Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по литературе Секреты поэтического мастерства - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса по литературе Секреты поэтического мастерства


Автор(ы): Литвиненко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Люблю родной язык душою,
Он мой спаситель, мой кумир.
Любовью трепетной, земною
Рождает счастья, света мир.
Прекрасно чувство совершенства,
Как детям подарить слов пыл?
Вмиг испытать покой блаженства,
Чтоб слог крылатый в путь манил.
Как часто детство так беспечно,
Назойливость в словах безликих.
Жестоко время, быстротечно.
Поэзия растит великих.
Учитель – вот целитель сердца,
Родная речь в душе как птица.
Ребенок сможет отогреться
И в даль познанья устремиться.
На страже всех наук исконно
Венец поэта и творца.
Царица Рифма непреклонно
В храм знаний приведет сердца.
От равнодушия очнется
И возродится в срок душа.
Тогда и разум встрепенется,
В глубины мудрости спеша.
Пояснительная записка
В реальной жизни человек часто сталкивается с равнодушием окружающих и духовным опустошением в межличностных отношениях. Неумение сохранить гармонию в душе , нарушение психологического баланса – неутешительный финал столкновения с миром расчета, зла и насилия.
Лишь поэзия в душе способна возродить человека из пепла, помочь познать самого себя и обрести долгожданную надежду.
Элективный курс “Секреты поэтического мастерства” предназначен для учащихся 10–11-х классов, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, а также может быть использован в качестве средства духовной саморегуляции отдельной личности в сложных жизненных обстоятельствах современной действительности.
Сегодня преподавание литературы напоминает скорбную обязанность донести хотя бы крупицу культурного наследия до подрастающего поколения, которому в этих малопонятных эпизодах вряд ли что-то столь же интересно , как виртуальная реальность и душещипательные сцены насилия и подлости . Молчит душа, а значит, безлико сердце. Лишь поэзия способна вернуть к жизни заблудшего праведника, научить чувствовать собственное “я”, наметить пути духовного возрождения личности.
Курс рассчитан на 15 учебных часов и может быть реализован как при одном часе в неделю на протяжении двух учебных четвертей , так и при организации учебных занятий по два учебных часа раз в две недели. Основным принципом отбора материала являются значимость и актуальность проблем , поднятых в поэтических произведениях, важность содержания для понимания учащегося, их воспитательная составляющая.
Цели курса:
  • совершенствовать навыки языкового анализа текста;
  • расширять полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся;
  • способствовать духовному возрождению личности через комплексное восприятие поэтического произведения.
Задачи:
  • научить видеть и понимать глубину проблем , скрытых в поэтической речи;
  • углубить знания о выразительных средствах языка;
  • научить понимать роль поэтических единиц в реализации авторской позиции;
  • научить создавать поэтические этюды, отражающие внутреннее состояние души;
  • научить использовать известные выразительные средства языка для реализации собственной поэтической позиции.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
  • знать и уметь анализировать выразительные средства в поэтическом тексте;
  • уметь применять полученные знания при создании собственных поэтических этюдов;
  • уметь отражать богатство внутреннего мира средствами поэтического слова;
  • осознать свою индивидуальность и значимость в общении с окружающим миром;
  • понять , каковы реальные шансы для занятия литературным творчеством как основным видом профессиональной деятельности ;
  • научиться работать самостоятельно и в группах.
Предусмотрены различные виды деятельности на учебных занятий: создание литературного экспромта, написание поэтического эскиза-настроения, создание поэтического этюда, издание поэтического сборника, подводящего итог работы.
В ходе реализации поставленных задач запланированы следующие виды занятий: творческая лаборатория, экскурсия , литературная гостиная, поэтический диспут, конкурс поэтического этюда , литературная конференция , поэтический семинар.
Используются необходимые формы контроля в ходе деятельности: создание поэтического этюда, написание литературных экспромтов и поэтических эскизов.
Содержание.
1. Введение. ( 1 час)
Поэтическое восприятие действительности – основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира.
2 . Как простые слова становятся царственными ( 5 часов).
  • Эпитеты – волшебные краски гармонии.
  • Образные сравнения- красота необъятного мира.
  • Метафора – ожившая прелесть Вселенной.
  • Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры.
  • Перифраза – фантазия и необычные перевоплощения.
3. Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания( 4часа) .
  • Инверсия –загадка тайного смысла.
  • Параллелизм – основа философской мысли .
  • Анафора и эпифора- рождение фантастического мира.
  • Антитеза- столкновение мира и души.
4. Ритмика стиха- основа экспрессивного начала при восприятии поэтического текста ( 2часа).
  • Стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения .
  • Чарующая рифма- просторы манящей мысли.
5. Поэзия – зеркало души ( 3часа).
  • Реализация авторского мироощущения в поэтическом произведении любимого автора (создание творческого трактата).
  • Проба пера (создание поэтического этюда на тему “Мелодия моей души”).
Тематическое планирование
Наименование раздела Наименование темы занятия Общее кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Тип занятия Формы контроля
1 Введение. Поэтическое восприятие действительности -основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира.
1

1
Беседа Анкетирование
Как простые слова становятся царственными 5
2 Эпитеты – волшебные краски гармонии 1 Творческая лаборатория Литературный экспормт
3 Образные сравнения – красота необъятного мира 1 Экскурсия Палитра слов
“Осенний этюд”
4 Метафора- ожившая прелесть Вселенной 1 Урок-конкурс Литературный эскиз
“Сказочная страна”
5 Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры. 1 Литературнаягостиная Поэтический
Этюд “Вечерние размышления”
6 Перифраза-фантазия и необычные перевоплощения. 1 Творческая лаборатория Литературный экспромт “Моих друзей нежданных вереница”.
Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания
4
7 Инверсия – загадка тайного смысла. 1 Творческая лаборатория Творческое исследование “Роль инверсии в стихотворениях А.Блока”.
8 Параллелизм –основа философской мысли. 1 Творческая лаборатория Творческий этюд “Размышления о смысле жизни”
9 Анафора и эпифора-рождение фантастического мира. 1 Творческая лаборатория Поэтическое размышление на тему “Гостья из будущего”
10 Антитеза – столкновение мира и души 1 Творческая лаборатория Творческий экспромт “Я часть безудержного мира”.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1561

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340