Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развитие памяти в младшем школьном возрасте
Автор(ы): Головченко Ирина Николаевна, педагог доплнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Память – основа всей психической деятельности, она является важнейшей познавательной функцией, лежит в основе развития и обучения. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Хотя педагоги и знакомы с различными способами и приёмами развития познавательных процессов, но не всегда у них есть возможность целенаправленно обучать детей этим приёмам. В 2007 году было разработано методическое пособие, являющееся частью образовательной программы «Учусь учиться». Цель пособия – создание социально-психологических условий для выработки эффективного стиля познавательной деятельности у обучающихся. Цель достигается за счёт решения следующих задач: - обучающие:
- познакомить обучающихся с познавательным процессом «память»,
- ознакомить со способами запоминания информации,
- научить приёмам запоминания различной информации;
- развивающие:
- развить зрительную, слуховую, кратковременную и долговременную память,
- развить необходимые и доступные на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии,
- развить творческие способности;
- воспитательные:
- способствовать формированию качеств: нравственных (трудолюбие, честность, дружелюбие), волевых (усидчивость, умение доводить начатое дело до конца),
- формировать позитивную мотивацию (Зачем мне нужно этим заниматься? Как полученные на занятиях знания могут помочь мне в учёбе?).
Данное пособие предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста, а ведущей деятельностью этого возрастного периода является учебная деятельность, поэтому речь идёт о формировании у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, её познавательного компонента. В пособие включены игры и творческие задания, которые предусматривают развитие самых разных типов и видов памяти, преодоление невнимательности, выработку некоторых важных и полезных привычек. В структуре каждого занятия выделены следующие этапы работы: - Приветствие (Оно всегда одинаково, что помогает детям настроиться на процесс обучения).
- Разминка (В разминки включены различные игры и упражнения развивающие тот или иной вид памяти и помогающие обучающимся настроиться на занятие).
- Рефлексия предыдущего занятия (Данный этап помогает вспомнить, о чём говорили и что нового узнали на предыдущем занятии. Таким образом, педагог проверяет степень освоения обучающимися изученного ранее материала).
- Основное содержание занятия (На данном этапе занятия педагог знакомит обучающихся с методами развития памяти, способами запоминания различной информации, выдаёт рекомендации, помогающие сделать образовательный процесс более эффективным).
- Рефлексия текущего занятия (Данный этап работы на занятии помогает развить у обучающихся способность проводить самоанализ своей работы и саморефлексию).
- Прощание (Прощание с обучающимися проводится в виде одного и того же ритуала, например «Пирамидка дружбы». Ритуал помогает детям почувствовать принадлежность к группе, что способствует развитию доброжелательных отношений).
В занятия обязательно включены игры для отдыха, которые помогают снять эмоциональное напряжение, дают возможность подвигаться, повышают настроение, а, следовательно, и работоспособность детей. Вашему вниманию предлагаются три занятия из данного пособия, помогающие детям быстро и легко научиться запоминать стихотворения. Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Разрезанное стихотворение» Задачи: - познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Разрезанное стихотворение»);
- развить зрительную память и внимание.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, ксерокопия стихотворения С. Маршака (Приложение 1) для педагога, раздаточный материал для детей (Приложение 2). Ход занятия 1. Приветствие. 2. Разминка. Игра «Счёт». Дети встают в круг, а педагог объявляет, что сегодня он проверит, как они умеют считать. Инструкция: «Сегодня при счёте запрещается говорить цифру «4», вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1,2,3, хлопок, 5,6,7,8,9,10,11,12,13, хлопок и т.д. Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру «6». 3. Основное содержание занятия. Прежде чем вы узнаете о приёмах, облегчающих запоминание стихотворного текста, не могу не сказать вам о том, насколько полезно для развития памяти само запоминание. К сожалению, сейчас люди практически перестали запоминать стихи. А вот раньше, в 19 веке, да ещё и в середине 20 века самые обыкновенные люди знали наизусть огромное количество стихотворений. Увлечение поэзией было делом столь же популярным, как сейчас просмотр фильмов по домашнему кинотеатру. Большинство нынешних молодых людей худо-бедно помнят наизусть лишь то, что заставляют учить в школе. При этом не могу не признать, что у людей прошлых поколений качество памяти было гораздо лучше, чем у ваших современников. А всё потому, что у них был большой опыт запоминания различной информации. И мне не раз приходилось слышать от разных специалистов, что одной из причин ухудшения памяти у современных школьников является то, что они перестали запоминать стихи. Поэтому, если вы хотите сохранить хорошую память надолго, не пренебрегайте стихами. Попробуйте хотя бы раз в месяц запоминать по одному стихотворению. Это отличный способ тренировки вашей памяти. Не говоря уже о том, что знанием поэзии всегда можно блеснуть в обществе. Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, мы всё равно испытываем некоторые трудности при его заучивании. Как облегчить этот процесс? Итак, пришло время познакомиться с первым способом запоминания стихотворения. Этот способ называется «Разрезанное стихотворение». Сейчас нам предстоит выучить стихотворение С. Маршака «Пожалуйста, потише!» (Приложение 1). /Заранее написанные слова данного стихотворения наклеены на разноцветных полосках бумаги./ Алгоритм заучивания способом «Разрезанное стихотворение». - Все вместе читаем стихотворение вслух.
