Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков


Автор(ы): Костылева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы; Немцева Светлана Равиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Жанр семейной хроники в русской литературе оказался незаслуженно забытым, и произведения писателей, работавших в этом жанре, не занимают должного места в школьной программе по литературе. К таким писателям можно отнести С. Т. Аксакова,
Н. Г. Гарина-Михайловского и других (даже термин возник: писатели второго ряда). А ведь М. М. Пришвин, исключительно высоко ценивший “семейную хронику”, не без оснований писал: “Аксаков – это наш Гомер …”. Последние годы наметился определенный интерес к теме семейного воспитания, изображению истории семьи и ее традиций, что связано с проблемами воспитания, кризисом семейных отношений в современном мире. Произведения писателей, разрабатывающих эту тему, постепенно возвращаются в школьную программу, занимают в ней свое место. Это говорит о важности и актуальности данной темы. Знакомство с текстами признанных авторов обогатит современных школьников новым читательским опытом, поможет более полно представить литературный процесс XIX – XX веков и углубит представление о русской литературе в целом.
Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями таких русских писателей, как С. Т. Аксаков, Н. Г. Гарин-Михайловский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Толстой, И. А. Бунин, И. С. Шмелев, М. А. Булгаков, В. Г. Кочетов, Ф. А. Абрамов, В. П. Аксенов и В. Федорова. Выбор имен и текстов ориентирован на школьную программу.
В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится одно занятие в неделю. Это реально возможно при нынешней учебной нагрузке. Этот курс ориентирован на учащихся 10-11 классов.
В основу программы положен историко-тематический принцип. Весь курс разделен на два цикла. В первый входят произведения писателей, описывающих семейный быт и нравы XIX века. Они соотнесены с изучением литературы II половины XIX века: трилогия С. Т. Аксакова “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова-внука”, “Воспоминания”, тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, трилогия Л. Н. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Пошехонская старина”, повесть А. Н. Толстого “Детство Никиты”, и завершает этот цикл лирический дневник И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева”. Второй цикл соотносится с изучением литературы XX века и включает в себя следующие произведения: роман М. А. Булгакова “Белая гвардия”, роман-воспоминание И. С. Шмелева “Лето Господне”, производственный роман В. А. Кочетова “Журбины”, первую часть тетралогии Ф. А. Абрамова “Братья и сестры” и произведения современных писателей “Московская сага” В. П. Аксенова и “Семья” В. Федоровой.
Авторы изучаемых произведений уделяли преимущественное внимание изображению истории семьи, семейных традиций, процессу формирования личности, особенно в детские, отроческие и юношеские годы, а также осуществлению связей человека с окружающим миром. Эти темы и проблемы будут главными при изучении произведений, которые в той или иной степени содержат признаки жанра семейной хроники.
Выбранные произведения рекомендуются для чтения целого текста и отдельных эпизодов. Такое обзорное изучение позволяет познакомить учащихся с особенностями индивидуальной манеры каждого писателя и дать представление о проблематике и поэтике их произведений и, возможно, заставит самостоятельно обратиться к творчеству данных писателей. На занятиях важно выяснить, чем сегодня может быть интересен жанр семейной хроники, что он может дать современному читателю, каким опытом обогатить.

Содержание программы.
Аксаков С. Т. как основоположник жанра в русской литературе. “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова-внука”, “Воспоминания”.

Автобиографическая основа трилогии. Роль Гоголя в ее создании. Погруженность писателя в родовые, семейные предания. Образ деда писателя – Степана Багрова, история его переселения в Уфимскую губернию. Романтическая история любви деревенского по воспитанию и “образованию” Алексея Багрова и высокопросвещенной и “светской” дочери заместителя уфимского наместника. Психологизм в изображении формирования характера Сережи Багрова. Природа в жизни мальчика.
Гарин-Михайловский Н. Г. - превосходный знаток и защитник детства. “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.
Уроки детства, осмысляемые героями Гарина всю жизнь. Образ Темы, доброго, впечатлительного, искреннего мальчика, которого писатель проводит через все горнила жизни. Особенности сюжета и композиции хроники. Исследование в художественной форме факторов, входящих в понятие счастье. Образование: различное понимание его роли в жизни человека героями тетралогии. Образ матери Темы: изменение отношения к ней ребенка. Жизнеутверждающая основа мировосприятия писателя.
Толстой Л. Н. “Детство”, “Отрочество”, “Юность” - “диалектика трех эпох развития человека”.
Роль детства в развитии человека. Отношения взрослых и детей в трилогии: чистота нравственного чувства ребенка и фальшивая жизнь взрослых, основанная на тщеславии и соблюдении внешних приличий и условностей. Отрочество как чрезвычайно болезненный этап в жизни человека. Изображение внутреннего мира отрока, душевной катастрофы, переживаемой им в этот период. Программа нравственного самоусовершенствования, разработанная Николенькой Иртеньевым в юности. Роль матери и отца в жизни мальчика, изменение этой роли с течением времени. Семейные традиции в трилогии.
Салтыков-Щедрин М. Е. “Пошехонская старина”.
Автобиографическая основа “семейных” романов Салтыкова-Щедрина. Семейная и историческая хроника “Пошехонская старина” как лебединая песня писателя, итог творчества. Изображение патриархального уклада жизни дворянской семьи Затрапезных. “Дети” - центральная глава, вокруг которой группируется весь остальной материал, посвященный основной обобщающей проблеме – воспитания и формирования нового поколения. Образ матери Анны Павловны Затрапезной, ее отношение к детям, к окружающим.
Толстой А. Н. “Детство Никиты”.
“Детство Никиты” - одна из лучших в мировой литературе повестей о детстве. Мажорность настроения повести, основанной на автобиографическом материале. Изображение детства как самого счастливого периода в жизни человека. Память детства и чувство родины как главные мотивы произведения. Бережное воссоздание “пылинок и блесток детства” в повести. Роль матери Александры Леонтьевны в жизни маленького Никиты.
Бунин И. А. “Жизнь Арсеньева”.
Роман “Жизнь Арсеньева” - самое откровенное, лирическое, исповедальное из всех произведений Бунина. Взаимопроникновение прошлого и настоящего: двуплановость романа, проявляющаяся в возврате шестидесятилетнего человека в собственное детство и юность, и тут же “скачок” обратно, в сегодняшний день. Психологизм в изображении душевного состояния сначала ребенка, потом юноши. Роль природы в жизни Арсеньева. Поэтическая атмосфера дворянской усадьбы, воссозданная автором в произведении. Образ отца Арсеньева, оказавшего значительное влияние на формирование многих черт характера писателя.
Шмелев И. С. “Лето Господне”.
Изображение в романе духовной биографии ребенка через материальный, “вещный” мир, густо насыщенный великолепными бытовыми и психологическими подробностями. Восприятие маленьким Ваней окружающего мира. Роль в его жизни “преданий старины глубокой”, в которых предстает вся Русь в своей темпераментной широте, спокойствии, сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора, Русь, представляющаяся писателю “потерянным раем”. Ностальгические настроения книги. Своео...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1891

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340