Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семинар Психологопедагогическая компетентность педагога - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Семинар Психологопедагогическая компетентность педагога


Автор(ы): Каширская Татьяна Андреевна, заместитель директора по УВР; Трещева Светлана Яковлевна, заместитель директора по НМР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель семинара: содействовать развитию ППК педагогов детского дома, стимулировать процесс профессионально личностного самосовершенствования.
Задачи:
  • На основе теоретического анализа проблемы сформировать у педагогов представления о ППК и ее личностно-деятельностных компонентах;
  • Способствовать осознанию педагогами детского дома необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное взаимодействие с воспитанниками;
  • Ознакомить с педагогов со способами диагностики отдельных компонентов собственной ППК и комплексной диагностикой способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию;
  • Сформировать у педагогов представление о способах и приемах профессионально-личностного саморазвития, обеспечить овладение некоторыми из них.
Семинар рассчитан на 3 занятия по 3 часа каждое. Занятия сочетают в себе не только традиционные виды учебной деятельности, но и интерактивные формы. В ходе занятий педагоги включаются в диагностику: выявляют профессионально значимые личностные качества при помощи методики ГОКК; участвуют в мини-тренинге позитивного взаимодействия; принимают участие в работе круглого стола по проблемам профессиональной деформации педагогов, знакомятся с приемами самомассажа.
Занятие 1: “Понятие о ППК педагога”
  1. Психолого-педагогическая компетентность как сложная профессионально-личностная характеристика (информация на основе изучения литературы).
  2. Коммуникативный комплекс профессионально значимых личностных качеств: рефлексивность, эмпатийность, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность (сообщения творческих групп).
  3. Групповая оценка коммуникативных компетентностей (диагностика с применением методики ГОКК. Бланк в Приложении 1)
  4. Мини-тренинг на развитие ПЗЛК (Приложение 2).
Занятие 2: “Готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию”
  1. Личностно-ориентированный подход, его основные понятия, принципы и методы.
  2. Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии.
    • Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию (мозговой штурм);
    • Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
  3. Роль профессионально-педагогических умений и навыков воспитателя во взаимодействии.
  4. Акцентуации характера и их влияние на взаимодействие.
  5. Комплексная диагностика способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию (Приложение 3).
  6. Мини-тренинг позитивного взаимодействия (Приложение 4).
Занятие 3: “Проблемы профессиональной деформации педагогов и пути их преодоления” (круглый стол)
Материал к занятию 1
Профессионально-педагогическая компетентность – совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач. Выделяют следующие элементы педагогической компетентности:
  • специальная и профессиональная компетентность, в области предмета;
  • методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в сфере общения;
  • дифферинциально-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Основные компоненты коммуникативной компетентности:
Влияние (как формирование), организация (как побуждение) и передача информации. Под влиянием понимается процесс и результат изменения педагогом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок в ходе взаимодействия с ним. Различают влияние направленное и ненаправленное. В случае направленного влияния педагог ставит перед собой задачу добиться от ребенка определенного результата. Ненаправленное влияние подобной цели не имеет, но эффект воздействия возникает и здесь. Т.о влияние рассматривается как формирование, т.е. процесс активного воздействия педагога на ребенка.
Влияние может быть функционально-ролевым и индивидуально-специфическим. В первом случае его характер интенсивность и направленность определяются ролевыми позициями партнеров; демонстрация определенного набора действий не выходит за пределы ролевых предписаний; партнеры ориентируются на нормативно заданный свод правил.
Индивидуально-специфическое влияние осуществляется благодаря тому, что индивид(педагог) как бы транслирует другим людям(детям) свои личностные характеристики в виде образцов активности. Оно реализуется как в целенаправленной (профессиональной) деятельности, так и в других случаях общения с окружающими.
В силу специфики педагогического труда оба вида влияния переплетены самым тесным образом, но в процессе взаимодействия индивидуально-специфическое влияние оказывается более ярко выраженным.
