Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока народоведения У каждой двери свои поверья - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Методическая разработка урока народоведения У каждой двери свои поверья


Автор(ы): Плащевская Тамара Евгеньевна, учитель черчения и ИЗО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Цель и задачи спецкурса “Мы - славяне” подчинены становлению и развитию личности учащихся на национальной основе с использованием устного народного творчества, фольклора, народного декоративно-прикладного искусства. Спецкурс способствует формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие творческого мышления в процессе освоения традиционной национальной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира.
Цель занятия “У каждой двери свои поверья” определялись исходя из содержания нового материала по разделу программы “Жилище” и краеведческого компонента, т.к. учащимся предлагалось исследовать уголок своей Родины.
Это второе занятие по изучению раздела “Жилище”, оно имеет большое значение для изучения быта и художественной культуры народа, т.к. все виды искусства “вышли” из стен жилища. Человек должен иметь крышу над головой, чтобы успешно заниматься любой деятельностью, в том числе и художественной. Поэтому архитектура - главный вид искусства в художественной культуре.
Неотъемлемой частью занятия является выполнение детьми опережающего задания по сбору краеведческого материала. Учащиеся делятся на группы по два человека. Между ними распределяются улицы прилегающего к школе микрорайона с учётом пути следования детей в школу и обратно. При этом должны учитываться психологические особенности детей: коммуникабельность, общительность, т.к. одна из задач краеведческого исследования - сбор материала о владельце дома, его профессиональной деятельности, увлечениях в форме интервью. Имеет значение внешний вид ребенка: опрятность, добротность одежды, жизнерадостный вид, т. к., учитывая реалии нашего времени, владельцы дома неохотно идут на общение с детьми не внушающими доверие.
Дети должны пройти предварительный инструктаж и получить анкету с вопросами для беседы с домовладельцами. Имеющие фотоаппараты и желающие и сделать фотографии получают инструкции об элементарных правилах композиции кадра. Дети также знакомятся с правилами графического изображения плана местности, условными обозначениями чертежа. Краеведам периодически оказывается помощь, консультации, координируются действия.
При проведении занятия осуществляются межпредметные связи с учебными дисциплинами: историей, изобразительным искусством, черчением, литературой и науками: этнографией, филологией, фольклором, археологией, эстетикой.
Деятельность учащихся во время занятия определяется структурой, целями и задачами. Основные методы: словесные, объяснительно иллюстративные, поисковый, проблемный и, отмеченный ранее, метод опережающего задания.
Формы познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения: индивидуальная, парная (групповая ), фронтальная.
Материалы методической разработки могут быть использованы на уроках истории, изобразительного искусства, географии, черчения, технологии, классных часах, а также на заседаниях туристических клубов и кружков фольклора педагогами дополнительного образования.
Класс: 8
Образовательная область: искусство.
Вид учебного занятия: факультатив.
Цели занятия:
  • Образовательный аспект: изучение особенностей постройки жилища у восточных славян, связи строительства с мировоззрением наших предков, собирание краеведческого материала о памятниках материальной культуры прилегающего к школе микрорайона.
  • Развивающий аспект: интерес к культуре своего народа в прошлом и настоящем.
  • Воспитательный аспект: способствовать сохранению архетипических основ народной личности, в истоке которых лежат знания народных традиций
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТАПАХ И ФОРМЫ РАБОТЫ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ воспроизведение и коррекция опорных знаний, фронтальная форма организации работы, словесные методы
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА, ЗАДАЧ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формы работы учащихся: фронтальная - ответы на вопросы учителя;методы - словесные: рассказ о последовательности строительства дома, мировоззрении наших предков;
объяснительно иллюстративные: демонстрация таблиц, наглядных пособий, фотоматериала с изображением памятников деревянного зодчества;
проблемные вопросы:
– Почему, имея пилу, наши предки не пользовались ею при строительстве дома?
Парная форма работы учащихся - сообщения о поисковой краеведческой работе.
Методы: рассказ о проделанной работе, демонстрация иллюстративного материала (фотографий, планов местности), результаты исследований.
Индивидуальная: демонстрация плана прилегающей к школе жилого сектора с разъяснением графических символов, результаты исследования эстетики среды прилегающего к школе микрорайона.
3. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ОСМЫСЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В ОБЪЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ Форма организации фронтальная, частично поисковый метод с использованием фольклорного материала. Русские народные загадки о доме и его архитектурных деталях:- Сорок пол, один подол (крыша из тёса).
- Кругом хаты - синие лопаты (окна).
