Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок творчества для младших школьников в системе дополнительного образования - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок творчества для младших школьников в системе дополнительного образования


Автор(ы): Каширина Валерия Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок творчества – это попытка практически решить проблему развития творческого потенциала ребенка. По мнению большинства психологов, творческие способности не определяют успешность обучения в школе. Общеобразовательная программа школьного обучения предполагает научение ортодоксальным способам решения задач, имеющих одно правильное решение, что не позволяет актуализировать творческие способности детей. В связи с этим необходимо ввести урок в системе дополнительного образования, целью которого является развитие творческого мышления учащихся.
В настоящее время существует несколько подходов к определению творчества, единой интеграционной концепции нет. Проблема развития креативности не решена на методологичском уровне, поэтому осложняется ее практическая реализация. Нами была выбрана концепция дивергентного мышления Дж.Гилфорда. Известные тесты диагностики творческих способностей Е.Торренса, адаптированные на российских школьниках Е.Туник, базируются на этой концепции. В качестве развивающей программы используется нами “Курс развития творческого мышления” Ю.Б.Гатанова, теоретической основой которого является кубообразная структура интеллекта, разработанная Дж.Гилфордом. Таким образом, использование диагностического и развивающего материала является методологически обоснованным.
Однако возникает вопрос насколько эффективно введение урока творчества для младших школьников. Поэтому было проведено исследование, посвященное изучению возможности развития творческого мышления учащихся младшего школьного возраста. Данное исследование предполагало сравнение динамики уровня креативности двух классов одного района, незначительно различающихся по результатам диагностики креативности. В качестве экспериментальной группы был выбран второй класс школы № 150 (Москва, САО). Младший школьный возраст – это сензитивный период для развития творческих способностей, поэтому введение урока творчества мы решили опробовать на учащихся вторых классов. К сожалению, в школе № 150 только один второй класс, численностью двадцать восемь человек. Нам необходимо было сравнить полученный результат с данными контрольной группы. В качестве контрольной группы был выбран класс того же района, не отличающийся по социально-экономическим признакам, - учащиеся 2 А класса центра образования № 1847. В данном центре специального урока творчества не вводили, однако детям была дана возможность дополнительно посещать различные кружки: фортепьяно, сальфеджио, театральный, два языка на выбор (французский и английский) и различные спортивные секции. С целью сравнить начальный уровень креативности в обеих группах: экспериментальной и контрольной, учащиеся были продиагностированы с помощью методики Е.Торренса, адаптированной Е.Туник. Креативность замерялась по образной батарее, включавшей в себя следующие качества творческого мышления: беглость, оригинальность, разработанность, абстрактность названия и сопротивление замыканию. Беглость – это способность быстро генерировать идеи; оригинальность предполагает способность ребенка продуцировать редко встречающиеся в группе его сверстников идеи; разработанность показывает, насколько ребенок способен дополнить свою идею деталями, усовершенствовать ее. Абстрактность названия – это параметр, который вычисляется по тем названиям, которые придумывают дети к своим работам. Сопротивление замыканию связано с нонконформизмом личности, а также способностью выдерживать неопределенность ситуации. Результаты диагностики представлены на рис.1 (Результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп до введения развивающей программы)
Согласно полученным результатам, что видно из диаграммы, в контрольной группе уровень креативности несколько выше, чем в экспериментальной, следовательно, увеличение показателей креативности у учащихся школы № 150 по сравнению с учащимися образовательного центра № 1847 будет объясняться развивающим воздействием программы, а не групповым различием. Более того, результаты сравнивались с помощью статистического коэффициента различия Манн-Уитни, который показал, что значимых различий нет (уровень значимости - 0.05). По окончанию учебного года (2003-2004) в мае повторно проводилась диагностика творческих способностей учащихся, результаты которой представлены на рис. 2 (Результаты обследования детей экспериментальной и контрольной групп после проведения развивающей работы).
Согласно полученным данным диагностики креативности, уровень творческих способностей значительно выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что было проверено с помощью статистического критерия Манн-Уитни, который показал, что наши группы различны при уровне значимости 0.01. Таким образом, внедрение развивающей программы необходимо для раскрытия творческого потенциала детей, причем используемая нами программа имеет видимый эффект.
