Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Биология сельскохозяйственных растений с приложением Дневник проведения полевого опыта — Выявление эффективности совместного выращивания - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Биология сельскохозяйственных растений с приложением Дневник проведения полевого опыта — Выявление эффективности совместного выращивания


Автор(ы): Айшалова Ханий Ахмедовна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Реферативная часть научно-исследовательской работы:
Селение Чох расположено в центре высокогорного Дагестана на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Естественно, что земледелие характеризовалось земельным голодом. Соблюдать принцип “трёхполье” с паром и зябью не удавалось. Поэтому на пахотных землях вокруг аула сев происходил бессменно и ежегодно. После обобществления земель в течение 70-ти лет коллективного хозяйствования было налажено земледелие по науке, когда стали правильно обрабатывать землю, когда вовремя и в нужном количестве начали вносить удобрения и, самое главное, начали соблюдать основные принципы севооборота.
Что касается частных делянок, которые перераспределялись через каждые 5-10 лет, обрабатывались хаотично, как попало. Невозможно было на 0,25-0,35 га посеять то, что хотелось бы и при этом следовать всем научным требованиям. Кроме всего этого, до сегодняшнего дня землю в горах Дагестана, и в окрестностях селения Чох, в частности, обрабатываются вручную: дедовским плугом и волами, а также тяпкой. Земледелие в селении Чох и сегодня остается отсталым, технически плохо оснащённым, незнакомым с основами агрономической науки, маломощным и непроизводительным, не обеспечивающим основных потребностей населения в земледельческих продуктах и в то же время поглощающим огромное количество сил и энергии горцев.
К сожалению, и в наши дни высокогорное земледелие остаётся очень отсталым. Причина не только в малоземелье, но и в оторванности от европейской культуры; в отсутствии рынка, который должен был бы регулировать сельскохозяйственное производство. Огородничество никогда не имело развития в Дагестане. Да и техническое оснащение земледелия остаётся на самом древнем уровне – плуг и тяпка. Живя в начале 21-го века, обрабатывать землю плугом и волами, полоть тяпкой, согласитесь, диковато. Но с другой стороны, с экологической, - я нахожу в этом способе обрабатывания земли одни плюсы: и без того бедные сланцевые почвы, расположенные на террасах с полупустынной растительностью, затруднены для обработки трактором. Да и дороги с одного поля на другое отсутствуют.
В окрестностях селения Чох в 80-х годах прошлого столетия к большинству полей и сенокосных лугов были подведены дороги усилиями организации “Дагэнерго”, проводившей высоковольтную электроэнергию “Гуниб – Согратль”.
В годы перестройки, 90-ые – 2000-ые, земледелие в окрестностях селения ещё больше пришло в упадок. Сейчас около 75-80% пахотных земель вообще не обрабатываются. Главной причиной, как я думаю, является человеческий фактор: молодёжь покидает селения – нет работы. Старики не могут выполнить изнурительный тяжёлый труд. Механизации – никакой. Очень жаль, что знаменитое во всём Дагестане селение приходит в страшный упадок. Неправильно, что человек, живущий на Земле, перестаёт её обрабатывать, в конце – концов, трогать Землю руками. Мне кажется, что теряется не только связь времён, но и связь поколений людей. А это, признайтесь, страшно.
Почвенный покров окрестностей селения Чох – разнообразен: здесь и сухие горные степи, и полупустыни со светлыми каштановыми почвами. В местности Куриб – Гамсутль – горно-лесные почвы. А в местности МагIарда – горные черноземы.
За те 30 лет, которые я прожила в селении Чох, я пыталась вырастить почти всё, что растёт у меня на родине – в Краснодарском крае, в Адыгее. Сейчас у меня 0,20 га – прекрасного огорода, где растёт почти всё. Но основными культурами всё-таки в Чохе остаются: картофель, кукуруза, фасоль.
Кукуруза – зерновое растение семейства мятликовых. Имеет значение как кормовая, пищевая и техническая. В селении Чох кукурузу выращивали для получения муки и крупы, а также летом использовали в пищу зеленые сочные початки. Кукуруза – теплолюбивое растение, поэтому его в окрестностях селения сеют в начале мая, когда температура воздуха становится 8-12 градусов Цельсии.
Июнь месяц обычно жаркий, 20-23 градусов Цельсии – это подходит для выхода метёлки. Но ночные холода в горах не дают возможности нормально развиваться теплолюбивой кукурузе обычных высокоурожайных сортов. Здесь выращивают сорт – “высокогорная Дагестанская”, полученная дагестанскими селекционерами. Это низкорослое растение с тонким стеблем, с мелкими початками, на которых плотно усажены мелкие зёрна. Растение обладает повышенной засухоустойчивостью, экономно расходует влагу.
Кукуруза – влаголюбивое растение. Загущение посевов приводит к снижению урожая.
Глубина посева семян – 6-8 см. В течение вегетации 2-3 междурядные обработки – прополка. Уборка в фазе полной спелости.
