Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Личностно-ориентированный подход в обучении физике - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Личностно-ориентированный подход в обучении физике


Автор(ы): Копылова Ольга Егоровна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
-разноуровневый;
-дифференцированный;
-индивидуальный;
-субъективно-личностный.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода:
-диалогичность;
-деятельностно-творческий характер;
-направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
-предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
  • Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. )
  • Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
  • Педагогические технологии адаптивной школы.
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
  • Игровые технологии
  • Технологии развивающего обучения
  • Проблемное обучение
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  • Технология «Педагогические мастерские»
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта , как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
-необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
-вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал ;
-обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
-постоянно создавать смысловые ситуации , в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления );
-целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот , устанавливать аналогии ;
-обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно , например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
-большое внимание уделять качественным задачам;
-использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной ;
-постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
-создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения ;
-необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний ;
-расширять спектр личностного выбора ученика;
-способствовать развитию позитивной «Я -концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Конструирование личностно -ориентированной технологии урока .
  • Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.
  • Реализация определенной последовательности основных этапов урока.
  • Проверка того , как достигаются цели.
  • Подведение итогов , настрой учащихся на будущее использование знаний .
  • Рефлексия .
Использование личностно -ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. На уроках использую карточки трех цветов:
красный - удовлетворен уроком, урок был полезен для меня , я много , с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке .
желтый - урок был интересен , я отвечал с места , я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
зеленый - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.
В конце урока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета , который соответствует его оценке урока.
Личностно-ориентированный урок решения задач по теме: «Звуковые волны. (9 класс)
Цели урока:
  • расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках физики по теме: «Звуковые волны»;
  • развитие умения учащихся осуществлять процесс поиска ответов к заданиям, используя у них теоретические знания;
  • вырабатывать умение быстро мыслить и кратко излагать свои мысли;
  • способствовать развитию интеллектуальных способностей, стимулировать самостоятельность творческого мышления;
  • способствовать воспитанию взаимовыручки в группе;
  • научить детей самостоятельно объективно оценивать свою работу;
  • расширять кругозор учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент (сообщение темы, цели, формы проведения урока).
Рассаживание учащихся по группам 4-5 человек.
Каждая группа выбирает капитана. Капитаны команд получают рабочую карту урока и карточку с заданием. Задачи и вопросы выбираются строго в алфавитном порядке по фамилии учащегося.
2.Проверка домашнего задания (входной контроль).
Тест

1.Какие диапазоны частот соответствуют звуковой волне?
А. Больше 20000 Гц.
Б. Меньше 20 Гц.
В. Больше 16 Гц, но меньше 20000 Гц.
Г. Больше 20 кГц.

2.Что не воспринимает человеческое ухо?
А. Длина волны.
Б. Частота.
В. Скорость.
Г. Громкость.

3.Для чего у камертона две ножки?
А. Для сохранения равновесия.
Б. Для придания эстетической формы.
В. Для удобства крепления на подставке.
Г. Для усиления звучания.

4.Что изменяется в звуковой волне при переходе из воздуха в воду?
А. Длина волны.
Б. Частота.
В. Период.
Г. Скорость.

5.Какова длина звуковой волны в воздухе, если ее частота 90 Гц?
А. 3,8 м
Б. 38 м
В. 0,38 м
Г. 3,8 см
Проверка результатов теста через кодоскоп. Далее проводится самооценка по критериям:
«5» - ответ без ошибок,
«4» -1 ошибка,
«3» -2 ошибки.
Учащиеся сдают кроссворды по теме: « Колебания и волны» собственного изготовления, ключевым словом которого является «фамилия будущего великого физика» - ученика-составителя.
3.Работа в группах.
Ф.И. учащегося Оценка за тест с/о Работа в группах В/о с/о Творческая работа В/о с/о Итоговая оценка В/о с/о
1.
2.
3.
4.
Примечание: с/о - самооценка;
В/о - взаимооценка (оценка группы).
Стол «А»
Вопросы:

1.Что является источником звука у человека?
2.Как называ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.11 | Просмотров: 4722

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340