Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Поэзия – прекрасная страна - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Поэзия – прекрасная страна


Автор(ы): Омельчук Елена Ивановна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. В настоящее время в связи с реформой школьного образования имеет место тенденция постепенного отказа от сочинения как традиционной формы экзамена по литературе. Если это и случится, то обязательно будут сохранены в той или иной форме письменные работы, содержащие элементы анализа художественного произведения, в том числе и работы, связанные с анализом поэтического текста.
Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Анализ лирического произведения остается одним из самых сложных вопросов школьного литературоведения. На уроках литературы ощущается нехватка времени на формирование практических умений по анализу и интерпретации стихотворения. Данный курс позволяет углубить знания учащихся по теории стихосложения, расширяет кругозор обучающихся в области литературы, создает условия для проявления творческих способностей, дает возможность учащимся проявить себя в той области, которая им интересна и, в конечном счете, помогает сориентироваться в выборе профиля обучения на третьей ступени средней школы.
Курс предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов.
Цели и задачи курса.
Цели данного курса: приобщить учащихся 9 класса к русской поэзии, воспитывать способность чувствовать и понимать прочитанное стихотворение, понимать чувства и мысли, переживания автора.
Задачи курса:
  • раскрыть поэтическое богатство русской поэзии;
  • развивать художественный вкус и самостоятельность суждений;
  • развивать эмоциональное восприятие подростка;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать воображение, творческие навыки и пробуждать художественное начало;
  • обеспечить овладение приемами анализа поэтического текста.
Содержание курса.
Тематический план.
№. Содержание темы Количество часов
1. Вводный урок 1
2. Теория и практикастихосложения 3
3. Тема и идея произведения 1
4. Лирический герой 1
5. Особенности поэтического языка 3
6. Поэтическая фонетика и лексика 1
7. Жанры лирики 3
8. Анализ лирического произведения 2
9. Итоговые уроки. Интерпретация поэтического текста 2
Итого 17
Содержание дисциплины.
Урок 1. Введение в курс “Поэзия – прекрасная страна”. Стихи и проза. Как и почему появилось поэтическое слово. Тайны поэтического ремесла. Как рождается стихотворение. Стихотворная строка. Стопа. Рифма. Группы рифм. Белый стих. Строфа. Виды строф в лирике.
Урок 2. Теория и практика стихосложения. Рифма. Группы рифм по положению в строфе, по слоговому объему, по характеру звучания.
Урок 3. Теория и практика стихосложения. “Не мог он ямба от хорея…” Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стихотворения.
Урок 4. П.Р. (практическая работа) по определению стихотворного размера.
Урок 5. Лирический герой. Условный образ поэта в лирике. Лирический герой и автор. Лирическое “Я”. Настроение и его изменение в стихотворении. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение.
Урок 6. Тема и идея произведения. Темы и мотивы в лирике. Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика. Традиционные мотивы: борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Лейтмотив. Условность определений.
Урок 7, 8. Особенности поэтического языка. Эффект выразительности. Тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет, литота и др.) Фигуры (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия и др.) Их функции в речи.
Урок 9. П.Р. Тропы и фигуры.
Урок 10. Поэтическая фонетика и лексика, их участие в создании художественного образа. Высокая лексика, поэтизмы, прозаизмы. Поэтический синтаксис.
Урок 11. Жанровое своеобразие лексики. Лирические жанры. Лироэпические жанры. Лирическое стихотворение, песня, ода, апология и др.
Урок 12, 13. “Бывают строфы из жемчужин” (И. Сельвинский). Сонет. Из истории жанра. С...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1241

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340