Фасоль – зернобобовое растение, которое в Дагестане возделывается как продовольственная, кормовая и декоративная культура. Семена фасоли содержат до 30% белка, а также витамины и минеральные соли. В листьях фасоли содержится лимонная кислота.
Фасоль – однолетнее растение, которое имеет кустовые, полувьющиеся, вьющиеся формы. У кустовых форм стебель неполегающий, высотой до 50 см. Листья тройчатые. Соцветие – 2-3-цветковая кисть. Плод – боб. Семена средней величины или крупные. Масса 1000 шт. – 200 – 480г.
Фасоль – южное тепло- и светолюбивое растение короткого дня. Семена прорастают при температуре – 10 градусов Цельсии. При температуре равной -1 градусов Цельсии – всходы погибают. Поэтому, здесь в горах, фасоль сеют последних весенних заморозков, т.е. после 5-10-го мая. По сравнению с другими бобовыми, фасоль более требовательна к почвам. Лучшими для неё почвами являются черноземные и суглинистые плодородные земли, богатые известью.
Фасоль обыкновенная – это тот вид фасоли, который выращивается в окрестностях селения Чох. Иногда, по краю поля сеют фасоль многоцветковую в декоративных целях. Сегодня чаще сеют и используют в пищу сорт скоростной фасоли “Золотистая” (маш).
Список использованной литературы
  1. И.М. Ващенко, В.Г. Лошаков, Б.А. Ягодин, В.Е. Долгодворов, К.П. Ланге, М.П. Меркулов. “Основы сельского хозяйства”. Москва-Просвещение-1987г.
  2. М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова “Учебно-опытная работа на пришкольном участке”. Москва-Просвещение-1980г.
  3. М.М. Эльдаров “География Дагестана” учебник для 7-8 кл. Махачкала – Дагучпедгиз- 1985г.
Ведения полевого опыта:
“Выявление эффективности совместного выращивания фасоли и кукурузы в условиях высокогорного селения Чох Гунибского района”.
Полевой опыт №1
Учебно-опытный пришкольный участок – Чохская СШ Гунибского р-на
Тема:
Выявление эффективности выращивания кукурузы и фасоли в условиях высокогорья.
  1. Руководитель – учитель биологии Айшалова Ханий Ахмедовна.
  2. Цели и задачи опыта – здесь в горах всегда сеяли кукурузу и фасоль вместе на одной площади. Совместно с учащимися 9-10-х классов мы решили установить: насколько эффективно подобное выращивание кукурузы и фасоли, тем более что уборка этих культур затруднена
  3. Год закладки – 1998-й год
  4. Место проведения – ОУ при Чохской СШ.
  5. Схема опыта.
I. Весной в марте готовим опытные делянки
а) вскапываем
б) вносим удобрения.
До середины мая готовим посевной материал: отобранныекрупные зёрна кукурузы и бобы фасоли.
II. 19 мая – посев опытных делянок
III. Наблюдение за всходом и развитием растений.
В течение всего лета, несмотря на то, что я была в отпуску, а дети – на каникулах, мы приходили на участок, чтобы проводить все необходимые для опытов работы.
Виды работ сроки ответств-й примечание
1 Приготовление грядок до 15. 05. учит. биолог.учит. труда выполнено
2 Посадка грядок до 20. 05. учит. биолог.10 класс выполнено
3 Внесение удобрений до 1. 06. учит. труда9 кл. выполнено
4 Проведение наблюдений заопытными растениями июль-август учит. биолог.9-10 классы выполнено
5 Прополка опытных грядок июнь- июль учит. биолог.9-10 классы выполнено
6 Сбор урожая сентябрь учит. биолог.9-10 классы выполнено
7 Лабораторный анализрезультатов опытов октябрь-ноябрь учит. биолог.9-10 классы выполнено
Учащиеся так добросовестно выполняли все работы, что я пожалела о том, что не организовала повторности опытов. Тогда и все результаты были бы наиболее приближены к истине.
А дальше мы проводим тщательные наблюдения за растениями с занесением результатов в соответствующие таблицы.
Делянка №1 Делянка № 2 Делянка №3
кукуруза
кукуруза фасоль
фасоль
Дневник фенологических наблюдений
Мероприятия и виды работ Делянка№1кукуруза Делянка№2 Делянка№3фасоль
кукуруза фасоль
1 Обработка почвыа) вскопка
б) рыхление
7. 0514. 05 7. 0514. 05 7. 05 14. 05 7. 0514. 05
2 Посев 19. 05 19. 05 19. 05 19. 05
3 Появ-е всходов 2.06.- 5 см 2.06.- 4 см 2.06.- 3 см 4.06.- 3 см
4 Появл-е 1-го листа 8.06.- 7 см. 8.06.- 7см 8.06.- 7 см 10.06.- 4 см
5 Появл-е 2-го листа 17.06.-25см 17.06.-17см 17.06.-8 см 16.06.-10см
6 Взрослое растение 1.07-70 см 1.07.- 57см 1.07.-25 см 3.07.-42см
7 Цветение 15.07.-120см 17.07.-75см - 5.07.-45см
8 Опыление 20-25.07. 28-30.07. - -
9 Формированиеплодов 08 08 08 08
10 Сбор урожая 4-10.09. 4-10.09. 4-10.09. 4-10.09.
