Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профилактика аддиктивного поведения у подростков - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Профилактика аддиктивного поведения у подростков


Автор(ы): Сапронова Светлана Николаевна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет.
В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи.
В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.
При ведении профилактической работы в образовательном учреждении следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.
1. Содержательные аспекты программы.
Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения.
Цель достигается через решение следующих задач:
  • оптимизация взаимоотношений в коллективе;
  • совершенствование навыков внутригруппового взаимодействия;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • развить коммуникативные и перцептивные навыки;
  • способствовать формированию умения противостоять внешнему социальному давлению;
  • способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ.
2. Особенности проведения занятий.
Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальное количество участников - 10-15 человек. Возраст участников 11-13 лет. Продолжительность занятия 1-2 академических часов. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности учащихся.
По окончании занятий рекомендуется проведение “круглого стола”, в ходе которого учащиеся смогут высказать свое отношение к занятиям, обсудить ценность полученной информации, свои впечатления и ощущения.
Тема занятия Кол-во часов Цели, задачи Примерные упражнения
1. Давайте познакомимся 1 Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.Задачи: формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге и принятия правил работы в группе. Приветствие. Упражнение “Имя и качество”.
Выработка правил работы в группе.
Упражнение “Соблюдение правил”.
Завершающее упражнение.
2. Активное слушание 2 Цель: создание условий для осознания учащимися ценности общенияЗадачи: продемонстрировать важность умения слушать; дать учащимся представление о правилах общения; продолжить работу по формированию у учащихся навыков взаимодействия в группе. Приветствие.Проведение теста “Проверь себя, умеете ли вы слушать?”.
Работа в парах “Я говорю…”.
Работа в микрогруппах “Диктант”.
Завершающее упражнение.
3. Правила нашей жизни 1 Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения правил в жизни.Задачи: информировать учащихся о роли правил в жизни; дать возможность учащимся оценить свое отношение к соблюдению правил. Приветствие. Мозговой штурм “Что было бы, если правил не было”.
Упражнение “Волшебный сундучок”.
Упражнение “Молекулы”, “Большое животное - Умка”.
Рефлексия, с акцентированием внимания на соблюдении правил.
Упражнение “Талисман”.
Завершающее упражнение.
4. Конфликты и компромиссы 2 Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.Задачи: развить умение анализировать ситуации; способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов. Приветствие. Ведущий предлагает учащимся назвать наиболее типичные конфликты для подростковой среды.
Ролевая игра, в ходе которой рассматриваются варианты выхода из конфликтной ситуации.
Завершающее упражнение.
5. Учимся свободно выражать негативные эмоции 2 Цель: знакомство учащихся с эмоциями, эмоциональными состояниями, способами выражения негативных эмоций. Задачи: способствовать осознанию опасности негативных эмоций и необходимости контролировать их проявление. Разминка. Ролевая игра “Выражение гнева, ярости”
Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения ярости, гнева.
Ролевая игра “Выражение страха”
Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения страха.
Завершающее упражнение.
6.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.23 | Просмотров: 1282

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340