Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа элективного курса Экологическая азбука
Автор(ы): Трифонова Ольга Юрьевна, учитель экологии и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка. Предложенная программа по экологическому воспитанию и образованию ориентирована на работу с детьми среднего школьного возраста. Актуальность изучения курса определяется тем, что: Чем больше людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации, тем выше будут чувство ответственности за судьбы людей планеты - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Моя задача как учителя - участвовать в воспитании таких людей. Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ. Необходимо своевременно готовить квалифицированных специалистов для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к экологическим проблемам. Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на: - формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное и т. д. В мудрых и пророческих словах Ф. Тютчева: Не то, что мните вы Природа, Не слепок, не бездумный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык: высвечены такие свойства природы, которые могут влиять на нашу нравственность, на наш образ мыслей, на наше поведение. Язык природы - это ее законы. Мы общаемся с природой, вернее должны общаться, через познание законов с помощью наук, изучающих природу, и одна из них - это экология. Цель работы по программе: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, базовых компетенций, экологически оправданному поведению, создание ситуации успеха на уроке для каждого учащегося. Ожидаемые результаты работы по программе: Получить первоначальные знания по предмету Учащиеся должны научиться излагать свои знания в письменной и устной форме Уметь применять на практике полученные знания и умения Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении Участие в школьных неделях биологии, географии и экологическом двухмесячнике. Выступления на уроках с дополнительным материалом Развитие креативности учащихся Развитие разнообразных компетенций : Предметные - получение учащимися знаний по предмету Коммуникационные - умение общаться, работать в группах Информационные - умение работать с информацией (находить, анализировать, сравнивать). Задачи: рассмотреть вопросы многообразия живой и неживой природы, и влияния человека на неё; Формирование первоначальных экологических представлений; Формирование теоретических знаний в области экологии, ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным особенностям школьников среднего звена; углубить знания детей по предметам естественного цикла; развитие компетенций у учащихся; выработать умение анализировать собранный материал с целью использования в последующих действиях (поддержания, сбережения среды, улучшения ее качества, если необходимо). Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов в размер 18 часов, продолжительность урока 40 минут. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. Различные формы деятельности: индивидуальная, групповая, парная позволит сформировать у учащихся чувство коллективизма, умение выслушать чужую точку зрения и обосновать свою. Формы реализации программы: Диспуты, беседы, решение проблемных вопросов, лекции, практикумы, дискуссии, мозговой штурм, тестирование, деловые и ролевые игры. Используемые технологии: - Развитие критического мышления, дебаты, проекты,
Учебно-наглядный комплекс: - Рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы.
Методическое обеспечение: Видеофильмы: Экологический альманах, Биосферный заповедник, Дороги жизни, Большая охота, Продолжение рода и т.д.; Аудиокассеты: Времена года, Голоса птиц и редких животных, Шумы моря, Альпийская вьюга и т.д.; Энциклопедии Птицы, Кирилла и Мефодия, Взаимное влияние живых организмов, Влияние человека на природу Раздаточный материал; Определители; Методические пособия; Учебники; Жалобная книга природы; Правила поведения в природе. Программа спецкурса. Введение. (1 час). Предмет и задачи экологии. Определение понятия экология. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов. Экологический манифест. Тема 1. Экологические факторы. (2 часа). Понятие экологического фактора. Разнообразие воздействий, которым подвергается организм. Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Понятие адаптации. Закон толерантности (закон Шелфорда). Действие среды на организм, закономерности формирования требований организма к среде обитания (диапазоны толерантности: стенобионтные и эврибионтные виды). Тема 2. Абиотические факторы (5 часов) Важнейшие абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Свет и его влияние на жизнедеятельность растений и животных. Адаптация организмов к различным условиям освещения. Фотопериодические реакции. Экологические группы растений и животных по отношению к фактору - освещение. Биологические ритмы. Температура как абиотический фактор. Влияние температуры на жизнедеятельность организмов ( правила Алена и Бергмана). Экологические группы организмов по отношению к температуре. Влажность как экологический фактор. Влияние влажности на жизнедеятельность организмов. Экологические группы растений и животных по отношению к влажности. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Характерные особенности каждой из сред жизни. Адаптация организмов к обитанию в четырех средах. Жизненные формы организмов, приспособленные к обитанию в разных средах. Тема 3. Биотические факторы. (7 часов) (приложение 1) Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа хищник-жертва, паразит-хозяин. Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими (конкуренция). Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. Тема 4. Антропогенный фактор (3 часа) Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. Спасти себя можно, лишь спасая природу! Тематический план Название темы | Количество часов | Форма контроля | Технологии | Введение | 1 | | проект | Тема 1. Экологические факторы | 2 | | | Классификация экологических факторов | 1 | тестирование | ИКТ | Влияние экологических факторов на организмы. Адаптации. | 1 | тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений | Урок-исследование | Тема 2. Абиотические факторы | 5 | | | Свет как экологический фактор | 1 | Задания на соотношение, тестирование; синквейн | ИКТ, исследование | Температура как экологический фактор | 1 | тестирование; эссе | ИКТ, исследование | Влажность как экологический фактор | 1 | тестирование; тонкие и толстые вопросы | ИКТ, исследование | Основные среды жизни | 1 | ассоциативный ряд | Проект | Обобщение по теме | 1 | тестирование | ИКТ | Тема 3. Биотические факторы | 7 | | | Взаимоотношений между живыми организмами | 1 | тестирование; устный опрос, смалы | ИКТ | Взаимополезные отношения | 1 | Задания на соотношение, тестирование; устный опрос; синквейн | Развитие критического мышления | Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. | 1 | тестирование; устный опрос; тонкие и толстые вопросы | Развитие критического мышления | Хищничество | 1 | тестирование; устный опрос; проект, синквейн | Развитие критического мышления, проект | Паразитизм | 1 | тестирование; устный опрос; эссе | Развитие критического мышления | Конкуренция | 1 | тестирование; устный опрос; проект, Барометр настроения | Развитие критического мышления, проект | Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. | 1 | Проект | Проект, ИКТ | Тема 4. Антропогенный фактор | 3 | | | Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. | 1 | светофор | Мозговой штурм | Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. | 1 | синквейн | деловая игра | Спасти себя можно, лишь спасая природу! | 1 | синквейн | Дебаты | Урок обобщение | 1 | тестирование | ИКТ | Основные требования к знаниям и умениям. Учащиеся должны знать: Основные среды жизни и их характеристики; Влияние факторов среды на живые организмы; Приспособленность живых организмов к разным средам обитания; Основные типы взаимоотношений между живыми организмами. Учащиеся должны уметь: - Делать описание наблюдений, правильно оформлять рисунки, таблицы.
Проводить наблюдения за отдельными живыми ор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.10 | Просмотров: 1725
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|