Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Атмосфера эмоционального комфорта
Автор(ы): Зяблова Екатерина Николаевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый из нас, входя каждый день в класс, сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят сегодня перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них: ЗАДАЧИ: Обеспечить: - интеллектуальное развитие, - творческое развитие, - нравственное развитие, - умение самостоятельно приобретать необходимые знания, - умение самостоятельно критически мыслить, - грамотно работать с информацией, - умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, - самостоятельно работать над развитием, - получение определенного объема ЗУН. | ТРУДНОСТИ: - состояние здоровья, - особенности развития нервной системы, - уровень готовности к школьному обучению (психологической), - отсутствие учебной мотивации, - настороженное отношение родителей к школьному обучению, - отсутствие времени у родителе на занятия с ребенком, - большое количество учащихся в классе. | Вот, что получаем “на выходе”, если ничего не менять в системе образования, развития и воспитания: | - минимальный успех в реализации задач. | - ухудшение здоровья детей (страхи и стрессы);- полная потеря интереса к учебе; - отстранение родителей от проблем ребенка в школе; - отсутствие коммуникативных навыков. | Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта. СОСТАВЛЯЮЩИЕ АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА | 1. “Делай с нами…” (работа с родителями). | 6. “Хочу, а значит – могу”. | 11. “Преподавание или процесс познания”. | 2. “Я – слушаю, меня – слушают…”. | 7. “Что делать, если я не хочу”. | 12. “Я стремлюсь стать лучше”. | 3. “Наша сила – в единстве”. | 8. “Радость новых открытий”. | 13. “Жизнь после школы”. | 4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. | 9. “В здоровом теле – здоровый дух”. | 14. “Что есть, чтобы отдать?”. | 5. “Что потопали, то и полопали”. | 10. “Меня видят таким, какой я есть”. | | 1. “Делай с нами…” (работа с родителями) (постоянный процесс, который начинается еще задолго до 1 сентября 1 класса, и который не заканчивается с переходом детей в 5 класс) - позиция: я – родитель – ученик (проблемы ребенка – наши общие проблемы);
- активное участие родителей в учебном процессе;
- разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, небольшие психологические тренинги, тематические лекции);
- совместное проведение досуга (от пассивного до активного участия родителей);
- выработка единой системы требований.
От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка. 2. “Я – слушаю, меня – слушают…” - атмосфера открытого диалога;
- возможность ребенка работать на уровне своих возможностей;
- отсутствие боязни задавать вопросы (как учителю, так и своим товарищам);
- право на собственное мнение (возможно отличное от мнения учителя), право на его доказательство;
- равноправие и свобода в выражении мыслей и идей, в выборе форм работы;
- уважительное отношение к мнению других (даже если оно отличается от твоего мнения).
Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной. 3. “Наша сила – в единстве” - общность целей и задач, как во время урока, так и во внеклассной жизни;
- работа на уроках по парам, в группах; где общее дело – вклад каждого;
- возможность постоянного оказания помощи друг другу;
- уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга;
- учет индивидуальной совместимости детей при организации групповой работы;
- различная расстановка мебели, в зависимости от задач и форм работы на уроке.
Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно. 4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает” - ошибка – это не факт уличения в незнании;
- ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики;
- перед проверкой учителя – взаимопомощь и взаимопроверка (возможность исправления ошибки);
- терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга;
- система отработок.
5. “Что потопали, то и полопали” - при оценивании учет вложенных ребенком усилий (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий);
- не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно. 6. “Хочу, а значит – могу” (работа над мотивацией учебной деятельности) - отсутствие стрессовых ситуаций;
- общность целей и задач;
- равные возможности успеха;
- поощрение стремления узнать новое;
- понимание того, где и как я могу применить свои знания.
7. “Что делать, если я не хочу” - соблюдение принципа добровольности (при выполнении творческих заданий, при привлечении дополнительного материала, при участии во внеурочной деятельности).
Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции. 8. “Радость новых открытий” (развитие познавательной активности) - создание проблемных ситуаций;
- использование эвристических приемов;
- групповая работа;
- выполнение творческих заданий,
- привлечение дополнительного материала (при работе с разными источниками информации);
- работа на уроке на разном уровне сложности (со всеми детьми);
- работа над проектной деятельностью.
Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт. 9. “В здоровом теле – здоровый дух” - составление расписания с учетом ежедневно-допустимых нагрузок;
- соотнесение нагрузок с состоянием здоровья ребенка;
- рациональное использование вре...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1348
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|