Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психодиагностика учебной деятельности - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психодиагностика учебной деятельности


Автор(ы): Нигматуллин Борис Зинурович, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии личности факторы: внутренняя активность личности, направленная на нее саму, учитывая ее способности и потребности к самоопределению, самоактуализации.
Новые рыночные отношения требуют от выпускников школ, чтобы они обладали целым спектром иных качеств: предприимчивость, самостоятельность, нравственная стойкость, закаленность, готовность к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, приверженность к здоровому образу жизни.
Соответственно, для подготовки личности новой формации, ориентированной на самоопределение, школа нуждается в новых образовательных технологиях. Среди них важное место занимает технология самоопределения личности школьника.
Сегодня можно утверждать, что технология самоопределения, построенная на основе психолого-педагогических знаний, охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Ее разработал известный психолог, профессор В.Ф. Сафин.
В практическом плане речь идет о расширении сферы возможностей воспитания личности: проведения КВН, викторин, вечеров и встреч с привлечением родителей, представителей общественности по инициативе учителей истории, родной литературы. Что, в свою очередь, усилит заинтересованность учащихся, способствует их стремлению к более глубокому изучению истории, литературы родного народа, то есть способствует развитию познавательных интересов.
Работа, проведенная по систематическому изучению и практическому применению идей этого ученого, позволяет говорить о новой модели школы, деятельность которой основана на принципах формирования личности обучающегося, способного к самоопределению.
Познавательная мотивация учения, изначально присущая детям, значительно ослабевает в среднем и старшем звене.
Согласно идеям развивающего обучения в среднем и старшем звене, на смену познавательной мотивации обучения должна прийти мотивация, опирающаяся на другие потребности, и прежде всего, на осознанное стремление личности к самоопределению.
Кроме других, важным видом консультативной, психодиагностической, психокоррекционной деятельности психолога является анализ деятельности учеников и учителя на уроке.
Анализ деятельности учеников и учителя на уроке предполагает не только оценку уровня развития знаний, умений, навыков. Важное значение приобретает психодиагностика познавательных и эмоционально-волевых качеств личности, а также уровня сформированности моральных качеств личности обучающихся.
При этом психолог-практик сталкивается с множеством проблем различной сложности. Во-первых, насколько полно воспринимает ученик словесные воздействия данного учителя, как меняется поведение ученика в зависимости от конкретных обстоятельств. Во-вторых, какие действия предпринимает учитель с целью формирования индивидуально-психологических особенностей ребенка, проявляющихся в деятельности и являющихся условием успешности ее выполнения. С целью упорядочивания деятельности психолога важно систематизировать, выделив цепочку взаимосвязанных блоков сам процесс анализа, учебной деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Итак, попытаемся совместить традиционную схему психологического анализа урока с возможными вариантами деятельности учителя и обучающихся, влияющих на формирование личности обучающегося.
Организация внимания. Правильно организованное распределение коллективного, группового и индивидуального видов внимания обучающихся:
а) коллективное - при работе со всем классом;
б) групповое - в группах;
в) индивидуальное - при самостоятельной работе.
Оптимальное распределение внимания достигается заранее продуманной сменой темна, ритма учебной деятельности.
Умело организованное управление вниманием обучающихся подготавливается правильным планированием:
а) распределением учебного материала (его структурированием, иллюстрированием, яркими примерами);
б) использованием наглядных материалов: картин, плакатов, иллюстраций;
в) целесообразной организацией видов деятельности обучающихся, например, устной и письменной речи;
г) использованием научно обоснованных приемов и методов учебной деятельности;
д) активизацией деятельности учащихся: поощрением, внушением, ободрением.
Все выше описанные виды деятельности учителя направлены на формирование качеств личности обучающихся, связанных с познавательной потребностью. Очень важен учет характера восприятия - аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального, тесно связанных с возрастными особенностями ребенка. Важны:
  • организация осмысленного, упорядоченного восприятия учебного материала;
  • оптимальное комбинирование зрительного и слухового восприятия;
  • целенаправленность и находчивость инструкции учителя по формированию наблюдательности учащихся.
Систематическая работа учителя по развитию памяти учащихся:
а) оперативной;
б) кратковременной;
в) долговременной;
г) ассоциативно...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.14 | Просмотров: 1161

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340