- На улице рогато, а в избе гладко (углы дома).
- Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок)
Проблемное задание: объяснить пословицу – “Каково на дому, таково и самому”.
Форма работы учащихся - индивидуальная, метод - репродуктивный: работа по карточкам. Задача: назвать правильно архитектурные детали дома. Использование взаимоконтроля учащимися - обменяться карточками и проверить правильность выполнения задания.
4.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Проверка способности применять знания в нестандартных условиях. Парная форма работы. Метод поисковый. Задание: на цветных иллюстрациях памятников деревянного зодчества найти знакомые архитектурные детали, правильно применить, изученную терминологию.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА Оценить работу класса и отдельных учащихся.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Форма организации домашнего задания индивидуальная с элементами художественного творчества. Содержание работы: нарисовать окно дома с использованием геометрических, растительных мотивов, символов древней славянской символики: солярных знаков, оберегов, громового знака.
Рекомендуемая литература для детей:
1. Протасова И.И. Очерки о городе Нижнеудинске.
2. М.Семёнова. Мы - славяне” популярная энциклопедия. - СПб, “Азбука”, 1998г.
Рекомендуемая литература для учителя:
1. “Народное творчество” - №2,1991г.
2. Живая старина. – 1996г., №6
3. А.И.Скворцов. Русская народная пропильная резьба. - Ленинград, “Художник РСФСР”, 1984г.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный момент. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Вопросы учащимся:

1. Устройство мира в мировоззрении наших предков? (Мир трёхчастный: подземный мир, Ночная страна, мир людей и мир богов)
2. Как переводится слово “изба”? (“Истобка”, “истопка” употребляется в русских летописях с древнейших времен. Отечественные учёные считают, что первым родилось слово “истопить”, т. е. отапливаемое помещение.)
3. Показать основные архитектурные детали избы на макетах. (Кровля, фронтон, окно светёлки, сруб, красные окна, наличники, ставни.)
2. Объяснение нового материала.
Сообщение темы урока.
У каждого человека есть крыша над головой, есть дом. Не далеко то время, когда вы станете взрослыми и захотите стать самостоятельными, захотите иметь свой дом. Некоторым из вас предстоит построить свой дом. Всегда ли дом выглядел так, каким мы его знаем? Не всегда. Прошло много веков прежде чем люди научились строить такие жилища. Дом “выбирался” на свет Божий в течении многих веков, постепенно превращаясь в наземную постройку. Со временем изба стала на много сложнее, особенно устройство кровли. (Рисунок1 “Схема устройства кровли”) Кровля имеет следующие части: пропуск, причелина, полотенце, желоб, курица, охлупень.
Строительство нового дома для наших предков было очень важным событием. Человек уподоблялся богам, создавая свою малую Вселенную. Дом определённо отождествлялся нашими предками с человеческим телом. Лоб, чело, усы, ноги, зад - учёные пишут, что это далеко не полный перечень терминов, употреблявшихся для описания человека и одновременно - деталей жилища. Дом уподоблялся человеческому телу.
По мнению наших предков, всеми своими навыками и познаниями человечество обязано богам. Дом не просто возводился по священному образцу: сам акт строительства являлся священнодействием, будучи равен сотворению мира. Это подразумевало не только определённое отношение к делу, но и огромное количество магических действий, связанных с разными этапами и деталями стройки и переезда в новую избу.
Основные этапы строительства дома:
1. Выбор дерева.
2. Выбор места для “домашней Вселенной”.
3. Выбор времени начала строительства.
4. Безопасность жилища.
1. Выбор дерева.
Для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – всё равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить?
Ни в коем случае нельзя было рубить почитаемые (священные) деревья, никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле, старое дерево (грешно отнимать у патриарха право на естественную смерть). Грехом считалось отнимать жизнь у “молодика”- молодого, недозрелого леса. В этих случаях мифологическое воззрение основывалось на вполне естественном стремлении сберечь молодые деревья,не достигшие наилучших кондиций.
Деревья с аномалиями развития - большим дуплом, вросшим в ствол камнем, с удивительным переплетением корней - также рубке не подлежали: “не такие, как все” - мало ли какая сила могла в них затаиться.
Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Такие деревья для наших предков не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти. В ряде мест по этой причине избегали рубить деревья зимой, когда они “ временно мертвы”. Запрет налагался на деревья, упавшие при рубке макушками в северную сторону, эту сторону наши предки ассоциировали с вечным мраком, зимой, безжизненным холодом.
