Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Биология сельскохозяйственных растений с приложением Дневник проведения полевого опыта — Выявление эффективности совместного выращивания
Автор(ы): Айшалова Ханий Ахмедовна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Реферативная часть научно-исследовательской работы: Селение Чох расположено в центре высокогорного Дагестана на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Естественно, что земледелие характеризовалось земельным голодом. Соблюдать принцип “трёхполье” с паром и зябью не удавалось. Поэтому на пахотных землях вокруг аула сев происходил бессменно и ежегодно. После обобществления земель в течение 70-ти лет коллективного хозяйствования было налажено земледелие по науке, когда стали правильно обрабатывать землю, когда вовремя и в нужном количестве начали вносить удобрения и, самое главное, начали соблюдать основные принципы севооборота. Что касается частных делянок, которые перераспределялись через каждые 5-10 лет, обрабатывались хаотично, как попало. Невозможно было на 0,25-0,35 га посеять то, что хотелось бы и при этом следовать всем научным требованиям. Кроме всего этого, до сегодняшнего дня землю в горах Дагестана, и в окрестностях селения Чох, в частности, обрабатываются вручную: дедовским плугом и волами, а также тяпкой. Земледелие в селении Чох и сегодня остается отсталым, технически плохо оснащённым, незнакомым с основами агрономической науки, маломощным и непроизводительным, не обеспечивающим основных потребностей населения в земледельческих продуктах и в то же время поглощающим огромное количество сил и энергии горцев. К сожалению, и в наши дни высокогорное земледелие остаётся очень отсталым. Причина не только в малоземелье, но и в оторванности от европейской культуры; в отсутствии рынка, который должен был бы регулировать сельскохозяйственное производство. Огородничество никогда не имело развития в Дагестане. Да и техническое оснащение земледелия остаётся на самом древнем уровне – плуг и тяпка. Живя в начале 21-го века, обрабатывать землю плугом и волами, полоть тяпкой, согласитесь, диковато. Но с другой стороны, с экологической, - я нахожу в этом способе обрабатывания земли одни плюсы: и без того бедные сланцевые почвы, расположенные на террасах с полупустынной растительностью, затруднены для обработки трактором. Да и дороги с одного поля на другое отсутствуют. В окрестностях селения Чох в 80-х годах прошлого столетия к большинству полей и сенокосных лугов были подведены дороги усилиями организации “Дагэнерго”, проводившей высоковольтную электроэнергию “Гуниб – Согратль”. В годы перестройки, 90-ые – 2000-ые, земледелие в окрестностях селения ещё больше пришло в упадок. Сейчас около 75-80% пахотных земель вообще не обрабатываются. Главной причиной, как я думаю, является человеческий фактор: молодёжь покидает селения – нет работы. Старики не могут выполнить изнурительный тяжёлый труд. Механизации – никакой. Очень жаль, что знаменитое во всём Дагестане селение приходит в страшный упадок. Неправильно, что человек, живущий на Земле, перестаёт её обрабатывать, в конце – концов, трогать Землю руками. Мне кажется, что теряется не только связь времён, но и связь поколений людей. А это, признайтесь, страшно. Почвенный покров окрестностей селения Чох – разнообразен: здесь и сухие горные степи, и полупустыни со светлыми каштановыми почвами. В местности Куриб – Гамсутль – горно-лесные почвы. А в местности МагIарда – горные черноземы. За те 30 лет, которые я прожила в селении Чох, я пыталась вырастить почти всё, что