Более того, интересно взглянуть на динамику креативности как у учащихся экспериментальной, так и контрольной групп. На рис. 3 “Динамика уровня креативности в контрольной группе” мы видим, что возросли показатели креативности по таким параметрам как беглость и сопротивление замыканию, в то время как оригинальность и разработанность остались практически на прежнем уровне. Более того, результаты способности придумывать абстрактные названия у детей даже несколько снизились по сравнению с началом учебного года. Однако говорить об изменениях мы можем лишь после проверки на значимость различий, для чего использовался критерий Стьюдента. Коэффициент Стьюдента для общего показателя образной креативности равен 1,079, причем критические значения равны 2,06 (уровень значимости 0,05) и 2,80 (уровень значимости 0,01). Найденное значение ниже обоих критических значений, а, следовательно, динамика общего уровня креативности не значима. Теперь рассмотрим значения коэффициента по увеличившимся за год в контрольной группе параметрам креативности: беглости и сопротивлению замыканию. По способности быстро генерировать разнообразные идеи коэф. Стьюдента равен 2,52, причем критические значения равны 2,06 (уровень значимости 0,05) и 2,80 (уровень значимости 0,01). Найденное значение попадает в зону неопределенности, а, следовательно, динамика уровня беглости значима при р=0,05. По сопротивлению замыканию коэф. Стьюдента равен 2,05, причем критические значения равны 2,06 (уровень значимости 0,05) и 2,80 (уровень значимости 0,01). Найденное значение ниже обоих критических значений, а, следовательно, изменение уровня сопротивления замыканию практически не значимо.
Также проверим статистически снижение уровня абстрактности названия. Коэффициент Стьюдента равен 2,08, причем критические значения равны 2,06 (уровень значимости 0,05) и 2,80 (уровень значимости 0,01). Найденное значение попадает в зону неопределенности, а, следовательно, снижение уровня абстрактности названия значимо при р=0,05. Таким образом, у детей, не занимающихся по специальной программе развития творческих способностей во втором классе, в целом не характерно развитие творческих способностей. Те колебания параметров креативности, которые мы с вами наблюдаем, имеют ситуативную природу, не закрепляются. Единственный вид способности, который заслуживает внимания за счет значимости роста – это беглость, что можно объяснить также мотивационной составляющей творческой активности учащегося. Е.Туник в описании методики диагностики креативности Е.Торренса отмечает связь высоких показателей по беглости с заинтересованностью детьми творческими заданиями, их высокой мотивацией. Поэтому, можно сделать вывод, что детям интересны те творческие задания, которые мы им предлагали, они старались их выполнить “хорошо”, однако общеобразовательная программа не позволяет раскрыться творческой сущности ребенка, что особенно важно именно в сензитивный период его развития.
Теперь рассмотрим, каких изменений мы достигли в экспериментальной группе. (Рис. 4 “Динамика уровня креативности в экспериментальной группе.). На диаграмме четко видно, что повысились творческие способности всех видов образной креативности. Статистическая проверка данных изменения творческих способностей показала, что динамика общего уровня креативности является значимой, как рост креативности по отдельным ее видам: беглости, оригинальности и разработанности; причем способности придумывать абстрактные названия и выдерживать неопределенные ситуации у детей экспериментальной группы повысились с уровнем значимости 0.05. Данные изменения креативности свидетельствуют о высоком результате развивающей программы. Таким образом, введение “Курса развития творческого мышления” является необходимым условием гармоничного развития личности учащегося. Дети показывают заинтересованность творческими заданиями, придумывают оригинальные идеи, дорабатывают их и способны при этом выдержать давление группы, затрагивающее конформистские черты.
Что же такого в этих уроках, и что представляет собой программа развития творческого мышления? Уроки мы проводим раз в неделю, они внесены в расписание, ведется журнал дополнительного образования, однако оценки ставить не рекомендуется. Каждая идея ребенка приветствуется. Конечно, его творчество отличается от творчества взрослого человека своей наивностью, однако это первые шаги ребенка, которые н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1899

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340