Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Поэзия – прекрасная страна
Автор(ы): Омельчук Елена Ивановна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка. Проблема интерпретации лирического произведения и собственно его анализа остается актуальной и волнует учителя. В настоящее время в связи с реформой школьного образования имеет место тенденция постепенного отказа от сочинения как традиционной формы экзамена по литературе. Если это и случится, то обязательно будут сохранены в той или иной форме письменные работы, содержащие элементы анализа художественного произведения, в том числе и работы, связанные с анализом поэтического текста. Одним из основных умений, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения литературы, является интерпретация поэтического текста. Анализ лирического произведения остается одним из самых сложных вопросов школьного литературоведения. На уроках литературы ощущается нехватка времени на формирование практических умений по анализу и интерпретации стихотворения. Данный курс позволяет углубить знания учащихся по теории стихосложения, расширяет кругозор обучающихся в области литературы, создает условия для проявления творческих способностей, дает возможность учащимся проявить себя в той области, которая им интересна и, в конечном счете, помогает сориентироваться в выборе профиля обучения на третьей ступени средней школы. Курс предназначен для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 17 учебных часов. Цели и задачи курса. Цели данного курса: приобщить учащихся 9 класса к русской поэзии, воспитывать способность чувствовать и понимать прочитанное стихотворение, понимать чувства и мысли, переживания автора. Задачи курса: - раскрыть поэтическое богатство русской поэзии;
- развивать художественный вкус и самостоятельность суждений;
- развивать эмоциональное восприятие подростка;
- обогащать словарный запас;
- развивать воображение, творческие навыки и пробуждать художественное начало;
- обеспечить овладение приемами анализа поэтического текста.
Содержание курса. Тематический план. №. | Содержание темы | Количество часов | 1. | Вводный урок | 1 | 2. | Теория и практикастихосложения | 3 | 3. | Тема и идея произведения | 1 | 4. | Лирический герой | 1 | 5. | Особенности поэтического языка | 3 | 6. | Поэтическая фонетика и лексика | 1 | 7. | Жанры лирики | 3 | 8. | Анализ лирического произведения | 2 | 9. | Итоговые уроки. Интерпретация поэтического текста | 2 | | Итого | 17 | Содержание дисциплины. Урок 1. Введение в курс “Поэзия – прекрасная страна”. Стихи и проза. Как и почему появилось поэтическое слово. Тайны поэтического ремесла. Как рождается стихотворение. Стихотворная строка. Стопа. Рифма. Группы рифм. Белый стих. Строфа. Виды строф в лирике. Урок 2. Теория и практика стихосложения. Рифма. Группы рифм по положению в строфе, по слоговому объему, по характеру звучания. Урок 3. Теория и практика стихосложения. “Не мог он ямба от хорея…” Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стихотворения. Урок 4. П.Р. (практическая работа) по определению стихотворного размера. Урок 5. Лирический герой. Условный образ поэта в лирике. Лирический герой и автор. Лирическое “Я”. Настроение и его изменение в стихотворении. Устойчивое настроение. Изменяющееся настроение. Урок 6. Тема и идея произведения. Темы и мотивы в лирике. Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика. Традиционные мотивы: борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества, встречи, пути и др. Лейтмотив. Условность определений. Урок 7, 8. Особенности поэтического языка. Эффект выразительности. Тропы (метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет, литота и др.) Фигуры (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия и др.) Их функции в речи. Урок 9. П.Р. Тропы и фигуры. Урок 10. Поэтическая фонетика и лексика, их участие в создании художественного образа. Высокая лексика, поэтизмы, прозаизмы. Поэтический синтаксис. Урок 11. Жанровое своеобразие лексики. Лирические жанры. Лироэпические жанры. Лирическое стихотворение, песня, ода, апология и др. Урок 12, 13. “Бывают строфы из жемчужин” (И. Сельвинский). Сонет. Из истории жанра. С...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1241
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|