Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка внеклассного мероприятия Всему начало слово – чистое, живое - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Методическая разработка внеклассного мероприятия Всему начало слово – чистое, живое


Автор(ы): Евтушенко Надежда Михайловна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма проведения: урок культуры речи.
Цели:
  • Прививать любовь и бережное отношение к родному языку, повышать общую языковую культуру подростков.
  • Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование:
  • мультимедийный проектор;
  • слайды;
  • выставка словарей.
Подготовительная работа:
  • цикл бесед «Речевой этикет»;
  • анализ результатов анкетирования «Культура речи современного подростка»;
  • подбор материалов (фразеологизмы, стихи, тексты для обсуждения, пословицы и поговорки, сценки) по теме.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Все мы живем среди людей, но умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению. (Приложение, слайд №1)
На нашем классном часе «Всему начало слово – чистое, живое» я предлагаю всем нам задуматься: как сделать так, чтобы вокруг нас стало светлее, пристойнее, чище. (Приложение, слайд №2)
В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»
Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
Учитель: Я хотела бы начать наш разговор с притчи о мудром Эзопе. (Приложение, слайд №3)
В VI в.до н.э. в Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп. Он был рабом богатого купца и философа Ксанта. Однажды на пир к этому богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете». Хозяин велел позвать Эзопа. «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Вновь Эзоп возвращается с подносом.
Вопрос: Что лежало под салфеткой в первом и во втором случае? (Слово «язык» имеет несколько значений и Эзоп – мастер иносказаний, конечно же, имел в виду не тот язык – подвижный мышечный орган вкуса, который находится в полости рта. А язык, как важнейшее средство человеческого общения, с помощью которого люди передают друг другу информацию, свои мысли, чувства…) (Приложение, слайд №4)
Вопрос: Почему и в первом и во втором случае Эзоп принес язык и как объяснил это удивленным гостям?
«Язык. Разве это не самое прекрасное? При помощи языка мы получаем знания, изучаем науки. Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
«Язык. Разве не самое ужасное? Языком произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Учитель: Нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык своего народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. (Приложение, слайд №4)
Задание. Объяснить смысл данных фразеологизмов:
  • Язык без костей – говорить лишнее, выдавая чужие тайны и не задумываться о последствиях.
  • Сорвалось с языка – сказать что-то неожиданно, случайно для самого говорящего.
  • Язык не повернется сказать – не осмелиться, не решиться сказать что-либо обидное, злое, неприятное, клеветническое.
  • Тянуть за язык – заставлять кого-либо высказаться.
  • Найти общий язык – прийти к согласию, к взаимопониманию.
  • Говорить на разных языках – не прийти к согласию, к обоюдному решению.
Учитель: Язык реализуется и существует в речи. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
«И царевна к ним сошла, честь хозяевам отдала,
В пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла, хоть и звана не была.
Вмиг по речи те распознали, что царевну принимали»…
А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке многое можно рассказать по его речи. (Приложение, слайд №5)
Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена»
Вопрос: Что значит «дурно выражена»? (Неграмотно; коряво – некрасиво, неискусно; косноязычно – невнятно, неправильно; засорение речи ненормативной лексикой, ненужными иноязычными заимствованиями, смысла которых не знаем…).
– Т.е. речь должна быть правильной.
Вопрос: На ваш взгляд, что значит речь правильная, хорошая? (Приложение, слайд №6)
Логичность – последовательность изложения.
Точность – оформленная мысль, которая не искажает смысла, значения слов; говорить ясно, грамотно.
Уместность – говорить кстати, соответственно теме, обстановке, времени.
Выразительность, богатство – яркость, эмоциональность, красота речи, образность, богатый словарный запас.
Чистота – отсутствие бранных слов, непонятных, ненужных.
– А как говорим мы? Бережем ли мы наш прекрасный русский язык?
Задание. Прослушайте рассказ известного русского писателя-лингвиста, языковеда.
«Вслушайтесь в речь окружающих, и вы удивитесь, сколько в ней совершенно ничего не значащих полуслов…
Говорят, это неискоренимо! Отучить от «грит» (говорит), «скал» (сказал), от «вот», от «значит» – невозможно!
Очень даже возможно: утверждаю это по собственному опыту.
В одиннадцатилетнем возрасте я через два слова на третьем вставлял в разговоре словцо «стал – быть». Вставлял и, как со всеми случается, не подозревал этого. Но однажды новый учитель географии, ставя очередную пятерку, с досадой сказал мне:
– Слушайте, Успенский… Вы же отлично знаете предмет… И вообще – способный малый. Так что же Вы талдычите это свое «стал-быть», «стал-быть». Слушать же тошно: «Ниагара, стал-быть, – величайший водопад….Он расположен, стал-быть, на границе Канады и Штатов».
