Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Урок психологии для младших подростков по теме Навыки, стиль и манера общения
Автор(ы): Павлова Елена Владимировна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Цель урока: сформировать понятия навыков, стиля и манеры общения, помочь школьникам осознать свои коммуникативные способности, умения и навыки общения. 2. План урока. Основная часть – 30 мин. (материал дается с опорой на презентацию, в которой отражены основные понятия, построены схемы, представлены задания): – введение понятий «навыки общения», «стиль общения», работа учеников в тетрадях; – классификация и характеристика стилей общения (в форме «вопрос-ответ»); – выполнение задания № 1 (выслушав предложенные диалоги, определить, какой стиль общения в них представлен); – выполнение задания № 2 (разбившись на группы, заполнить таблицу) – введение понятия «манера общения», выделение его особенностей, – классификация манер общения; – выполнение задания № 3 (просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена); Подведение итогов – 5 мин. 3. Оборудование: – тетради для записи темы урока и основных понятий; – Психология: Учебное пособие. VI, класс / Под ред. И.В. Дубровиной; – презентация к уроку (Приложение №1); – карточки с диалогами; – таблицы со стилями общения (Приложение №2); – оборудование для мультимедийного сопровождения урока. 4. Содержание и методика проведения. Тема нашего урока «Навыки, стиль и манера общения». Сегодня мы узнаем, что такое манера общения, какие бывают стили общения, потренируемся определять их и поговорим, где полученные знания можно применять. Каждый день мы с вами общаемся с различными людьми. Но у разных людей способности к общению не одинаковы. Они проявляются в умении общаться: Вопрос: что вы понимаете под умением общаться? ( Умение устанавливать и развивать контакты с людьми, делать общение ярким, приятным, содержательным). Умение общаться включает в себя много конкретных навыков общения. Давайте посмотрим на экран. Навык общения – это привычный для человека способ или действие общения. Чтобы вам стало понятно, что такое навыки общения, я приведу примеры. Протянуть руку в ответ на приветствие друга, помахать рукой на прощание, сказать «Привет» или «Здравствуйте», произнести «Алло!» или «Слушаю»», подняв телефонную трубку. Вопрос: какие еще навыки общения вы можете назвать? Поговорим теперь о стиле общения. Это сочетание привычных, прочно усвоенных человеком способов (навыков) общения с другими людьми. Можно назвать несколько стилей общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый из этих стилей. Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие) Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему. Вопрос: Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик). Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час. Вопрос: Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане). Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывает человек, с которым общаются в подавляющем стиле? (Отрицательные эмоции: обида, злость, неприязнь). Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от ситуации люди используют различные стили общения, чередуют их. Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому. Важно понимать, когда и какой стиль общения уместен. Давайте выполним задание №1. Сейчас двое ребят выйдут к доске, прочитают диалог, а все остальные внимательно выслушают их и затем ответят на вопрос, какой стиль общения использует каждый из участников диалога. Диалог 1. - Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку! - Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки. - А на автобусе я смогу туда добраться? - Да, вам нужен третий номер. - Спасибо! (отстраненный стиль общения) Диалог 2. - Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино? - Что-то не очень хочется. - А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься! - Ну хорошо, уговорил (дружеский стиль общения) Диалог 3. - Почему ты не вымыл посуду? - Я опаздываю на тренировку. - Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу! (подавляющий стиль общения) Диалог 4. - Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило. - Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение. - Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять? - Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки! (деловой, дружеский стили общения) Вопрос: как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому). Теперь мы перейдем к следующему заданию. Разбиваемся на 4 команды. Каждой будет выдана карточка с примером стиля общения, участники должны придумать ситуацию, в которой этот стиль уместен, описать мимику, ж...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1799
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|