растёт у меня на родине – в Краснодарском крае, в Адыгее. Сейчас у меня 0,20 га – прекрасного огорода, где растёт почти всё. Но основными культурами всё-таки в Чохе остаются: картофель, кукуруза, фасоль. Кукуруза – зерновое растение семейства мятликовых. Имеет значение как кормовая, пищевая и техническая. В селении Чох кукурузу выращивали для получения муки и крупы, а также летом использовали в пищу зеленые сочные початки. Кукуруза – теплолюбивое растение, поэтому его в окрестностях селения сеют в начале мая, когда температура воздуха становится 8-12 градусов Цельсии. Июнь месяц обычно жаркий, 20-23 градусов Цельсии – это подходит для выхода метёлки. Но ночные холода в горах не дают возможности нормально развиваться теплолюбивой кукурузе обычных высокоурожайных сортов. Здесь выращивают сорт – “высокогорная Дагестанская”, полученная дагестанскими селекционерами. Это низкорослое растение с тонким стеблем, с мелкими початками, на которых плотно усажены мелкие зёрна. Растение обладает повышенной засухоустойчивостью, экономно расходует влагу. Кукуруза – влаголюбивое растение. Загущение посевов приводит к снижению урожая. Глубина посева семян – 6-8 см. В течение вегетации 2-3 междурядные обработки – прополка. Уборка в фазе полной спелости. Фасоль – зернобобовое растение, которое в Дагестане возделывается как продовольственная, кормовая и декоративная культура. Семена фасоли содержат до 30% белка, а также витамины и минеральные соли. В листьях фасоли содержится лимонная кислота. Фасоль – однолетнее растение, которое имеет кустовые, полувьющиеся, вьющиеся формы. У кустовых форм стебель неполегающий, высотой до 50 см. Листья тройчатые. Соцветие – 2-3-цветковая кисть. Плод – боб. Семена средней величины или крупные. Масса 1000 шт. – 200 – 480г. Фасоль – южное тепло- и светолюбивое растение короткого дня. Семена прорастают при температуре – 10 градусов Цельсии. При температуре равной -1 градусов Цельсии – всходы погибают. Поэтому, здесь в горах, фасоль сеют последних весенних заморозков, т.е. после 5-10-го мая. По сравнению с другими бобовыми, фасоль более требовательна к почвам. Лучшими для неё почвами являются черноземные и суглинистые плодородные земли, богатые известью. Фасоль обыкновенная – это тот вид фасоли, который выращивается в окрестностях селения Чох. Иногда, по краю поля сеют фасоль многоцветковую в декоративных целях. Сегодня чаще сеют и используют в пищу сорт скоростной фасоли “Золотистая” (маш). Список использованной литературы - И.М. Ващенко, В.Г. Лошаков, Б.А. Ягодин, В.Е. Долгодворов, К.П. Ланге, М.П. Меркулов. “Основы сельского хозяйства”. Москва-Просвещение-1987г.
- М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова “Учебно-опытная работа на пришкольном участке”. Москва-Просвещение-1980г.
- М.М. Эльдаров “География Дагестана” учебник для 7-8 кл. Махачкала – Дагучпедгиз- 1985г.
Ведения полевого опыта: “Выявление эффективности совместного выращивания фасоли и кукурузы в условиях высокогорного селения Чох Гунибского района”. Полевой опыт №1 Учебно-опытный пришкольный участок – Чохская СШ Гунибского р-на Тема: Выявление эффективности выращивания кукурузы и фасоли в условиях высокогорья. - Руководитель – учитель биологии Айшалова Ханий Ахмедовна.
- Цели и задачи опыта – здесь в горах всегда сеяли кукурузу и фасоль вместе на одной площади. Совместно с учащимися 9-10-х классов мы решили установить: насколько эффективно подобное выращивание кукурузы и фасоли, тем более что уборка этих культур затруднена
- Год закладки – 1998-й год
- Место проведения – ОУ при Чохской СШ.
- Схема опыта.