Отучитесь Вы от этой дряни!
До него никто не говорил мне об этом пороке речи. Меня точно громом поразило.
С месяц мне пришлось довольно трудно, но я стал решительно бороться со своим «сталбыканьем» и в довольно короткий срок совершенно избавился от него…. И не приобрел взамен никакой другой похожей привычки. (Л. Успенский)
Вопрос: Употребляете ли вы ненужные слова в своей речи? Если да, то попробуйте объяснить почему. Какие это слова?
Ученик: У человека возникают разные привычки – полезные и вредные, вызывающие одобрение или осуждение. В привычку входят не только действия, но и слова. И среди словесных привычек есть такие, которых лучше бы не было. Например, так называемые слова-паразиты.
Учитель: (Паразит – организм (растение, животное), питающееся за счет другого организма и вредящий ему: грибы, насекомые). А какое отношение к ним имеют слова? Почему мы их так называем – слова-паразиты? (Они вредят нашей речи, засоряют ее, делают ее неинтересной и невыразительной).
Ученик: Сами по себе такие слова могут быть и вполне литературными и полезными. Но, проникая чуть ли не в каждое высказывание, эти слова лишают его строгости, точности, выразительности. Человека, речь которого пересыпана словечками-паразитами, вроде – (как тебе сказать, значит, как бы, вообще, ну, это самое, блин), трудно слушать, «тошно», а подчас смешно. (Приложение, слайд №7)
Учитель: Итак, первая опасность – слова-паразиты. Вы согласны со мной?
Учитель: Послушаем рассуждение героини рассказа «Самый счастливый день».
Ученица: «Машка Гвоздева безусловно попадает в интеллигенцию, потому что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. А у меня ни рук, ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я много знаю слов, потому что много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Ленка Коновалова любую беседу поддержит двумя предложениями: «Ну да, в общем-то…» и «Ну, в общем-то, конечно».
Мальчишки в нашем классе вполне обходятся несколькими словами: лох, уупс, офигенно, прикольно, видак, бабки, стремно, тачка и так далее…
Учитель: Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).
Вопрос: А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?
Учитель: К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это варианты разговорной речи, отличающиеся от общеупотребительного языка специфическими словами и выражениями, не совпадающими с нормами литературного языка. Это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.
Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:
Ученики:
Я помню чудное мгновенье / Гадом буду, не забуду
Передо мной явилась ты / Ко мне затусовалась ты,
Как мимолетное виденье / Как эти чумовые зенки,
Как гений чистой красоты / Как лабдцовые понты.
– Комментарии излишни. Как мыслим, так и говорим.
Ученик: Едва ли стоит с готовностью подхватывать любое слово, которое употребляют сверстники, лишь потому, что оно не такое, как у взрослых.
А многие подростки общаются через сленг потому, что не знают русского языка, имеют скудный словарный запас.
Учитель: Мы, общаясь, друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве нашего родного языка. Самый содержательный разговор много теряет, если язык засорен жаргонными словами, точного смысла которых вы еще и не знаете.
А декадник русского языка показал, что вы не знаете значения многих, употребляемых вами жаргонизмов. (Приложение, слайд №8)
Задание.Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы. (Приложение, слайд №9)
Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».
Учитель: Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.
Ученик: Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.
Ученик: Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.
Вопрос:Как вы думаете, а каков ваш словарный запас?
Ученик: Современный образованный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может сказать и двух слов, обычно нам не интересны.
Учитель: А сейчас мы продолжим практическую работу. (Приложение, слайд №10)
Задание.Вам необходимо подобрать синонимы к следующим словам: урод, скотина, лох. (Приложение, слайд №11)
Урод – (человек с физическими недостатками): некрасивый, безобразный. Юродивый – чудаковатый, помешанный, безумец.
Скотина – грубый, подлый человек.
Лох – простофиля, недалекий, глупый, простоватый, нерасторопный, увалень.
Вопрос: В каких случаях вы употребляете эти слова? (Это слова речевой агрессии)
Но основной принцип общения: «Не навреди!» т.е. сдерживай негативные эмоции и не допускай унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости и зависти. Воспитанный человек тот, кто употребляет в своей речи слова если не изысканные, то никак не грубые. Не случайно есть даже шутка, что истинно воспита...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1764

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340