Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок психологии для младших подростков по теме Навыки, стиль и манера общения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Урок психологии для младших подростков по теме Навыки, стиль и манера общения


Автор(ы): Павлова Елена Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Цель урока: сформировать понятия навыков, стиля и манеры общения, помочь школьникам осознать свои коммуникативные способности, умения и навыки общения.
2. План урока.
Основная часть – 30 мин.
(материал дается с опорой на презентацию, в которой отражены основные понятия, построены схемы, представлены задания):
введение понятий «навыки общения», «стиль общения», работа учеников в тетрадях;
классификация и характеристика стилей общения (в форме «вопрос-ответ»);
выполнение задания № 1 (выслушав предложенные диалоги, определить, какой стиль общения в них представлен);
выполнение задания № 2 (разбившись на группы, заполнить таблицу)
введение понятия «манера общения», выделение его особенностей,
классификация манер общения;
выполнение задания № 3 (просмотрев видеофрагменты, определить, какая манера общения в них представлена);
Подведение итогов – 5 мин.
3. Оборудование:
тетради для записи темы урока и основных понятий;
Психология: Учебное пособие. VI, класс / Под ред. И.В. Дубровиной;
презентация к уроку (Приложение №1);
карточки с диалогами;
таблицы со стилями общения (Приложение №2);
оборудование для мультимедийного сопровождения урока.
4. Содержание и методика проведения.
Тема нашего урока «Навыки, стиль и манера общения». Сегодня мы узнаем, что такое манера общения, какие бывают стили общения, потренируемся определять их и поговорим, где полученные знания можно применять.
Каждый день мы с вами общаемся с различными людьми. Но у разных людей способности к общению не одинаковы. Они проявляются в умении общаться: Вопрос: что вы понимаете под умением общаться? ( Умение устанавливать и развивать контакты с людьми, делать общение ярким, приятным, содержательным).
Умение общаться включает в себя много конкретных навыков общения. Давайте посмотрим на экран. Навык общения – это привычный для человека способ или действие общения. Чтобы вам стало понятно, что такое навыки общения, я приведу примеры. Протянуть руку в ответ на приветствие друга, помахать рукой на прощание, сказать «Привет» или «Здравствуйте», произнести «Алло!» или «Слушаю»», подняв телефонную трубку. Вопрос: какие еще навыки общения вы можете назвать?
Поговорим теперь о стиле общения. Это сочетание привычных, прочно усвоенных человеком способов (навыков) общения с другими людьми.
Можно назвать несколько стилей общения: дружеский, деловой, отстраненный, подавляющий. Давайте поподробнее рассмотрим каждый из этих стилей.
Дружеское общение непринужденное, раскованное, откровенное. Собеседники чувствуют себя свободно, спокойно, открыто выражают свои чувства. Дружеский стиль общения помогает передать свои чувства, переживания. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывают собеседники? (Радость, удовольствие, спокойствие)
Деловое общение — это общение людей, которые объединены общим делом: вместе работают, учатся. Деловой стиль общения помогает достичь успеха в делах, сообща решить ту или иную проблему. Вопрос: Где можно встретить деловой стиль общения? (В офисе, на деловых переговорах, начальник-подчиненный, учитель-ученик).
Отстраненный стиль общения используется там, где люди никак не связаны по жизни, и нет надобности раскрывать себя в общении. Такой стиль общения мы используем, когда, например, спрашиваем прохожего на улице, который час. Вопрос: Опираясь на картинку, скажите, где еще можно встретить отстраненный стиль общения? (Продавец-покупатель, в парикмахерской, в ресторане).
Подавляющий стиль общения используется, когда одному хочется подавить волю другого человека — заставить его что-то сделать или отказаться от своих планов. Вопрос: Какие чувства и эмоции испытывает человек, с которым общаются в подавляющем стиле? (Отрицательные эмоции: обида, злость, неприязнь).
Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от ситуации люди используют различные стили общения, чередуют их. Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому. Важно понимать, когда и какой стиль общения уместен.
Давайте выполним задание №1. Сейчас двое ребят выйдут к доске, прочитают диалог, а все остальные внимательно выслушают их и затем ответят на вопрос, какой стиль общения использует каждый из участников диалога.
Диалог 1.
- Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!
- Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.
- А на автобусе я смогу туда добраться?
- Да, вам нужен третий номер.
- Спасибо! (отстраненный стиль общения)
Диалог 2.
- Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?
- Что-то не очень хочется.
- А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!
- Ну хорошо, уговорил (дружеский стиль общения)
Диалог 3.
- Почему ты не вымыл посуду?
- Я опаздываю на тренировку.
- Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!
(подавляющий стиль общения)
Диалог 4.
- Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.
- Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.
- Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?
- Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!
(деловой, дружеский стили общения)
Вопрос: как вы думаете, каким стилем общения должен владеть человек, который умеет общаться? (Умеет общаться тот, кто владеет разными стилями общения и свободно переходит от одного к другому).
Теперь мы перейдем к следующему заданию. Разбиваемся на 4 команды. Каждой будет выдана карточка с примером стиля общения, участники должны придумать ситуацию, в которой этот стиль уместен, описать мимику, ж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1799

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340