Существовал запрет на использование в строительстве деревьев, посаженных человеком. Садовые деревья для наших предков были едва ли не членами семьи. Отзвуки подобных представлений прослеживаются в русских сказках: там с плодовыми деревьями разговаривают, советуются, ухаживают и в ответ на ласку ждут урожая.
Перед рубкой у дерева просили прощения, а вернувшись из леса, непременно следовало попоститься и тщательно вымыться, чтобы души деревьев не разыскали обидчика.
Брёвна выбраны и перевезены для строительства.
2. Выбор места для строительства “домашней Вселенной”.
Современные научные изыскания подтверждают: на земле действительно есть места, благоприятные и неблагоприятные для жизнедеятельности человека. Это связано с расположением силовых линий некоторых энергетических полей нашей планеты. Наши предки, жившие тысячу лет назад, никогда бы здесь не поселились. Они прекрасно знали о “добрых” и “ недобрых” местах и умели их отличать. Хотя мифологическое мышление свойственное эпохе наделяло эти знания мистическими представлениями, считая их знаками Богов. Конечно, учитывались при строительстве дома и чисто практические соображения: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветра, чтобы поблизости была вода и т.д. Место, конечно же, должно быть “добрым”.
Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: по ней могли “уйти” достаток, жизнь и здоровье. Нельзя было строиться там, где раньше стояла баня: банный дух Банник мог проникнуть в новую избу и обижать жильцов. Спорный участок так же не подходил: в таком доме ладу не будет. Верным признаком “недоброго” места были найденные в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если в этом месте кто-то поранился, сломалась телега, опрокинулся воз, хищники задрали животное, строиться опасались, считая эти места “недобрыми”.
Не строили жильё на месте сожжённого молнией дома, оставленного из-за болезни жилища, там, где было наводнение: там куда пал однажды гнев Божий, случилась беда, всё это могло повториться.
Но если никаких недобрых признаков на выбранном месте не обнаруживалось-- его непременно надо было “проверить”. Вот как это делалось. Считалось, что место, где спокойно уляжется корова, безопасное. Хлеб, шерсть тоже обладали магическими свойствами и помогали проверить место. Зерном обводили контуры будущего дома, “скрепляя углы”. Овечью шерсть накрывали горшком и оставляли на месте будущего дома до утра. Отсыреет шерсть - значит место “доброе”. На Украине подобный метод гадания существовал ещё в конце 19 века в несколько ином виде: на месте будущего дома оставляли перевернутую сковородку и смотрели, появится ли вода. “Сухое” и “сырое” для славян обозначает то же самое, что “мёртвое” и “живое”. Вода, которую в данном случае явно считали “живой”, в некоторых разновидностях гадания прямо обозначала “уровень жизни” в будущем доме.
Ещё одним символом домовитости почитались у славян муравьи. Заберутся ночью под оставленный на земле кружок - значит, место счастливое. Вот как ответили бы наши предки - язычники на вопрос: “Что нам стоит дом построить?”. А ведь строительство ещё не начиналось.
3. Выбор времени начала строительства.
Время и начало строительства выбиралось нашими предками не менее тщательно, чем место. К сожалению, примет и поверий, касающихся выбора времени для начала строительства дома, сохранилось до наших дней немного.
Вряд ли строительство дома затевалось под вечер. “Утро вечера мудренее” - гласит русская поговорка, отражающая древнее верование: утро, солнце олицетворяли для древних людей торжество добра, справедливости, светлых Богов. Вечер и ночь - временную власть Тьмы, зла, враждебных сил.
Похожие верования касались и лунных фаз. Не начинали строительство при ущербной луне: убыль или прибыль луны должна была сказаться на благосостоянии семьи. Русские крестьяне ещё в XX веке ко всяким важным начинаниям старались приступить при растущей луне.
Важную роль играл и годовой солнечный цикл, к которому был тесно привязан сельскохозяйственный оборот и с ним последовательность календарных обрядов. Сотворение “домашней Вселенной” старались приурочить ко дню сотворения мира, а наши предки хорошо знали, в какой день это произошло: а именно, 21 марта, в день весеннего равноденствия. Уже в позднейшие времена бытовало и поверье, что сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: “Без Троицы дом не строится”. В этом случае христианские представления наслоились на более древние языческие.
Итак, начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние, а кончать - к 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не успело ещё повернуть на осень. Именно таких воззрений придерживалось русское крестьянство, в Сибири. Существовали и другие интересные поверья. Например, на Украине избегали закладывать дом в понедельник (“Понедельник - день тяжёлый”), среду и пятницу. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.12 | Просмотров: 2498

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340