Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов Моя малая Родина - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Методические рекомендации к проведению цикла классных часов Моя малая Родина


Автор(ы): Понятовская Елена Владимировна, преподаватель педагогики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В Ангарском педагогическом колледже подготовка студентов к профессиональной деятельности осуществляется не только на учебных занятиях и в ходе педагогической практики, но и через взаимодействие куратора со студенческой группой.
Одним из видов деятельности куратора является организация классных часов. Однако в последнее время, классные часы стали становиться формальной формой общения, перестали вызывать интерес и активность у студентов.
Проведенный опрос студентов и кураторов показал, что повысить интерес студентов к классным часам возможно, если они будут основаны на позитивном взаимодействии студентов друг с другом и с куратором. Такое взаимодействие будет эффективным только в том случае, если основано на сотворчестве, сопереживании, соучастии, т.е. совместной деятельности.
Данный цикл классных часов призван представить опыт работы по духовно-нравственному воспитанию будущих педагогов, по созданию условий для формирования гражданских чувств и осознания важности приобщение к культуре Малой Родины.
Наиболее сложным и в тоже время актуальным в работе со студенческой группой является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к детскому саду, городу до любви к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей, студенческой группой, городом, в котором живет, учится человек, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине. Поэтому данное направление было включено в систему работы куратора.
Работа по этому разделу имеет ряд особенностей:
  • Знакомство с городом, краем, воспитание у студентов чувства привязанности к нему трудновыполнимо, т.к. многие студенты являются приезжими и испытывают чувство любви к своему родному городу, поселку.
  • Информация о городе, крае должна вызывать у студентов некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда студент переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям.
В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:
  • эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;
  • информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать студенту ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;
  • регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.
Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на педагогической практике (занятия, игры, рисование, изготовление подарков ветеранам, конструирование и др.), а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.
Отбор содержания материала для работы со студенческой группой строится на следующих принципах, предложенных Н. Ф. Виноградовой:
  1. Принцип интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
  2. Культурологический принцип – приобщение к культуре города, края.
  3. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для студента актуальных знаний.
  4. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребёнка умение выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
  5. Принцип экологизации – бережного отношения к окружающему миру.
Все аспекты необходимо рассматривать через показ человека, его сущности, его деятельности для города, для будущего. Это поможет воспитать в студентах гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
Данное направление в работе куратора направлено на формирование педагогической позиции студентов, поскольку приобретаемые знания, умения и навыки могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитательной работы куратора со студенческой группой.
Методические рекомендации состоят из примерной тематики классных часов, сценариев концерта-презентации группы, деловой игры “Моя малая Родина”, приложений.
Методические рекомендации могут быть использованы кураторами, руководителями практики, студентами для подготовки классных часов, тематических дней на практике.
При проведении классных часов особое внимание необходимо обратить внимание на качество подготовки выступлений студентов (ведущих, участников), их внешний вид, подбор теоретического материала для выступлений.
Примерная тематика классных часов:
Мои увлечения.
Мой мир и я.
Моя родословная.
Герб моей семьи.
Семейные таланты.
Дом, в котором мы живем.
Группа – мой дом.
Мой город (поселок).
Мы и наши предки.
Национальные традиции.
Россия – Родина моя.
День мира.
Вариант классного часа – “Моя малая Родина”
Цель: способствовать творческой профессиональной и личностной самореализации студентов группы; продолжать становление профессиональной позиции студентов при проведении работы по развитию привязанности и любви к родному городу, краю.
Задачи:
  • углублять представления студентов о родном крае;
  • развивать способность студентов к проектированию работы с детьми по воспитанию любви к Отечеству;
  • совершенствовать умение выбирать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  • развивать навыки учебно-исследовательской деятельности, педагогической рефлексии;
  • воспитывать мировоззренческие позиции.
Форма проведения: деловая игра.
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, стенд, мел, доска, карта Иркутской области, герб Ангарска, флаг иркутской области, силуэты области.
Продолжительность: 1ч. 20 мин.
Подготовительная работа
За 2-3 недели всем студентам группы предлагается, исходя из интересов, продумать свое участие в мероприятии:
подобрать материал по своему краю;
продумать вопросы викторины;
разучить танцы, песни;
коллективно разработать сценарий общего мероприятия.
Основной этап
1 ведущая.
Мы продолжаем фестиваль, открытие которого состоялось в октябре. В нем активно приняли участие и студенты нашей группы, проживающие на территории не только Иркутской области, но и в Бурятии.
