Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 4-м классе по теме: Песни Поморья
Автор(ы): Архипова Ольга Федоровна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине;
- формирование уважения к труду русских поморов;
- способствовать возникновению интереса к культуре и традициям русского народа.
- Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать слушательскую культуру;
- развивать чувство ритма;
- развивать интерес к музыке народной, поморского Севера.
- Образовательные:
- готовить детей к повторительно-обобщающему уроку по теме "Святки":
- повторение поморской песни "Как у наших у ворот";
- закрепление знаний о жанрах поморской песенности;
- закрепление умения ходить орнаментальной ходьбой - "змейкой", "утушкой", "одеянкой";
- закрепление знаний о видах хороводов - драматического и магического;
- закрепление знаний ребят по истории освоения поморами Кольского полуострова, о занятиях поморов;
- повторить пословицы и поговорки о труде поморов.
Наглядность и технические средства обучения: - магнитофон, телевизор, диапроектор, баян, фортепиано, шумовые инструменты - ложки, трещотки, погремушки, румба;
- слайды - природа Кольского полуострова;
- выставка рисунков детей;
- выставка книг о Севере;
- платки, салфетки, посуда, самовар, тарелки, пироги;
- костюмы детей, маски;
- кассета с песнями;
- плакат песни "Как у наших у ворот";
- экран;
- карта Кольского полуострова;
- ролик к телевизору "Мой Север".
Подготовка детей. Разучить сценарий к празднику-уроку "Святки" (см. Приложение). ХОД УРОКА Звучит запись песни "Моё Заполярье" муз. В. Попова. Музыкальное приветствие. – Я как всегда рада видеть вас на уроке. Сегодня мы продолжим разговор о песнях Поморья. – Вы узнали музыку, которая встретила нас в начале урока? Как она называется? (Песня "Моё Заполярье") – Кто её автор? (Композитор – Владимир Анатольевич Попов) – Ребята, где мы слышим эту музыку? (По радио, на площади Пяти углов, на концертах) – Владимир Анатольевич узнал, что у нас сегодня будет на уроке звучать его музыка . Он подарил нам этот буклет (показываю) с названием песен, которые он написал о Севере и пожелал нам любить свой край, знать о нём. Да ведь как и не любить наше Заполярье, нашу Поморскую землю! (Показываю карту Кольского полуострова). Поморье… Какое оно? Кадры из кинофильма "Мой Север". – Кто же такие поморы? (Это наши с вами отцы, земляки, которые трудятся в море, продолжая дело своих дедов, отцов. Освоение Кольского полуострова поморами началось в XIII веке) – Откуда пришли поморы? (Из Новгородских земель) – И всё дальше на Север, к Баренцеву морю продвигались они. "Баренцево море надоть Поморским звать – поморы его обживали" - говорили поморы. Чем же занимались поморы? (Показываю иллюстрации – рыбная ловля, охота на морского зверя, солеварение, добыча слюды, жемчуга). Самым главным кормильцем поморов было море. Много поговорок и пословиц о море и труде рыбаков сложили поморы. – Какие вы знаете? ("Работа помора извека на море. Привычны"; "Море кипит - рыбу сулит"; "Море пахать – рукам спокою не видать"; "Море закалку даёт и телу и сердцу" и др.) А ещё поморы говорили: "Морем живём – ему и песни поём". – Какие вы знаете главные песенные жанры у поморов? (Ответы детей: "долгие", "частые", "кадрильные" и др.) – Послушайте одну такую песню. К какому жанру мы её отнесём? Звучит "долгая" песня о море "По морю синему". – Итак, какой жанр у этой песни? (Лирический) – О чём эта песня? (О чувствах женщины, которая волнуется о судьбе помора, ждёт его с моря.) – Как ещё эту песню называли? ("Долгой") – Легко ли было петь такую песню? – Что говорили поморы о своих песнях? (Ответы детей: "Наши долги песни тяжелы, одной не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одной и заводить нечего"; "Эта песня досюльня, отлого поётся, её одной не взять, духу не хватит – говорят исполнительницы".) – Что общего между русской лирической народной песней средней полосы и поморской "долгой" песней? (Широта, распевность) – Какие лирические поморские песни мы знаем? ("Как у наших у ворот", "Кругом города Царёва" и др.) – Определите по нотной записи, какая здесь написана песня (показываю на нотную запись на доске)? ("Как у наших у ворот" – поморская песня") Вывешиваю плакат песни. 1. Читаем ноты в ритме. 2. Прохлопываем ритм с названием нот. 3. Поём сольфеджио. 4. Поём фразу со словами песни. – Где исполнялись лирические песни? (На праздниках, на вечерних посиделках, рыбаками в море и т.д.) – "Прежде гармони не было, так ходили под песни" – рассказывали исполнительницы. Какие виды ходьбы вы знаете? – Какие хороводы водили? – Давайте и мы станцуем хоровод с пением песни "Как у наших у ворот". Мальчики поворачиваются к девочкам лицом, кланяются и говорят: "Свет краса, люба девушка, не откажи хоровод с тобой водить". Протягивают девочке руку и танцуют хоровод "утушной" ходьбой, орнамент "змейка". – Но особенно много пели песен и водили хороводов в праздники. – Какой сейчас приближается праздник? (Святки) – Давайте и мы немного обыграем этот праздник. Кто будет хозяйкой на празднике? Хозяином? Выходите хозяйка с хозяином сюда, и гости тоже к ним! Гости: А мы к Вам в дом, Не с худом, а с добром! Хозяин с хозяюшкою, Дозвольте Вас повеселить, А нам немного нать: – Хлеба краюшку, – Да денёг полушку, – Печку шанег, – Рыбный пирог, – Мясну кулебаку, – Браги бочонок,<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.18 | Просмотров: 1306
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|