Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Атмосфера эмоционального комфорта - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Атмосфера эмоционального комфорта


Автор(ы): Зяблова Екатерина Николаевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый из нас, входя каждый день в класс, сталкивается с противоречиями, обусловленными задачами, которые стоят сегодня перед школой, с одной стороны и трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с другой стороны. Перечислю лишь некоторые из них:
ЗАДАЧИ:
Обеспечить:
- интеллектуальное развитие,
- творческое развитие,
- нравственное развитие,
- умение самостоятельно приобретать необходимые знания,
- умение самостоятельно критически мыслить,
- грамотно работать с информацией,
- умение быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,
- самостоятельно работать над развитием,
- получение определенного объема ЗУН.
ТРУДНОСТИ:
- состояние здоровья,
- особенности развития нервной системы,
- уровень готовности к школьному обучению (психологической),
- отсутствие учебной мотивации,
- настороженное отношение родителей к школьному обучению,
- отсутствие времени у родителе на занятия с ребенком,
- большое количество учащихся в классе.
Вот, что получаем “на выходе”, если ничего не менять в системе образования, развития и воспитания:
- минимальный успех в реализации задач. - ухудшение здоровья детей (страхи и стрессы);- полная потеря интереса к учебе;
- отстранение родителей от проблем ребенка в школе;
- отсутствие коммуникативных навыков.
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?
Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
АТМОСФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА
1. “Делай с нами…” (работа с родителями). 6. “Хочу, а значит – могу”. 11. “Преподавание или процесс познания”.
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”. 7. “Что делать, если я не хочу”. 12. “Я стремлюсь стать лучше”.
3. “Наша сила – в единстве”. 8. “Радость новых открытий”. 13. “Жизнь после школы”.
4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”. 9. “В здоровом теле – здоровый дух”. 14. “Что есть, чтобы отдать?”.
5. “Что потопали, то и полопали”. 10. “Меня видят таким, какой я есть”.
1. “Делай с нами…” (работа с родителями)
(постоянный процесс, который начинается еще задолго до 1 сентября 1 класса, и который не заканчивается с переходом детей в 5 класс)
  • позиция: я – родитель – ученик (проблемы ребенка – наши общие проблемы);
  • активное участие родителей в учебном процессе;
  • разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, небольшие психологические тренинги, тематические лекции);
  • совместное проведение досуга (от пассивного до активного участия родителей);
  • выработка единой системы требований.
От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.
2. “Я – слушаю, меня – слушают…”
  • атмосфера открытого диалога;
  • возможность ребенка работать на уровне своих возможностей;
  • отсутствие боязни задавать вопросы (как учителю, так и своим товарищам);
  • право на собственное мнение (возможно отличное от мнения учителя), право на его доказательство;
  • равноправие и свобода в выражении мыслей и идей, в выборе форм работы;
  • уважительное отношение к мнению других (даже если оно отличается от твоего мнения).
Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
3. “Наша сила – в единстве”
  • общность целей и задач, как во время урока, так и во внеклассной жизни;
  • работа на уроках по парам, в группах; где общее дело – вклад каждого;
  • возможность постоянного оказания помощи друг другу;
  • уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга;
  • учет индивидуальной совместимости детей при организации групповой работы;
  • различная расстановка мебели, в зависимости от задач и форм работы на уроке.
Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
4. “Не ошибается тот, кто ничего не делает”
  • ошибка – это не факт уличения в незнании;
  • ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики;
  • перед проверкой учителя – взаимопомощь и взаимопроверка (возможность исправления ошибки);
  • терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга;
  • система отработок.
5. “Что потопали, то и полопали”
  • при оценивании учет вложенных ребенком усилий (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий);
  • не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
6. “Хочу, а значит – могу”

(работа над мотивацией учебной деятельности)
  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • общность целей и задач;
  • равные возможности успеха;
  • поощрение стремления узнать новое;
  • понимание того, где и как я могу применить свои знания.
7. “Что делать, если я не хочу”
  • соблюдение принципа добровольности (при выполнении творческих заданий, при привлечении дополнительного материала, при участии во внеурочной деятельности).
Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
8. “Радость новых открытий”
(развитие познавательной активности)
  • создание проблемных ситуаций;
  • использование эвристических приемов;
  • групповая работа;
  • выполнение творческих заданий,
  • привлечение дополнительного материала (при работе с разными источниками информации);
  • работа на уроке на разном уровне сложности (со всеми детьми);
  • работа над проектной деятельностью.
Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
9. “В здоровом теле – здоровый дух”
  • составление расписания с учетом ежедневно-допустимых нагрузок;
  • соотнесение нагрузок с состоянием здоровья ребенка;
  • рациональное использование вре...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1348

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340