций (при рассказе можно пользоваться рефератом). Ведущий: В России народных художественных промыслов великое множество, вот и мы познакомились с некоторыми из них. А теперь на нашей ярмарке следующее развлечение. Как у наших у ворот Собрался честной народ… Прибаутками богаты Деревенские ребята! Слово меткое как раз Достаёт “не в бровь, а в глаз”… Слово бойко на селе – Помогает в ремесле! А теперь пусть умельцы покажут, знакомы ли они с устным творчеством русского народа – объявляется следующий конкурс. 2.Конкурс – “Литературно-фольклорный”. Участники выполняют задания, связанные с народными поговорками, крылатыми выражениями, афоризмами. Ведущий: “Гаснет умная словесность, Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо Не скудела в наши дни. – Наш конкурс посвящён жемчужинам русского языка: пословицам, поговоркам, фразеологизмам, крылатым выражениям, которые делают нашу жизнь яркой, образной, выразительной. Задание № 1 “Найти пару”. Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберёт свои три пословицы, поднимайте руку – я выдам вам жетон жеребьёвки, в этом же порядке команды будут озвучивать свои пословицы; получите пакеты с пословицами – время пошло! Задание № 2 “Объяснить значение фразеологизмов, пришедших к нам из мифов, сказок, исторических событий”. Получите карточки с фразеологизмами и порядковый номер выступления команды. Вам необходимо прочитать фразеологизм и объяснить его смысл публике. Задание № 3 “Живая картинка”. Командам нужно изобразить без слов, и не зачитывая зрителям, фразеологизм, который записан на карточке. Если зрители догадались, что изображают команды, с первого раза, то команда получает 5 очков, если не с первого – 3 очка; если не угадали, то – 0 очков. (Сначала все группы выполняют первое задание, затем второе и третье в соответствии с жеребьёвкой). Ведущий: Ну, теперь, честной народ На ярмарку, да в хоровод! Зазывалы за прилавком Предлагают свой товар, Не скучай, сидя на лавке, Покупай, и млад, и стар! Начинаем наш следующий конкурс “Ярмарка” он состоит из двух частей: первая – представление товара каждой командой, вторая – распродажа. Ну, зазывалы, представляйте свой товар, а мы послушаем. 3.Конкурс – “Ярмарка” - конкурс зазывал. Ведущий: Постарались все купцы – Просто чудо-продавцы! А теперь скорей бегите, Покупайте, что хотите, Что вам больше нравится, Молодцы, красавицы! На нашей ярмарке есть своя валюта, эти условные единицы названы ПУХР-ми. Каждая команда получила по 15 ПУХР-ов. На один ПУХР вы можете купить одно изделие; нельзя покупать изделия своей команды; для покупки сувениров можно использовать ПУХР-ы, полученные в зрительских конкурсах; вы также можете обменять в нашем “Пункте обмена валюты” свои знания в области народных промыслов на дополнительные ПУХР-ы. А теперь все на ярмарку! Обмен валюты будет производиться во время распродажи товаров. Зрительские конкурсы проводятся между основными конкурсами, во время подведения итогов. Содержание зрительских конкурсов: ведущий показывает в зал репродукции изделий НХП; зрителям в первом конкурсе нужно ответить, к какому народному художественному промыслу принадлежит экспонируемое изделие; во втором конкурсе нужно ответить, какой вид художественной обработки материала применён в изображаемом изделии (например, дерево-резьба, керамика-литьё; металл-роспись; металл-ковка; папье-маше – роспись и т.п.). Продолжение конкурса “Ярмарка” – распродажа. Ведущий: А теперь мы просим всех занять свои места в зрительном зале, а всех купцов сдать заработанные вами ПУХР-ы в жюри для подсчёта и подведения итогов всех конкурсов (собирает жетоны в пакетики с номерами групп). Вот и подходит к концу наш праздник, сегодня мы чуть больше узнали о своей родине, о её художественной культуре; кто-то подготовился к этому празднику серьёзно, кто-то не очень, но возможно в следующий раз у всех всё получится ещё лучше. Для тех, кто готовился долго и тщательно, хочется завершить наш праздник такой поговоркой – “Кончил дело – гуляй смело!”. А для остальных напутствием будут другие поговорки: Есть терпенье – будет и уменье; Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства! А теперь слово жюри (подведение итогов всех конкурсов, в том числе, и конкурса-кроссворда). Пословицы и поговорки “Найди пару” – 1 задание “Литературно-фольклорного конкурса”. (так как у нас в училище 12 групп – каждой группе по 4 пословицы). Не спеши языком – | торопись делом. | Сам пропадай, | а товарища выручай. | С кем поведёшься – | от того и наберёшься. | Труд человека кормит, | а лень портит. | Глаза боятся, | а руки делают. | Хочешь много знать – | надо мало спать. | Красна птица пеньем, | а человек уменьем. | Поспешишь – | людей насмешишь | Ученье свет – | а неученье тьма. | Без труда – | не выловишь рыбку из пруда. | По одёжке встречают – | по уму провожают. | Не сиди, сложа руки – | так и не будет скуки. | Грамоте учиться – | всегда пригодится. | Семь раз отмерь – | один раз отрежь. | Лодырь да бездельник – | им праздник и в понедельник. | Как потопаешь – | так и полопаешь. | Любишь кататься – | люби и саночки возить. | Ремесло не коромысло – | плеч не оттянет. | Ремесло пить-есть не просит, | а добро с собой носит. | Сегодня гуляшки, да завтра гуляшки – | останешься без рубашки. | Ремесло хлеба не просит – | а само кормит. | Тот скоро разбогатеет – | кто от труда потеет. | Нет друга – ищи, | а нашёл – береги. | Делу время – | потехе час. | Ученье – | путь к уменью. | Терпение и труд – | всё перетрут. | Один за всех – | а все за одного. | Кончил дело – | гуляй смело. | Землю солнце красит, | а человека – труд. | Под лежачий камень | вода не течёт. | Делаешь наспех – | сделаешь на смех. | Один пашет, | а семеро языками машут. | Не красна изба углами, | а красна пирогами. | Что посеешь – | то и пожнёшь. | Человек без ремесла – | что птица без крыльев. | Что написано пером – | не вырубишь топором. | Не имей сто рублей, | а имей сто друзей. | Хочешь есть калачи - | не сиди на печи. | Работает не топор, | а руки. | Тунеядец в народе – | что сорняк в огороде. | Кто любит труд – | того люди чтут. | Взялся за дело – | делай умело. | Привычка трудиться | в жизни пригодится. | От работы не беги – | своё имя береги. | Отдыхает тот по праву – | поработал кто на славу. | Тот человек в почёте – | чьи руки в работе. | Один у печи с плошкой, | а семеро с ложкой. | Золотые руки – | не боятся скуки. | Поработаешь на славу - | и почёт тебе и слава. | Фразеологизмы для задания №2 “Объяснить значение”. - Кануть в лету.
- Избушка на курьих ножках.
- Авгиевы конюшни.
- Уйти в объятия Морфея.
- Сизифов труд.
- Ахиллесова пята.
- Лебединая песня.
- Вавилонское столпотворение.
- Прокрустово ложе.
- Со щитом или на щите.
- Беречь как зеницу ока.
- Лезть на рожон.
Фразеологизмы для задания № 3 “Живая картинка”. - Намылить шею.
- Два сапога – пара.
- В трёх соснах заблудился.
- Кот наплакал.
- Водить за нос....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.08 | Просмотров: 2593
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|