Под организацией понимается создание определенных условий для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов. Чтобы достичь своих целей , педагог более или менее сознательно использует речь; экспрессию,т.е. побуждает детей поступать определенным образом. Умение организовать, т.е. побуждать детей к поступкам, действиям, направленным на достижение конкретных целей, служит одной из составляющих психолого-педагогической (коммуникативной) компетентности педагога.
Любой процесс взаимодействия происходит также для передачи любой информации. В широком смысле информация – это совокупность каких-либо данных, знаний, сообщений. Но её передача как основная коммуникативная функция может нести в себе и социальную, и психологическую, и морально-нравственную нагрузку. Способность педагога осознавать влияние на ребенка различных аспектов информации (особенно психологического) и умение их использовать для педагогического воздействия можно назвать важной его коммуникативной компетентности.
Основные компоненты ППК рассматривают три блока:
  1. Психолого-педагогическая грамотность – знания, которые принято называть общепрофессиональными.
  2. Психолого-педагогические умения – способность педагога использовать свои знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия.
  3. Профессионально-значимые личностные качества– неотделимые от процесса педагогической деятельности и неизбежно вырастающие из самого её характера.
Выделенные структурные компоненты позволяют назвать основной критерий ППК педагога– направленность на ребенка как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности ребенка.
В педагогической науке вопрос о профессиональных умениях педагога разработан очень подробно. Однако в рамках исследуемой проблемы ППК подчеркиваются те умения, благодаря которым педагог создает и поддерживает контакт с воспитанниками.
  • Это умения использовать механизмы профессионального общения , т. е. способов,с помощью которых педагог реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и воспитанников.
  • Это умение педагога самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ребенка.
Кстати, успешными психологами и педагогами замечено, что разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Уровни развития этих знаний и навыков рассогласованы со сложившимися межличностными отношениями с воспитанниками. Опытность педагога сама по себе не приводит к структурным изменениям в педагогической деятельности, характерным для высокого профессионализма.
ППК в деятельности педагога возможна лишь при наличии определенных личностных качеств.
Уровень владения профессией и личностные качества – разнопорядковые понятия, однако определенные личностные качества педагога служат важнейшей предпосылкой подъема к совершенному владению профессией. Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда вывод если речь идет о повышении ППК педагога, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нем ПЗЛК, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На ППК следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних свойств (качеств) педагога.
Сегодня мы рассмотрим некоторые важные личностные профессионально значимые качества педагога: эмпатия, рефлексия, гибкость. (Выступления педагогов I группы)
Кроме этих трех ПЗЛК, о которых мы с вами подробно поговорили, есть еще несколько качеств. Например: общительность, эмоциональная привлекательность (выступления педагогов II группы).
О способности и готовности к сотрудничеству мы поговорим на следующем занятии семинара.
  • Проведение диагностики (Методика ГОКК – Приложение 1).
  • Мини-тренинг на развитие ПЗЛК (Приложение 2)
  • Рефлексия занятия “Буриме”.
Ход занятия №2
Взаимодействие взрослого с ребенком представляет собой вид коммуникативной деятельности, протекающей между двумя субъектами на основе личностно-ориентированной обращенности одного субъекта к другому. Одним из важных показателей успешного взаимодействия является активность самого субъекта, проявляющуюся в виде таких личностных особенностей, как инициативность, толерантность, коммуникабельность и т.д., наличие которых способствует взаимодействию.
На предыдущих педагогических советах, семинарах, консультациях мы рассматривали педагогическое взаимодействие, изучали педагогику поддержки, приемы “Я-высказывания”, толерантности, изучали коммуникативный комплекс ПЗЛК педагога: эмпатийность, рефлексивность, общительность, эмоциональная привлекательность и т.д.
Сегодня мы рассмотрим подробнее личностно-ориентированный подход и готовность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе воспитательного процесса (Выступление педагога).
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми можно рассматривать в единстве 3-х его характеристик:
  • Как психолого-педагогическую категорию;
  • Как направленность личности и деятельности педагога;
  • Как стратегию обучения и воспитания, характеристикой которых является личностное развитие субъектов воспитательного процесса, в том числе и педагога.