11 Лабораторное исследование 09.10. 09.10. 09.10. 09.10.
Методика основных исследований
I.Наблюдение за всходами, развитием и созреванием растений.
Любая научная работа требует от руководителя дотошности, аккуратности, последовательности и конечно, честности по отношению к своей работе. Несомненно, что должны быть твердые знания об объекте исследования.
В маленькой сельской школе, где всего неполная сотня учащихся, организовать многократную повторность опытов в течении нескольких лет подряд – не удается. Поэтому и приходится проводить мини-опыты, когда опытные и контрольные грядки в единственном экземпляре. Но наблюдения и измерения учимся проводить тщательно и аккуратно.
II. Учет сравнительной характеристики развития растений на опытных делянках.
Схема наблюдений за опытными делянками показала, что и кукуруза и фасоль при отдельном выращивании растут более быстрыми темпами, и в конечном результате становятся более высокими растениями. Окончательно преимущества можно установить только при тщательном анализе урожая.
Анализ результатов опытов
Когда мы закладывали опыты, я думала, что самое трудное будет измерения и взвешивания, а так же подсчет урожая. На самом деле, оказалось, что это самая увлекательная и интересная часть нашей исследовательской работы. Взрослые так аккуратно, как дети, всю эту черновую работу не смогли бы сделать. Детский азарт и энтузиазм захватывал меня всю. Поэтому анализ результатов мы провели на одном дыхании.
В основном эту часть работы выполнили учащиеся средних классов. Но прежде уборку урожая провели старшеклассники. Учащиеся 10-11-го классов собрали весь урожай и аккуратно сложили в отдельные ящики, вложив в них ярлычки с номерами грядок.
К сортам кукурузы и фасоли мы особо не придирались. Да и климат в горах в 1997 году оказался довольно засушливым. И опыт у нас был первым. Мне самой важно было привить детям простейшие навыки исследовательской работы. Каждое растение после всходов получило ярлычок с номером опыта и со свом собственным номером.
Первая аналитическая таблица, которую мы составили, может быть названа:
Сравнительная характеристика морфологических признаков опытных растений
Грядка №1кукуруза-
Высота стебля(м)
Грядка №2 Грядка №3фасоль
кол-вобобов шт.
кукурузавысота стебля(м) фасольвысота стебля(м)
1 1,48 1,10 6 5
2 1,40 0,90 7 2
3 1,75 1,50 7 8
4 1,20 0,80 7 8
5 1,37 1,10 6 7
6 1,00 1,13 7 5
7 1,00 1,05 6 4
8 1,50 1,32 7 3
9 1,50 0,35 7 7
10 1,35 0,90 10 4
11 2,15 1,10 7 4
12 1,50 0,55 10 5
13 1,85 1,10 10 6
14 2,10 1,31 10 4
15 1,50 0,91 8 2
16 1,20 0,65 2 5
17 1,20 1,05 7 4
18 1,33 1,71 5 8
19 1,57 0,70 6 4
20 1,80 1,15 4 5
21 1,75 0,67
22 1,55 1,00
23 1,20 1,10
24 1,20 1,20
25 1,20 1,00
средняя высота1,47 средняя высота1,14 среднее кол-вобобов 7 среднее кол-вобобов 5
По результатам данного анализа делаем соответствующие выводы:
  1. Конечная высота отдельнорастущих растений кукурузы на 33 см.
  2. превосходит высоту растений кукурузы, растущих вместе с фасолью.
  3. Количество бобов на одном растении фасоли отдельнорастущей меньше на 2 боба, чем на фасоли, растущей вместе с кукурузой.
  4. Фасоль, растущая вместе с кукурузой, получая объект для обвития, дает больший урожай.
Сделав эти предварительные выводы, мы решили пойти дальше: расширить исследовательский характер нашей работы. А это значит, мы попробуем провести более глубокие аналитические измерения урожая наших опытных делянок.
Для этого, мы несколько урожаев подряд измеряли плоды, подсчитывали зёрна и тщательно записывали все результаты в таблицы. Единственное, чего мы не сделали – это то, не провели взвешивания. В следующих опытах это надо учесть.
Результаты исследования урожая отдельно по грядкам
Анализ початков кукурузы


Грядка №1 Грядка №2
длина початка(см) количество зерён (шт) длина початка(см) количествозёрен (шт)
1 8,5 195 9,5 122
2 8,0 110 11,5 85
3 8,5 159 13,5 165
4 9,5 130 9,0 130
5 6,3 100 8,0 16
6 8,5 147 11,0 128
7 9,0 151 14,0 133
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2878

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340