Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие памяти в младшем школьном возрасте - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развитие памяти в младшем школьном возрасте


Автор(ы): Головченко Ирина Николаевна, педагог доплнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения.
«Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам.
В 2007 году было разработано методическое пособие, являющееся частью образовательной программы «Учусь учиться». Цель пособия – создание социально-психологических условий для выработки эффективного стиля познавательной деятельности у обучающихся.
Цель достигается за счёт решения следующих задач:
  1. обучающие:
  • познакомить обучающихся с познавательным процессом «память»,
  • ознакомить со способами запоминания информации,
  • научить приёмам запоминания различной информации;
  1. развивающие:
  • развить зрительную, слуховую, кратковременную и долговременную память,
  • развить необходимые и доступные на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии,
  • развить творческие способности;
  1. воспитательные:
  • способствовать формированию качеств: нравственных (трудолюбие, честность, дружелюбие), волевых (усидчивость, умение доводить начатое дело до конца),
  • формировать позитивную мотивацию (Зачем мне нужно этим заниматься? Как полученные на занятиях знания могут помочь мне в учёбе?).
Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста, а ведущей деятельностью этого возрастного периода является учебная деятельность, поэтому речь идёт о формировании у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, её познавательного компонента.
В пособие включены игры и творческие задания, которые предусматривают развитие самых разных типов и видов памяти, преодоление невнимательности, выработку некоторых важных и полезных привычек.
В структуре каждого занятия выделены следующие этапы работы:
  1. Приветствие (Оно всегда одинаково, что помогает детям настроиться на процесс обучения).
  2. Разминка (В разминки включены различные игры и упражнения развивающие тот или иной вид памяти и помогающие обучающимся настроиться на занятие).
  3. Рефлексия предыдущего занятия (Данный этап помогает вспомнить, о чём говорили и что нового узнали на предыдущем занятии. Таким образом, педагог проверяет степень освоения обучающимися изученного ранее материала).
  4. Основное содержание занятия (На данном этапе занятия педагог знакомит обучающихся с методами развития памяти, способами запоминания различной информации, выдаёт рекомендации, помогающие сделать образовательный процесс более эффективным).
  5. Рефлексия текущего занятия (Данный этап работы на занятии помогает развить у обучающихся способность проводить самоанализ своей работы и саморефлексию).
  6. Прощание (Прощание с обучающимися проводится в виде одного и того же ритуала, например «Пирамидка дружбы». Ритуал помогает детям почувствовать принадлежность к группе, что способствует развитию доброжелательных отношений).
В занятия обязательно включены игры для отдыха, которые помогают снять эмоциональное напряжение, дают возможность подвигаться, повышают настроение, а, следовательно, и работоспособность детей.
Вашему вниманию предлагаются три занятия из данного пособия, помогающие детям быстро и легко научиться запоминать стихотворения.

Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение»

Задачи:
  • познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);
  • развить зрительную память и внимание.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С. Маршака (Приложение 1) для педагога, раздаточный материал для детей (Приложение 2).
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка. Игра «Счёт».
Дети встают в круг, а педагог объявляет, что сегодня он проверит, как они умеют считать.
Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д.
Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6».
3. Основное содержание занятия.
Прежде чем вы узнаете о приёмах, облегчающих запоминание стихотворного текста, не могу не сказать вам о том, насколько полезно для развития памяти само запоминание.
К сожалению, сейчас люди практически перестали запоминать стихи. А вот раньше, в 19 веке, да ещё и в середине 20 века самые обыкновенные люди знали наизусть огромное количество стихотворений. Увлечение поэзией было делом столь же популярным, как сейчас просмотр фильмов по домашнему кинотеатру.
Большинство нынешних молодых людей худо-бедно помнят наизусть лишь то, что заставляют учить в школе. При этом не могу не признать, что у людей прошлых поколений качество памяти было гораздо лучше, чем у ваших современников. А всё потому, что у них был большой опыт запоминания различной информации.
И мне не раз приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами.
Попробуйте хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе.
Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё равно испытываем некоторые трудности при его заучивании.
Как облегчить этот процесс?
Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение».
Сейчас нам предстоит выучить стихотворение С. Маршака «Пожалуйста, потише!» (Приложение 1).
/Заранее написанные слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги./
Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение».
  1. Все вместе читаем стихотворение вслух.
  2. Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
  3. Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
Примечание: строчки необходимо убирать по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения нужно обязательно повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях.
Игра для отдыха «Счёт».
Инструкция: «Сейчас при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши».
Задание для самостоятельной работы (Приложение 2).
Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения Ф. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована».
Анализ выполнения задания:
  • Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
  • Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?
5. Рефлексия занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
6. Прощание.

Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Шторка».

Задачи:
  • познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);
  • развить зрительную память и сосредоточенность внимания.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 3, приложение 5), наглядный материал для педагога (Приложение 4), карточки для работы.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Разминка. Игра «Ванная комната» (Приложение 3).
Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем работать с рисунком № 1. В комнате есть различные предметы:
  • лёгкие и тяжёлые,
  • гладкие и шершавые,
  • мокрые и сухие.
Представьте, что вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок.
/Дети работают 1 минуту./
Возьмите рисунок № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь».
Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с мылом.
Анализ выполнения упражнения:
- Какой вид памяти мы сейчас тренировали?
3. Рефлексия предыдущего занятия.
- О чём говорили? Что нового узнали?
4. Основное содержание занятия.
Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти.
Как действовать?
Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».
Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка».
  1. Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.
  2. С правой стороны закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.
  3. Затем закрыть шторкой уже значительно большую область справа и вновь прочитать стихотворение целиком. Если всё прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.
  4. Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?
  5. Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.
  6. Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомни...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.22 | Просмотров: 2282

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340