Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Чтение как средство обучения коммуникативной речи детей младшего школьного возраста - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Чтение как средство обучения коммуникативной речи детей младшего школьного возраста


Автор(ы): Пичугина Альбина Петровна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План
I. Роль чтения в обучении иностранному языку.
  1. Чтение – средство для получения информации и расширение знаний по изучаемому языку.
  2. Задача учителя на начальном этапе обучения чтению.
II. Обучение чтению.
  1. Виды упражнений при обучении чтению.
  2. Игровые приёмы при обучении чтению.
III. Заключение.
Литература
  1. Т.В. Рогова “Чтение, как средство обучения иностранному языку”. ИЯШ №3, 1977 г.
  2. Н.Н. Пруссаков “Обучение чтению с учётом специфики данного речевого умения”.
  3. М.Н. Шепер “Обучение чтению на начальном этапе”. ИЯШ №4 1984 г.
В наше время, когда количество информации на иностранном языке непрерывно возрастает, чтение на иностранном языке играет всё большую роль, поэтому одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению. Без овладения этим видом деятельности дальнейшее использование иностранного языка очень ограничено, так как книга в большинстве случаев для многих является не единственным средством закрепления и дальнейшего совершенствования полученных языковых знаний и навыков.
Важной качественной стороной процесса обучения чтению в последние годы стало требование о том, что обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Таким образом, чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства обучения иностранному языку в школе: в первом случае учащиеся должны овладеть им как средством для получения информации, во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала и расширения знаний по изучаемому языку.
Использование чтения в качестве средства получения информации создаёт необходимые условия для стимуляции интереса к изучению этого предмета в школе, поскольку это такой вид речевой деятельности, для осуществления которого не требуется ни собеседник, ни слушатели, нужна лишь книга.
Достижение практической цели – овладение умением читать на иностранном языке – делает реальным и возможным достижение воспитательных и образовательных целей изучения данного предмета и тем самым позволяет учителю вносить определённую лепту в воспитание образования подрастающего поколения.
Процесс чтения чрезвычайно сложен даже на родном языке.
Действительно, учащиеся в процессе чтения должны “дешифровать” текст, не имея никакой опоры, кроме последовательности букв: объективно на страницах печатного текста ничего иного нет. В текстах не отражаются такие важнейшие такие важнейшие качества устной речи, как пауза и логическое ударение, значительно облегчающие восприятие иноязычного высказывания в устной форме. Следовательно, целесообразно проводить сначала устную отработку языкового материала, с тем, чтобы учащиеся в процессе чтения “узнавали” и соответственно членили этот материала на составные части.
Первоначальная задача учителя на начальном этапе обучения чтению – научить школьников пользоваться графической системой изучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, таким образом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов и других единиц зрительно воспринимаемого печатного материала.
К концу 1 четверти учащиеся заканчивают изучение алфавита, хорошо знают гласную и согласную буквы. Только после этого мы приступаем к чтению. Все правила для чтения мы записываем в тетрадь. Каждый урок начинаем с повторения правил предыдущих уроков.
Длительность работы на уроке над чтением зависит от целого рода причин, среди которых и место урока в расписании, и работоспособность учеников.
Обычно на чтение я отвожу 10 минут во 2 четверти, 15 – 20 минут в 3 и 4 четвертях. Чем больше времени отвожу на чтение, тем более тщательно приходиться подбирать упражнения.
Поскольку в чтении главная роль принадлежит зрительному анализатору, то главным условием формирования механизма чтения является его активная работа, которая, к сожалению, в практике обучения чтению часто снижается. Учитель читает первым, а учащиеся повторяют за ним хором и индивидуально. В данном случае, это повторение, а не чтение. Бывают случаи, когда учащиеся не могут прочесть слово, тогда учитель или кто-либо из класса прочитывают за него это слово и ученик повторяет, не осознавая, почему нужно прочитать именно так. Более эффективным было бы вовлечение самого учащегося в чтение на основе знаний букв и графем языка. Поэтому я делаю так. После сообщения правила чтения, я показываю карточки со словами на данное правило и прошу прочесть ученика, другого и следующего. Таким образом, можно увидеть, как ученики справляются с заданием и помочь им, если они испытывают затруднения.
После того, как учащиеся познакомятся со слогами открытыми и закрытыми, я им предлагаю следующие упражнения:
1) Сколько слогов в слове? (назови их).
2) Назови открытые слоги.
3) На доске записаны слова: plate, take, name, tree, bus, cat, bed, dog, hat.
Выпишите в два столбика:
1 столбик – где гласная стоит в открытом слоге.
2 столбик – где гласная стоит в закрытом слоге.
При изучении алфавита наряду с буквами я ввожу и транскрипционные знаки. Поэтому когда мы начинаем читать, то сразу же заводим словари и записываем слова, которые читаем и транскрипцию. Это способствует усвоению графемно – фонемного соответствия в начале обучения чтению.
Приступая к чтению, мы условно делим весь алфавит на “певичек” (это наши гласные) и “музыкантов” (согласные). В зависимости от того, где стоят “музыканты” по отношению к “певичке”, она и поёт своё имя. Если она окружена с обеих сторон “музыкантами”, она начинает “кокетничать” и меняет своё имя. Итак, когда я ввожу правило о том, что гласная в открытом слоге читается так, как и называется в алфавите, то я использую доску, на которой написано слово и прикреплён рисунок.
Например: faсe.
Спрашиваю: “Сколько в слове слогов?” - Назовите первый слог.
- “Кто стоит у нас на конце слога?” Если “певичка” стоит на конце слога, то она поёт своё настоящее имя. (то есть произносит так, как и называется в алфавите).
- “Как произносятся согласные в данном слове?”
Читаем слово. Затем закрепляем это правило. Для этого я использую следующие упражнения:
А) читаем слова, выписанные заранее на доске.
б) Читаем слова по карточкам.
В) читаем учебник (упр. 1 стр. 17), вначале за диктором, затем по цепочке. Упражнение №2 можно прочитать в режиме “Учебник-класс”.
Работу над буквосочетанием я провожу следующим образом:
1) Называю слово с новым буквосочетанием и прошу выделить звук.
2) Показываю буквосочетание на карточке.
Например: th [ ] [ ] sh [ f ]
3) Показываю слова с выделенным буквосочетанием – shelf.
Предлагаю учащимся самим прочесть эти слова. Работу провожу в режиме: “Ученик – ученик – ученик”.
1 2 3
4) Называю отдельно буквы, из которых состоит слово, ученик выкладывает его на наборном полотне или пишет на доске, затем читает;
5) Произношу слово или показываю картинку, а ученики пишут это слово, затем читают.
Если позволяет время, то: записываем слова на доске и в тетрадях, подчёркивая буквосочетания. На следующем уроке повторно читаем по учебнику или по карточкам ранее усвоенные лексические единицы. С этой целью я провожу следующие упражнения:
1) Читаем все знакомые ЛЕ по таблице (или на доске).
2) Учащиеся выполняют задание: "Подбери подписи к картинке”.
Я показываю картинку, ученик находит карточку с данным словом из заготовленных карточек, которые выставлены на доске. Читает это слово, класс повтор...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.09 | Просмотров: 2430

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340