Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Профилактика аддиктивного поведения у подростков
Автор(ы): Сапронова Светлана Николаевна, социальный педагог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет. В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи. В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность. При ведении профилактической работы в образовательном учреждении следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации. 1. Содержательные аспекты программы. Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения. Цель достигается через решение следующих задач: - оптимизация взаимоотношений в коллективе;
- совершенствование навыков внутригруппового взаимодействия;
- способствовать сплочению коллектива;
- развить коммуникативные и перцептивные навыки;
- способствовать формированию умения противостоять внешнему социальному давлению;
- способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ. 2. Особенности проведения занятий. Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальное количество участников - 10-15 человек. Возраст участников 11-13 лет. Продолжительность занятия 1-2 академических часов. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности учащихся. По окончании занятий рекомендуется проведение “круглого стола”, в ходе которого учащиеся смогут высказать свое отношение к занятиям, обсудить ценность полученной информации, свои впечатления и ощущения. № | Тема занятия | Кол-во часов | Цели, задачи | Примерные упражнения | 1. | Давайте познакомимся | 1 | Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.Задачи: формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге и принятия правил работы в группе. | Приветствие. Упражнение “Имя и качество”. Выработка правил работы в группе. Упражнение “Соблюдение правил”. Завершающее упражнение. | 2. | Активное слушание | 2 | Цель: создание условий для осознания учащимися ценности общенияЗадачи: продемонстрировать важность умения слушать; дать учащимся представление о правилах общения; продолжить работу по формированию у учащихся навыков взаимодействия в группе. | Приветствие.Проведение теста “Проверь себя, умеете ли вы слушать?”. Работа в парах “Я говорю…”. Работа в микрогруппах “Диктант”. Завершающее упражнение. | 3. | Правила нашей жизни | 1 | Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения правил в жизни.Задачи: информировать учащихся о роли правил в жизни; дать возможность учащимся оценить свое отношение к соблюдению правил. | Приветствие. Мозговой штурм “Что было бы, если правил не было”. Упражнение “Волшебный сундучок”. Упражнение “Молекулы”, “Большое животное - Умка”. Рефлексия, с акцентированием внимания на соблюдении правил. Упражнение “Талисман”. Завершающее упражнение. | 4. | Конфликты и компромиссы | 2 | Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.Задачи: развить умение анализировать ситуации; способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов. | Приветствие. Ведущий предлагает учащимся назвать наиболее типичные конфликты для подростковой среды. Ролевая игра, в ходе которой рассматриваются варианты выхода из конфликтной ситуации. Завершающее упражнение. | 5. | Учимся свободно выражать негативные эмоции | 2 | Цель: знакомство учащихся с эмоциями, эмоциональными состояниями, способами выражения негативных эмоций. Задачи: способствовать осознанию опасности негативных эмоций и необходимости контролировать их проявление. | Разминка. Ролевая игра “Выражение гнева, ярости” Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения ярости, гнева. Ролевая игра “Выражение страха” Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения страха. Завершающее упражнение. | 6. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.23 | Просмотров: 1282
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|