I. Весной в марте готовим опытные делянки а) вскапываем б) вносим удобрения. До середины мая готовим посевной материал: отобранныекрупные зёрна кукурузы и бобы фасоли. II. 19 мая – посев опытных делянок III. Наблюдение за всходом и развитием растений. В течение всего лета, несмотря на то, что я была в отпуску, а дети – на каникулах, мы приходили на участок, чтобы проводить все необходимые для опытов работы. | Виды работ | сроки | ответств-й | примечание | 1 | Приготовление грядок | до 15. 05. | учит. биолог.учит. труда | выполнено | 2 | Посадка грядок | до 20. 05. | учит. биолог.10 класс | выполнено | 3 | Внесение удобрений | до 1. 06. | учит. труда9 кл. | выполнено | 4 | Проведение наблюдений заопытными растениями | июль-август | учит. биолог.9-10 классы | выполнено | 5 | Прополка опытных грядок | июнь- июль | учит. биолог.9-10 классы | выполнено | 6 | Сбор урожая | сентябрь | учит. биолог.9-10 классы | выполнено | 7 | Лабораторный анализрезультатов опытов | октябрь-ноябрь | учит. биолог.9-10 классы | выполнено | Учащиеся так добросовестно выполняли все работы, что я пожалела о том, что не организовала повторности опытов. Тогда и все результаты были бы наиболее приближены к истине. А дальше мы проводим тщательные наблюдения за растениями с занесением результатов в соответствующие таблицы. Делянка №1 | | Делянка № 2 | | Делянка №3 | | | | | | Дневник фенологических наблюдений | Мероприятия и виды работ | Делянка№1кукуруза | Делянка№2 | Делянка№3фасоль | кукуруза | фасоль | 1 | Обработка почвыа) вскопка б) рыхление | 7. 0514. 05 | 7. 0514. 05 | 7. 05 14. 05 | 7. 0514. 05 | 2 | Посев | 19. 05 | 19. 05 | 19. 05 | 19. 05 | 3 | Появ-е всходов | 2.06.- 5 см | 2.06.- 4 см | 2.06.- 3 см | 4.06.- 3 см | 4 | Появл-е 1-го листа | 8.06.- 7 см. | 8.06.- 7см | 8.06.- 7 см | 10.06.- 4 см | 5 | Появл-е 2-го листа | 17.06.-25см | 17.06.-17см | 17.06.-8 см | 16.06.-10см | 6 | Взрослое растение | 1.07-70 см | 1.07.- 57см | 1.07.-25 см | 3.07.-42см | 7 | Цветение | 15.07.-120см | 17.07.-75см | - | 5.07.-45см | 8 | Опыление | 20-25.07. | 28-30.07. | - | - | 9 | Формированиеплодов | 08 | 08 | 08 | 08 | 10 | Сбор урожая | 4-10.09. | 4-10.09. | 4-10.09. | 4-10.09. | 11 | Лабораторное исследование | 09.10. | 09.10. | 09.10. | 09.10. | Методика основных исследований I.Наблюдение за всходами, развитием и созреванием растений. Любая научная работа требует от руководителя дотошности, аккуратности, последовательности и конечно, честности по отношению к своей работе. Несомненно, что должны быть твердые знания об объекте исследования. В маленькой сельской школе, где всего неполная сотня учащихся, организовать многократную повторность опытов в течении нескольких лет подряд – не удается. Поэтому и приходится проводить мини-опыты, когда опытные и контрольные грядки в единственном экземпляре. Но наблюдения и измерения учимся проводить тщательно и аккуратно. II. Учет сравнительной характеристики развития растений на опытных делянках. Схема наблюдений за опытными делянками показала, что и кукуруза и фасоль при отдельном выращивании растут более быстрыми темпами, и в конечном результате становятся более высокими растениями. Окончательно преимущества можно установить только при тщательном анализе урожая. Анализ результатов опытов Когда мы закладывали опыты, я