Этапы урока
| Содержание деятельности
| Обоснование
|
Учитель
| Ученик
|
| «Немало прекрасных я песенслыхал, по странам далеким блуждая…» Эти строки можно было бывзять эпиграфом к любому уроку четверти, потому что мы на каждом урокеслушаем музыку «далеких» нам стран
|
| Подготовка к активной умственной деятельности
|
| Цель сегодняшнего урока в очереднойраз убедиться в том, что как бы мы не отличались друг от друга, мы можемпонимать друг друга благодаря музыке- языку, на котором люди разных странразговаривают без всякого перевода. Языку, который способен передавать мыслии чувства человека
|
| Сообщение темы с мотивирующим приемом
|
| Итак, мы отправляемся в удивительно красивую и музыкальнуюстрану. Попробуйте догадаться в какую
|
| Активизация внимания методом возвращения назад; развитиепроизвольной памяти
|
I.1 мин. 48
| Слушание музыки. П.И.Чайковский «Июнь» из фортепианного цикла «Времена года». – Жанр, прозвучавшей музыки? – Как называется это произведение? Кто его автор? Вспомнить все о цикле
| Инструментальный жанр, играл инструмент фортепиано. Этопьеса «Июнь» из фортепианного цикла «Времена года». В него входит 12 пьес,получивших свое название от названия месяца. Каждая пьеса имеет второеназвание и эпиграф
| Создание проблемной ситуации
|
| – У этой пьесы есть второе название. – Определить его вам поможет слово, которое вы должны былипрочитать в ответах вашего домашнего задания
| В домашнем задании давался музыкальный кроссворд, ключевымсловом которого было слово- баркарола
|
|
| Баркарола – итальянское слово. Барка-лодка; баркарола- песнь лодочника, песнь на воде. Это единственный лирический жанр, целиком обязанный своимпоявлением воде
|
| Изучение нового материала, расширение кругозора
|
| Баркарола привела нас в Венецию. Сказочно красивый город,построенный на островах. Там нет улиц, вместо них – каналы. Прямо в каналы открываются дверидомов, к ступенькам которых привязаны длинные легкие лодки – гондолы. Вот в таких лодках, бесшумноскользящих по бесконечным лентам каналов и рождались песни лодочников-гондольеров – баркаролы
| Показ репродукций итальянских мастеров с видами Венеции
| Развитие воображения. Опора на непроизвольное внимание. Привлечение репродукций на уроке помогает ученикам ощутитьатмосферу и дух эпохи страны
|
| О какой стране идет речь? Однажды, путешествуя по Италии, Петр Ильич Чайковскийуслышал пение под гитару 10-летнего мальчика, окруженного толпой народа: «Онпел чудесным голосом, с такой законченностью, с такой теплотой, какие и внастоящих артистах редко встречаются…»
| – Италия. Родина многих инструментов, выдающихся мастеров,исполнителей
| Исторический экскурс
|
II.2 мин.45
| Слушание музыки. «Санта-Лючия». – Музыка какого жанра прозвучала? Тип пения? – Какой вид сопровождения? – Композиторская или народная? Прозвучала итальянская народная песня. Ее исполнял РобертиноЛоретти. Маленький мальчик с необыкновенно красивым тембром голоса иредкой музыкальностью. Голос, покоривший мир в 60-е годы своей красотой
| – Вокальный жанр, сольное пение с инструментальнымсопровождением
| Активизация внимания и памяти методом анализа музыкальногопроизведения, методом возвращения назад
|
| – Какое в этой музыке настроение? Какие краски? Вы назвали выразительные черты музыки. А в чем ееизобразительность? Музыка несет и изобразительную функцию
| – Светлые краски, очень нежная красивая музыка
|
|
| – Какая мелодия? – Что можно сказать о сопровождении? – Как будто одна волна набегает на другую
| – Плавная, мягкая, в ней нет скачков. В сопровождении мерное покачивание в своеобразном ритме. Пластическое движение позволит ощутить ритм сопровождения
| Метод анализа музыкального произведения с обращением ксредствам музыкального языка. Развитие гибкости ума, Осознанного восприятия
|
| Сравнить сБаркаролой П.И.Чайковского (наиграть фрагмент Баркаролы и Санта-Лючии). Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала ксебе творческих людей – композиторов, поэтов, художников. Почти все известныекомпозиторы побывали в Италии. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления,но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен. Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали истановились очень популярными пьесы. Вы знаете их
| Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будторастворяется над водой
| Сравнительный анализ, опора на послепроизвольное внимание.Метод обобщения, прием сопоставления, сравнения как один из путей развитиямыслительных операций. Пошаговый контроль за усвоением нового материала (жанровыхчерт баркаролы). Накопление музыкального опыта, необходимого для формированияумений
|
III. 5мин.
| Наиграть «Итальянскую польку» С.В.Рахманинова, «Итальянскую песенку» П.И. Чайковскогоиз «Детского альбома». Показвидеофрагмента «Неаполетанский танец» из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского
|
| Метод возвращения назад. Активизация музыкальной памяти и слуха. Примеры композиторской музыки, написанной в духе народнойитальянской
|
IV.
| Вокальная работа.П.И.Чайковский «Неаполетанский танец». Во время разучивания обратить внимание на четкоепроизношение, гибкую фразировку. Вокализированное пение на слог «да». Разучивание со словами. Работа над штрихами
| Коллективная работа класса над вокальными трудностями.Вокализированное исполнение тем помогает в работе над интонационнойчеткостью. Разучивание текста способствует осмыслению и передачи всобственном и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|