Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Адаптированный вариант программы 8–9-х классов по экономике Основы предпринимательской деятельности
Автор(ы): Марчук Светлана Валериевна, учитель географии, экономики, биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В наше время в связи с переходом от одной экономической системы к другой и с возникновением новых экономических отношений очень трудно для большинства людей идти в ногу со временем, быть мобильными, поддерживать свое финансовое положение в обществе. Обучение в среднем звене основам экономической политики поможет новому поколению развивать экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создавать основу для дальнейшего изучения экономики в старших классах, расти экономически грамотными людьми, так как именно им придется устанавливать в нашей стране новые экономические отношения. Исходя из концепции лицея участия в городской экспериментальной площадке “Основы предпринимательской деятельности, изучение экономики осуществляется путем введения курса “Основы экономической политики” в 8–9-х классах в объеме 1 часа внеделю, 34 часа в год. Курс составлен на основе программ по начальному экономическому образованию, авторами которой являются И.В.Липсиц “Основы экономической политики”; Л.Л.Любимов “Основы экономики”; В.С.Автономов “Введение в экономику”; В.В.Овчинников “Человек и его дело”. Курс “Основы экономической политики” предназначен для приобщения школьников к азам экономической жизни общества, для создания положительного психологического настроя, для формирования экономического мышления, основанной на строгой логике экономических законов. Очень важно учитывать возрастные особенности и давать серьезные экономические понятия в доступной форме. При столь насыщенной программе процесс обучения должен быть максимально интересным. Поэтому обязательно использование различных методических приемов, использование наглядных пособий и разработка деловых игр, связанных с компетентностью. Структурной основой учебного материала является урок, которому соответствует определенная учебная тема в представленном поурочном планировании. Цели экономического образования. Среди главных целей преподавания предмета “Основы экономической политики”: - формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по вопросам экономической политики к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;
- адаптацию учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;
- выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства;
- приобретение навыков принятия эффективных экономических
- решений в повседневной жизни;
- воспитание ответственности за экономические решения;
- уважение к труду и предпринимательской деятельности;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета. Содержание по предмету представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину своей страны. Он включает общие представления об экономике как науке и хозяйстве, об экономической политике, об экономике семьи, фирмы, государства В преподавании сочетаются теоретические формы проведения занятий с практическими: написание комментариев к экономической статье, решение задач, проведение тренингов, деловых игр, применяются формы и методы интерактивного обучения, моделирование различных проектов и т.д. На занятиях учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в небольших группах: – участвуют в деловых играх; – учатся принимать решения; – анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию; – получают представления о предпринимательской деятельности и экономической политики. Разнообразные формы и средства обучения, интересные педагогические находки, оригинальные задания, упражнения, игры, красочные раздаточные материалы создают условия для активной совместной работы учителя и учащегося. Задача преподавателя – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово "экономика" не казалось детям чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным. Содержание учебного материала. Основные содержательные линии: - человек и государство;
- человек и фирма;
- счастье и экономика;
- экономика в домашнем хозяйстве.
Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами географии, математики, истории, литературы и др. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной, практической, исследовательской деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: - работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающихся играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам;
- участие и разработка деловых игр.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “ Основы экономической политики” являются: - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- сравнение и вычисление на условных примерах;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: “Что произойдет, если...”);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) и правилам ведения диалога (диспута).
В результате изучения предмета “Основы экономической политики” ученик должен Знать/понимать - человеческий капитал страны, экономическую политику правительства, международные экономические отношения, национальный бизнес, природные национальные богатства России, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно–правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь факторов формирования экономической политики страны, факторов производства и факторных доходов, общественных благ, человеческого капитала страны, конфликтов неравенства граждан, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; описывать: экономическую политику страны, гарантии прав собственности, виды “социального лифта”, действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; объяснять: экономические явления, роль минимальной оплаты труда, взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Поурочное планирование в 8–9-х классах по экономике. (34 часа, 1 час в неделю) № п/п | Тема | Часы | Сроки | Практикумы | 1 | Что изучает экономическая политика. | 1 | | | 2 | Экономическая политика правительства. | 1 | | Анализ статистических материалов | 3 | Экономическая наука и экономическая политика. | 1 | | | 4 | Чего граждане страны хотят от экономической политики. | 1 | | Построение графика спроса и анализ изменения спроса | 5 | Экономическая политика в области здравоохранения. | 1 | | | 6 | Принцип “солидарности поколений”. | 1 | | | 7 | Психология, культура, традиции – факторы формирования экономической политики страны. | 1 | | | 8 | “Теория колеи”. | 1 | | |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.23 | Просмотров: 1887
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|