Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Программа элективного курса Учимся спорить (к урокам литературы)
Автор(ы): Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В начале третьего тысячелетия наше государство переживает важный этап своего развития, оно переходит в новое своё качество, в постиндустриальную цивилизацию. Основополагающим отличием этой цивилизации является её человечность: всё строится вокруг человека, ради человека и исходя из возможностей и идеалов человека. Это невиданные прежде условия для проявления личностных возможностей человека. Законодательно закреплено (Закон РФ «Об образовании»), что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативных способностей, так как они являются составной частью указанных качеств личности. Жизнь в современных условиях, требующих воспитания человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в ситуациях, для которых необходимо умение работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Выполнение этого заказа невозможно без пересмотра методик работы в школе. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.) Исходя из вышесказанного (социальный заказ, нормативные документы), был разработан данный спецкурс Курс базируется на современных подходах к обучению в школе: личностно-ориентированном, проблемном. В основе методики курса лежит технология развития критического мышления, которая наряду с развитием других способностей (умения анализировать и оценивать свою и чужую деятельность, быть толерантным и внимательным по отношению к другим людям и т.д.), является оптимальным средством развития коммуникативных способностей. Под критическим мышлением понимается мышление анализирующее, оценивающее, проблематизирующее (Ильясов И.) Его чертами является открытость новым идеям, постоянное стремление к поиску, уверенность в том, что собственные выводы могут быть несвободны от ошибок, уважение к оппоненту, толерантность, анализ и оценка своей деятельности и позиций собеседника. Основным методом данного курса является дискуссия как один из приемов вышеуказанной технологии. Особое внимание уделяется умению формулировать свою точку зрения, защищать и отстаивать её, умению соглашаться и находить общие точки мнения, соблюдая нормы культуры речевого поведения. В результате применения дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности -происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта; -формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения; -обогащается эмоциональный опыт; -расширяется граница восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению за счет несовпадения мнений; -ребёнок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни; -ребёнок может сопоставить своё «Я» с другими (самодиагностика) Целью данного курса является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельных коммуникативно-мотивационных высказываний и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации. Задачами курса являются: -систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии -знакомство с различными видами вопросов и ответов, умение задавать вопросы и отвечать на них -умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы -умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения Теоретическую основу курса составляют следующие понятия: - Коммуникация, коммуникативные роли - Дискуссия, структура дискуссии, виды дискуссии - Культура речевого поведения Основная форма организации занятий - практическая работа учащихся на основе лекции-беседы. Кроме этого, самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой, выработка алгоритмов деятельности. К концу курса учащиеся должны знать правила проведения дискуссии, обладать теоретическими знаниями для проведения и участия в дискуссии, уметь слушать, анализировать и оценивать свою и чужую речь, знать и соблюдать нормы речевого поведения и, конечно, самое главное - уметь высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Дискуссия может быть использована на любом уроке или во внеурочной деятельности при возникновении проблемного вопроса и существовании разных мнений на его счет. Курс рассчитан на 26 часов, теории 8 часов, практики 18 часов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Речевая коммуникация. Речь. Основные функции речевой коммуникации. Учимся спорить. Спор. Виды спора. Дебаты. Их структура. Дискуссия. Дискуссия. Понятие дискуссии. Исторические сведения. Структура. Роли и позиции. Тема дискуссии. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Критерии оценивания. Учимся формулировать точку зрения. Точка зрения. Тезис и антитезис. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1076
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|