Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психодиагностика учебной деятельности
Автор(ы): Нигматуллин Борис Зинурович, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии личности факторы: внутренняя активность личности, направленная на нее саму, учитывая ее способности и потребности к самоопределению, самоактуализации. Новые рыночные отношения требуют от выпускников школ, чтобы они обладали целым спектром иных качеств: предприимчивость, самостоятельность, нравственная стойкость, закаленность, готовность к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, приверженность к здоровому образу жизни. Соответственно, для подготовки личности новой формации, ориентированной на самоопределение, школа нуждается в новых образовательных технологиях. Среди них важное место занимает технология самоопределения личности школьника. Сегодня можно утверждать, что технология самоопределения, построенная на основе психолого-педагогических знаний, охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Ее разработал известный психолог, профессор В.Ф. Сафин. В практическом плане речь идет о расширении сферы возможностей воспитания личности: проведения КВН, викторин, вечеров и встреч с привлечением родителей, представителей общественности по инициативе учителей истории, родной литературы. Что, в свою очередь, усилит заинтересованность учащихся, способствует их стремлению к более глубокому изучению истории, литературы родного народа, то есть способствует развитию познавательных интересов. Работа, проведенная по систематическому изучению и практическому применению идей этого ученого, позволяет говорить о новой модели школы, деятельность которой основана на принципах формирования личности обучающегося, способного к самоопределению. Познавательная мотивация учения, изначально присущая детям, значительно ослабевает в среднем и старшем звене. Согласно идеям развивающего обучения в среднем и старшем звене, на смену познавательной мотивации обучения должна прийти мотивация, опирающаяся на другие потребности, и прежде всего, на осознанное стремление личности к самоопределению. Кроме других, важным видом консультативной, психодиагностической, психокоррекционной деятельности психолога является анализ деятельности учеников и учителя на уроке. Анализ деятельности учеников и учителя на уроке предполагает не только оценку уровня развития знаний, умений, навыков. Важное значение приобретает психодиагностика познавательных и эмоционально-волевых качеств личности, а также уровня сформированности моральных качеств личности обучающихся. При этом психолог-практик сталкивается с множеством проблем различной сложности. Во-первых, насколько полно воспринимает ученик словесные воздействия данного учителя, как меняется поведение ученика в зависимости от конкретных обстоятельств. Во-вторых, какие действия предпринимает учитель с целью формирования индивидуально-психологических особенностей ребенка, проявляющихся в деятельности и являющихся условием успешности ее выполнения. С целью упорядочивания деятельности психолога важно систематизировать, выделив цепочку взаимосвязанных блоков сам процесс анализа, учебной деятельности учителя и обучающихся на уроке. Итак, попытаемся совместить традиционную схему психологического анализа урока с возможными вариантами деятельности учителя и обучающихся, влияющих на формирование личности обучающегося. Организация внимания. Правильно организованное распределение коллективного, группового и индивидуального видов внимания обучающихся: а) коллективное - при работе со всем классом; б) групповое - в группах; в) индивидуальное - при самостоятельной работе. Оптимальное распределение внимания достигается заранее продуманной сменой темна, ритма учебной деятельности. Умело организованное управление вниманием обучающихся подготавливается правильным планированием: а) распределением учебного материала (его структурированием, иллюстрированием, яркими примерами); б) использованием наглядных материалов: картин, плакатов, иллюстраций; в) целесообразной организацией видов деятельности обучающихся, например, устной и письменной речи; г) использованием научно обоснованных приемов и методов учебной деятельности; д) активизацией деятельности учащихся: поощрением, внушением, ободрением. Все выше описанные виды деятельности учителя направлены на формирование качеств личности обучающихся, связанных с познавательной потребностью. Очень важен учет характера восприятия - аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального, тесно связанных с возрастными особенностями ребенка. Важны: - организация осмысленного, упорядоченного восприятия учебного материала;
- оптимальное комбинирование зрительного и слухового восприятия;
- целенаправленность и находчивость инструкции учителя по формированию наблюдательности учащихся.
Систематическая работа учителя по развитию памяти учащихся: а) оперативной; б) кратковременной; в) долговременной; г) ассоциативно...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.14 | Просмотров: 1161
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|