2 ведущая. Сегодня мы будем знакомиться с теми районами, в которых проживают студенты нашей группы, а также с теми районами, в которых проживают близкие родственники студентов-ангарчан.
1 ведущая. Давайте проверим, как вы знаете Иркутскую область. Предлагаем вам силуэты области. На них растерялись города, реки. Вам необходимо отметить знакомые города, районные центры, поселки, определив их местоположение с помощью карандаша.
Игра “Найди населенный пункт”
2 ведущая.
Да, не очень хорошо мы знаем наш край. Надеемся, что сегодняшний классный час поможет нам узнать его лучше.
1 ведущая. А начнем мы свой рассказ с истории Иркутской области.
Рассказ об Иркутской области
2 ведущая.
Итак, Иркутская область раскинулась на землях Прибайкалья. Раньше называлась Иркутской губернией. По территории она больше любого западноевропейского государства (768 тыс. кв. км.). Она известна природными богатствами. Ее население имеет богатую и интересную историю. Еще до прихода русских здесь жили отдельные племена, которые имели довольно высокую и оригинальную по тому времени культуру. Освоение земель русскими путешественниками и землепроходцами оказало большое влияние на развитие культуры, образования.
2 ведущая.
Как мы знаем, большинство в нашей группе - это ангарчане. А вы знаете, чем знаменит наш город? Какова его история? Мы сейчас с вами поиграем. Мы будем задавать вам вопросы, вам необходимо дать правильный ответ. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. По окончании нашего классного часа, набравший максимальное количество фишек получит приз-сувенир.
Викторина “ Знаешь ли ты Ангарск”
Когда Ангарску выбирали имя, то предлагали назвать его: Аварийный, Басурмановка, Копай-город. Почему? Что обозначают эти названия?
( Аварийный – “ временный”; Басурмановка – первыми строителями-солдатами командовал Н.С. Басурманов, поэтому место, где были землянки, назвали в честь него; Копай-город – первые дома-землянки в нашем городе копали. Вот и имя городу хотели дать такое смешное.)
Как назывались первые дома? (Юрты, землянки).
Почему Ангарск называют “младшим братом Ленинграда”? (Потому что здания проектировались архитекторами из Ленинграда. У нас очень много общего в архитектуре).
Какой первый лагерь отдыха был в Ангарске? Почему он так назывался? (“Строитель”, он располагался в пойме Китоя, вокруг не было растительности; кроме того, все здания имели круглую форму).
Послушайте стихотворение:
“Все улицы в Ангарске прямые, ровные,
Летящие с эпохой нашей в такт.
И лишь одна из них суровая, неровная,
Чтоб не забыли мы московский тракт”.
О какой улице идет речь?
Почему поселку Майск выбрали такое имя? (Потому что первый строительный десант высадился в мае).
Что означают названия Китой, Байкал, Ангара? (Китой – “волчья протока” - это название придумали эвенки; Байкал – “Богатое озеро”, “Большое Озеро”; Ангара – имя реке дали монголы, означало оно “большая, подноводная река”, а у бурят это имя переводится как “разинутый, открытый” - потому что в самом начале, в истоке, Ангара похожа на рот).
1 ведущая. Вы многое знаете о нашем городе, но о самых интересных страницах из жизни города нам расскажут студенты группы - ангарчане.
Рассказ об Ангарске
2 ведущая.
Наш город знаменит не только заводами и фабриками, но и людьми. Я хотела бы прочитать стихотворение нашего земляка, поэта Валерия Алексеева.
Стихотворение В. Алексеева
Растет в густых лесах Сибири
Один из юных городов.
Соперник Северной Пальмиры
Ангарск - дела сибиряков.
1 ведущая. У Ангарска есть свой герб. Вы знаете, что он обозначает?
…Бежит, торопится Ангара к своему возлюбленному. Позади нее зеленая тайга, под ногами – синева воды. А золотистая фигурка девушки сияет молодостью и красотой…
2 ведущая. Подбор материала к классному часу так увлек студентов, что у них родилась своя легенда о рождении нашего города. Давайте посмотрим.
Сценка “Легенда об Ангарске”
2 ведущая.
Да, наверное, именно так и было задумано рождения нашего города. Посмотрите, какой он стал большой, красивый. Чтобы понять, почувствовать его красоту, необходимо увидеть город “с птичьего полета”. Мы вам и предлагаем это сделать.
Игра с картой “Путешествие на вертолете”
На полу лежит импровизированная карта Ангарска, на которой расположены основные улицы, наиболее известные здан...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.11 | Просмотров: 3853

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340