Вы проработали предложенную литературу о личностно-ориентированном взаимодействии, основных критериях и уровнях готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию.
(Работа в группах по обсуждению и выработке критериев. Обсуждение и обобщение материала)
Как правило, изначально у всех педагогов преобладает завышенная самооценка собственной готовности. Для формирования готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми достаточно высокую эффективность имеют проблемные методы, моделирующие деловые и ролевые игры, творческие и практические задания (то есть интерактивные методы), а также тренинги, способствующие преобразованию психолого-педагогических знаний в личностные установки и навыки. Сейчас мы обсудим вопрос о профессиональных умениях, навыках и их роли во взаимодействии.
Изучение литературных источников по проблеме межличностного взаимодействия дает основания заключить, что характер человека является индикатором его коммуникативного поведения и позволяет определить как склонность человека к общению, так и основные затруднения в процессе взаимодействия. Поэтому педагогу необходимо знать точки соприкосновения в характере сотрудников, воспитанников. (Обсуждение вопроса об акцентуациях характера и их влиянии на взаимодействие.
Выступления педагогов.

Людям, заинтересованным в успешности своего общения необходимы знания по психологии общения, эти знания помогут выявить свои затруднения, причины успехов и неудач в общении, помогут преодолеть их и найти способы извинить себя. Для этого предлагается изучить литературу: Е.И.Рогов “Психология общения” теория, Е.И.Фадеева “Лабиринты общения” практика, опросники, тесты.
Кроме этого предлагаем вашему вниманию “Комплексную диагностику способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию” (педагогам раздается печатный материал), на основе которого вы можете изучить себя и своих воспитанников. А сейчас небольшой тренинг педагогического взаимодействия, подготовленный психологом (Приложение 4).
Рефлексия занятия:
  1. Метод незаконченного предложения.
  2. Эмоциональное состояние (участники получают карточки, на которых дается задание изобразить свое эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, досаду, ожидание с помощью: 1 группа – мимики, 2 группа – жестов).
Материал к занятию №2
Понятие о личностно-ориентированном взаимодействии. Основные критерии и уровни готовности педагога к личностно-ориентированному взаимодействию. Функции личностно-ориентированного педагогического взаимодействия.
В структуре взаимодействия педагога с детьми можно выделить ценностно-ориентационные компоненты: рефлексивный и специальный, а также операционно-коммуникативные компоненты; технологический и коммуникативный, которые характеризуются совокупностью личностных качеств педагога, таких как направленность личности, социально-психологическая наблюдательность, эмпатия, эмоциональная устойчивость, социально-психологическая готовность к деятельности, общительность, эмоциональная выразительность, педагогический такт, рефлексивность, профессиональная компетентность, а также профессионально-педагогические знания, умения, навыки и мотивационно-ценностное отношение, проявляющееся в процессе организации и управления различными видами деятельности воспитанников.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками в форме совместной партнерской деятельности представляет собой состояние, процесс, характерными особенностями которого являются:
  • создание единой эмоционально-чувственной основы взаимодействия;
  • постоянное “обращение к воспитаннику” в виде его “аффективного (эмоционального, с чувствами и мыслями) понимания” и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать с нее;
  • изменение воспитателем (педагогом) своего поведения в соответствии с реакциями детей;
  • обмен действиями между субъектами педагогического процесса с целью познания друг друга и оказания воздействия;
  • проявление мотивационно-ценностных ориентации педагога, комплекс его установок на работу с детьми, включающая интерес и любовь к ним;
  • обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность в виде “сотворчества” педагога и ребенка, и участвует к ней.
Профессиональная готовность воспитателя к взаимодействию с детьми побуждает педагога к совместной партнерской деятельности, и стремлению вступать с детьми во взаимодействие, живо реагировать на их поступки и привлекать внимание к себе и к своим действиям.
Основные критерии, готовность педагогов к взаимодействию с детьми:
  • Устойчивая позиция воспитателя, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.
  • Мотивационно-целостное отношение к педагогической деятельности, наличие установки на реализацию личностно-ориентированн...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.17 | Просмотров: 4369

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340