Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование технологий учёта и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) ученика - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Использование технологий учёта и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности (ИСУД) ученика


Автор(ы): Мерзлякова Надежда Викторовна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учителями нашей школы 3-й год осваивается и внедряется в практику технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика (технология «ИСУД»). Автор технологии – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, руководитель московских городских экспериментальных площадок.
В 2006 году я разработала проект «Использование технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика» с целью помочь учителям в реализации индивидуального похода к обучающимся, создания условий для достижения необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках.
Наши учителя обладают разнообразными ресурсами обучения своему предмету: учебники, рабочие тетради, методическая литература, оборудование для практических и лабораторных работ, медиаоснащение... Но, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации, или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся.
Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны – разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. А вот технологии обеспечения их целенаправленной встречи – нет.
Применение технологии «ИСУД» «позволяет» реализовать целенаправленную встречу этих двух «разнообразий» – ученика и учебных форм работы – в пространстве учебного успеха ученика.
В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий технология ИСУД наиболее легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено стандартом и государственными программами.
Технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно:
1) Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу – эти умения учитель приобретает на 1-м этапе реализации проекта.
Какие параметры берутся для диагностики индивидуального стиля учебной деятельности и отражают структуру учебного успеха ученика?
Авторы технологии включили в этот набор 10 характеристик: обучаемость, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, организационные ОУУН, коммуникативные ОУУН, информационные ОУУН, мыслительные ОУУН, уровень развития мотивационно-потребностной сферы.
Лучше всего использовать диагностические данные о развитии внимания, памяти, доминирования полушарий мозга, модальности, полученные психологами, но учитель-предметник может в первом приближении оценить развитие параметра и через наблюдение на уроках.
Уровень развития других параметров определяется по методике, приведенной в методических пособиях Галеевой Н.Л. [1–3].
Результаты диагностики сворачивается в специальную таблицу – матрицу учебного успеха на каждого ученика. В течение года матрица заполняется дважды (в начале и в конце), чтобы определить изменение параметров учебного успеха ученика. Учитель-предметник проводит анализ – как изменились эти параметры, информация систематизируется в графики и диаграммы, проводится анализ результатов и прогнозируется работа на следующий учебный год.
Чтобы эффективно использовать инновационную технологию, учителю необходимо также:
2) иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика – эти умения учитель приобретает на 2-м этапе реализации проекта.
Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, важная составляющая арсенала средств учителя, однако, эта информация, неподкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он будет опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?
Галеева представляет картотеку заданий, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика, по одной и той же матрице.
Это дает возможность подобрать формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуаций учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров его индивидуального стиля учебной деятельности).
«Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» – этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения, частным случаем которого является технология ИСУД.
3-е условие для эффективного использования технологии «ИСУД» – уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
3-й этап реализации проекта предусматривает проектирование индивидуальных программ развития обучающихся средствами школьных учебных курсов. В настоящее время мы этим занимаемся. Часть учителей уже самостоятельно освоили методику построения такой программы и используют их на своих уроках.
Реализация проекта будет происходить пошагово до 2012 года. Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта добьемся следующего:
  • Позитивная динамика качества знаний по предметам.
  • Позитивная динамика всех параметров учебного успеха ученика – уровня мотивации, обучаемости, памяти, внимания, общеучебных навыков.
  • Изменение отношения учащихся к выполнению домашних заданий.
Эти задачи посильны для нашего коллектива, который обладает огромным творческим потенциалом, готовностью учителей к инновационной деятельности.
Данный проект рекомендуется для внедрения в работу в учебных учреждениях разного типа в любом масштабе – в школе, в одном классе, в одной группе учащихся, с одним учеником.
Самому учителю профессионально трудно осваивать и внедрять инновации, поэтому я разрабатываю и провожу на уровне школы и района обучающие семинары, которые помогут учителю в освоении инновационной технологии. Ниже приводится одна из моих методических разработок.
Семинар «Технология “ИСУД”: проектирование индивидуальной программы развития обучающегося средствами школьных учебных курсов»
Цель семинара: участники умеют проектировать программу развития обучающегося путем сопоставления матрицы учебного успеха ученика с таблицами картотеки учебных приемов и заданий (в рамках технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности – «ИСУД» – автор технологии Галеева Н.Л.) [1].
План семинара:
  • Информационный блок. Алгоритм деятельности учителя при проектировании программы развития обучающегося средствами школьных учебных курсов.
  • Практический блок: проектирование программы развития ОУУН обучающегося.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.
1. Информационный блок
Уважаемые участники семинара, я прошу определить свой уровень владения необходимыми умениями и навыками для эффективного использования технологии «ИСУД». На ваших столах – розовые карточки (приложение 1), на которых перечисляются эти умения. То, чем вы владеете достаточно хорошо, можете решить проблему самостоятельно или в творческой группе, эти карточки положите слева от себя. А то, чему хотели бы научиться, справа. Итак, подведем итоги. (Представители от групп формулируют то, что умеют, и то, чему хотят научиться). Будет хорошо, если в конце нашей работы у вас количество карточек в левой стопке увеличится.
Итак, если учитель:
  • умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу учебного успеха ученика;
  • имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика,
то остается совсем немного – сопоставить матрицу учебного успеха ученика с таблицами картотеки, выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Полученная информация, оформленная на отдельном листе и будет программой развития ученика средствами учебного предмета. Н.Л.Галеева предлагает следующий алгоритм деятельности учителя:
  1. Диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика – заполнить матрицу ИСУД ученика (это мы сделали в сентябре – демонстрируются матрицы).
  2. Выписать все параметры ученика, уровень которых определяется как недостаточный.
  3. Подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечат их развитие. Использовать эти формы заданий, приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.
  4. Выписать параметры ИСУД, уровень которых определен как достаточный и оптимальный
  5. Подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.
  6. Оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика средствами вашего предмета. Использовать для индивидуализации учебного процесса и как исходный материал для мониторинга результатов учебного процесса.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пример программы развития ученика, полученной в результате такой работы (приложение 2). Таким образом, на примере этой программы вы можете составить программы развития параметров учебного успеха своих учеников. Я думаю, алгоритм понятен. Составление такой программы поможет вам сократить время на планирование работы с конкретным учеником на уроке, повысит эффективность использования технологии. (Каждому участнику – программа развития).
Т.к. составление программы развития требует достаточно много времени, сегодня на семинаре мы попробуем спроектировать программу развития общеучебных умений и навыков ученика (ОУУН), следуя алгоритму Галеевой Н.Л. Из матрицы параметров учебного успеха ученика возьмем 4 параметра:
  1. коммуникативные ОУУН: владение монологической речью, навык активного слушания, навык ведения диалога, навык работы в группе;
  2. организационные ОУУН: умение планировать свою деятельность, навык самоконтроля и самооценки, навык организации рабочего места;
  3. информационные ОУУН: навык смыслового чтен...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.08 | Просмотров: 4294

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340