- Убираю первую строку. Вам необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
- Убираю вторую строку. Вам вновь необходимо повторить вслух стихотворение от начала и до конца.
Примечание: строчки необходимо убирать по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения нужно обязательно повторять стихотворение от начала и до конца. Когда будет убрана последняя строка, дети повторяют стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально. Правила заучивания стихотворений данным способом записываются в рабочих тетрадях. Игра для отдыха «Счёт». Инструкция: «Сейчас при счёте запрещается говорить все цифры, которые делятся на «3», вместо них необходимо хлопать в ладоши». Задание для самостоятельной работы (Приложение 2). Инструкция: «Предлагаю вам попробовать самостоятельно запомнить отрывок из стихотворения Ф. Тютчева при помощи изученного нами метода. У каждого из вас на столах, в конвертах, уже лежит разрезанное стихотворение. Каждая строка для удобства пронумерована». Анализ выполнения задания: - Какие виды памяти помогали вам запоминать стихотворение?
- Какие трудности вы испытывали при выполнении данного задания?
5. Рефлексия занятия. - Чем мы сегодня занимались? - Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало? 6. Прощание. Занятие. Запоминание стихотворений. Метод «Шторка». Задачи: - познакомить обучающихся со способом запоминания стихотворений (метод «Шторка»);
- развить зрительную память и сосредоточенность внимания.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, раздаточный материал для детей к заданиям 1 и 3 (Приложение 3, приложение 5), наглядный материал для педагога (Приложение 4), карточки для работы. Ход занятия 1. Приветствие. 2. Разминка. Игра «Ванная комната» (Приложение 3). Инструкция: «Внимание! Перед вами 2 рисунка с изображением ванной комнаты. Сначала мы будем работать с рисунком № 1. В комнате есть различные предметы: - лёгкие и тяжёлые,
- гладкие и шершавые,
- мокрые и сухие.
Представьте, что вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из этих предметов. Вам даётся 1 минута на запоминание предметов, находящихся в данной комнате. Через 1 минуту вы перевернёте рисунок. /Дети работают 1 минуту./ Возьмите рисунок № 2. Найдите недостающие предметы на рисунке и запишите их в тетрадь». Недостающие предметы: лампочка, мочалка, зубная щётка, носки, коврик, мусор на полу, мыльница с мылом. Анализ выполнения упражнения: - Какой вид памяти мы сейчас тренировали? 3. Рефлексия предыдущего занятия. - О чём говорили? Что нового узнали? 4. Основное содержание занятия. Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одним способом запоминания стихотворений, который называется «Шторка». Данный способ позволяет существенно сократить количество прочтений стихотворения до полного и уверенного его воспроизведения. Суть способа заключается в последовательном закрытии правой части стихотворения и попытке закончит строки по памяти. Как действовать? Предположим, вы хотите выучить отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Алгоритм заучивания стихотворения методом «Шторка». - Прочитать стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.
- С правой стороны закрыть карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Попытаться прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.
- Затем закрыть шторкой уже значительно большую область справа и вновь прочитать стихотворение целиком. Если всё прошло гладко – отлично. Если вы не смогли вспомнить какие-то слова, повторите этот шаг ещё раз.
- Закрыть почти все слова в строчках, оставляя в левой части только по одному слову. Читаем ещё раз. Получилось?
- Оставить не закрытыми только первые буквы строк и попытаться, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.
- Посмотреть на ряд, состоящий из букв и запомни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.22 | Просмотров: 2282
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|