думала, что самое трудное будет измерения и взвешивания, а так же подсчет урожая. На самом деле, оказалось, что это самая увлекательная и интересная часть нашей исследовательской работы. Взрослые так аккуратно, как дети, всю эту черновую работу не смогли бы сделать. Детский азарт и энтузиазм захватывал меня всю. Поэтому анализ результатов мы провели на одном дыхании. В основном эту часть работы выполнили учащиеся средних классов. Но прежде уборку урожая провели старшеклассники. Учащиеся 10-11-го классов собрали весь урожай и аккуратно сложили в отдельные ящики, вложив в них ярлычки с номерами грядок. К сортам кукурузы и фасоли мы особо не придирались. Да и климат в горах в 1997 году оказался довольно засушливым. И опыт у нас был первым. Мне самой важно было привить детям простейшие навыки исследовательской работы. Каждое растение после всходов получило ярлычок с номером опыта и со свом собственным номером. Первая аналитическая таблица, которую мы составили, может быть названа: Сравнительная характеристика морфологических признаков опытных растений | Грядка №1кукуруза- Высота стебля(м) | Грядка №2 | Грядка №3фасоль кол-вобобов шт. | кукурузавысота стебля(м) | фасольвысота стебля(м) | 1 | 1,48 | 1,10 | 6 | 5 | 2 | 1,40 | 0,90 | 7 | 2 | 3 | 1,75 | 1,50 | 7 | 8 | 4 | 1,20 | 0,80 | 7 | 8 | 5 | 1,37 | 1,10 | 6 | 7 | 6 | 1,00 | 1,13 | 7 | 5 | 7 | 1,00 | 1,05 | 6 | 4 | 8 | 1,50 | 1,32 | 7 | 3 | 9 | 1,50 | 0,35 | 7 | 7 | 10 | 1,35 | 0,90 | 10 | 4 | 11 | 2,15 | 1,10 | 7 | 4 | 12 | 1,50 | 0,55 | 10 | 5 | 13 | 1,85 | 1,10 | 10 | 6 | 14 | 2,10 | 1,31 | 10 | 4 | 15 | 1,50 | 0,91 | 8 | 2 | 16 | 1,20 | 0,65 | 2 | 5 | 17 | 1,20 | 1,05 | 7 | 4 | 18 | 1,33 | 1,71 | 5 | 8 | 19 | 1,57 | 0,70 | 6 | 4 | 20 | 1,80 | 1,15 | 4 | 5 | 21 | 1,75 | 0,67 | | | 22 | 1,55 | 1,00 | | | 23 | 1,20 | 1,10 | | | 24 | 1,20 | 1,20 | | | 25 | 1,20 | 1,00 | | | | средняя высота1,47 | средняя высота1,14 | среднее кол-вобобов 7 | среднее кол-вобобов 5 | | | | | | По результатам данного анализа делаем соответствующие выводы: Конечная высота отдельнорастущих растений кукурузы на 33 см. превосходит высоту растений кукурузы, растущих вместе с фасолью. Количество бобов на одном растении фасоли отдельнорастущей меньше на 2 боба, чем на фасоли, растущей вместе с кукурузой. Фасоль, растущая вместе с кукурузой, получая объект для обвития, дает больший урожай. Сделав эти предварительные выводы, мы решили пойти дальше: расширить исследовательский характер нашей работы. А это значит, мы попробуем провести более глубокие аналитические измерения урожая наших опытных делянок. Для этого, мы несколько урожаев подряд измеряли плоды, подсчитывали зёрна и тщательно записывали все результаты в таблицы. Единственное, чего мы не сделали – это то, не провели взвешивания. В следующих опытах это надо учесть. Результаты исследования урожая отдельно по грядкам Анализ початков кукурузы | Грядка №1 | Грядка №2 | длина початка(см) | количество зерён (шт) | длина початка(см) | количествозёрен (шт) | 1 | 8,5 | 195 | 9,5 | 122 | 2 | 8,0 | 110 | 11,5 | 85 | 3 | 8,5 | 159 | 13,5 | 165 | 4 | 9,5 | 130 | 9,0 | 130 | 5 | 6,3 | 100 | 8,0 | 16 | 6 | 8,5 | 147 | 11,0 | 128 | 7 | 9,0 | 151 | 14,0 | 133 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2878
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|