Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Элективный курс на тему: Экономика Усть-Кутского района
Автор(ы): Реуцкая Нина Владимировна, учитель экономики - географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового раздела образования – экономики. В 9-м классе начинается, переход к профильному обучению данная программа может представлять определенный интерес для учителей, учащихся и их родителей. Изучение курса “Географии Иркутской области” может сопровождаться, изучением элективного курса “Экономика Усть-Кутского района” в школе, так как это нужная и главная задача в развитии потенциала учеников. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии разработки и эксперимента. Думаю, что программа данного элективного курса может быть гармонично вписана в систему как предпрофильной, так и профильной подготовки школьников, нести объединяющее, интеграционное начало. Рассматриваемый курс приемлем для различных профилей всех типов образовательных учреждений, и может быть направлен на: - углубленное изучение раздела профильного курса “Экономика”;
- изучение раздела базового курса “Экономика”, не входящего в обязательную программу;
- межпредметный элективный курс, в целях удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля.
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Усть-Кутского района, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России. Основная задача курса состоит в расширении представления учащихся об экономическом потенциале Усть-Кутского района и в представлении доказательной базы актуальности данных знаний. Цели изучения элективного курса: - расширение и углубление их знаний в области экономики и географии, краеведения;
- ознакомление учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и специфических способов деятельности (синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, мониторинг, прогнозирование) в различных сферах;
- развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике региона, государственной и региональной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
- ориентация в выборе профессии; ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью, используя возможности региона;
- ориентация на социализацию подростков в общественной жизни;
Курс носит интерактивный, междисциплинарный характер. Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны: - знать экономические характеристики района, особенности его географического и экономического положения;
- иметь представление о перспективах и особенностях развитии района в целом;
- уметь анализировать экономические отношения района с другими субъектами России и иностранными партнерами, а также составлять графики, диаграммы, таблицы по собранным статистическим материалам;
- уметь объяснять (интерпретировать) изучаемые явления и процессы;
- уметь приводить известные примеры явлений и тенденций;
Для изучения курса “Экономика Усть-Кутского района” учащимися 9 классов различных образовательных учреждений отводится 34 ч. Программа представленного курса имеет блочно-модульную структуру: № модуля | Название образовательного модуля | Количество часов | МОДУЛЬ 1 | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 | МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий района. | 4 | МОДУЛЬ 3 | Город Усть-Кут – “северные ворота” России. | 7 | МОДУЛЬ 4 | Культура района | 4 | МОДУЛЬ 5 | Экономическое взаимодействие в России и за рубежом. | 3 | | Выполнение зачетного проекта - презентации “ Район сейчас и завтра…..” | 9 | ИТОГО | | 34 часов | Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей: большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, подборка материалов из СМИ, математических задач с экономическим содержанием, семинаров. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров, дискуссий. Система оценивания строится на разнообразном дифференцированном наборе контрольно-измерительных материалов: - текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемами, аспектами развития, рецензирование сообщений учащихся и т.д.;
- тематический контроль – тестовые задания и тематические зачеты;
- зачетный практикум - описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса;
- обобщающий, итоговый в форме презентаций личных достижений (самостоятельно подготовленные энциклопедические справки, устные и письменные доклады и сообщения, описание выполненных практических работ).
Так как курс выбирается инициативно, по желанию учащихся и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную форму оценивания, например, проект. В проекте учащегося к моменту завершения изучения курса каждый ученик должен “вложить” выполненные в процессе обучения работы. Перечень таких работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, - по выбору учащихся. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио. Возможный перечень работ, входящих в проект: - предметный или именной указатель;
- тематический доклад (текст);
- исследовательская работа;
- маркетинговые исследования;
- проект - презентация.
Учебный процесс может поддерживаться различными учебным пособием по курсу “Экономика”, учебно-методическим комплектом для учителя и конспект-тетрадью для учащихся. Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса “Экономика Усть-Кутского района” большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты, презентации. Памятка для учащихся Выполняет функцию рабочей тетради, задачника и практикума для подготовки к занятиям и контролю различного уровня. Каждый модуль памятки имеет следующие рубрики: - термины, понятия и определения которые необходимо повторить;
- интересные факты и события по теме;
- правила и особенности, на которые необходимо обратить, внимание и которые обязательны для изучения;
- сведения об известных личностях, которые внесли определенный вклад в развитие края;
- фотографии;
- справочный материал;
- проблемные вопросы, ситуации;
- задания для проверки;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 МОДУЛЬ | Усть-Кутский район – связующее звено Сибири. | 7 | | Ведение. Усть-Кутский район - субъект России. | 1 | | Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | | Особенности экономического развития территорий района. | 1 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1417
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|