Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профилактика употребления ПАВ - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Профилактика употребления ПАВ


Автор(ы): Грецова Наталья Ивановна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
  • Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
  • Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

1. Образовательный компонент
Специфический –
знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель –
психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.

Тема: Уроки “здорового образа жизни”

Цели:
  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование навыков принятия и выполнения решений;
  • помочь учащимся определить свои ценности и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи: способствовать
  • осознанию учащимися всей важности проблемы подростковой наркомании;
  • осмыслению подростком личной системы жизненных ценностей;
  • психологической готовности к совершению выбора и умению противостоять негативному давлению сверстников;
  • формированию навыков постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора.
Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов.
Этапы проведения:
  1. Теоретический блок (2 часа).
  2. Развивающий блок – игра “Иной” (2 часа).
Предполагаемый психологический результат
Участники занятия смогут:
– осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;
– актуализировать возможности в понимании себя и окружающих;
– обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;
– самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;
– получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.
Теоретический блок
Цели –
научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.
В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:
1. Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики
– это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.
Запрещенные наркотики – особенностью этих веществ является способность очень быстро формировать психическую и физиологическую зависимость от их применения. К ним относятся: марихуана, производные опия, кокаин, ЛСД, амфетамины, эфедрин.
Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.
2. Причины употребления:
– из любопытства;
– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;
– как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;
– чтобы снять напряжение.
3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.
Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах является одним из наиболее важных факторов риска употребления ПАВ. Наркотик становится средством защиты от плохого настроения, от боли и унижения.
Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников.
Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.
Высокая самооценка:
Я красивый.
Я умный.
Я веселый.
Я учусь на своих ошибках.
Низкая самооценка:
Я – уродина.
Я – тупица.
Я боюсь ошибиться.
Я угрюмый.

Тест “Определите ваш уровень самооценки”

Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев.
Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.
да нет
1. Вас сильно задевает критика?
2. Вы очень стеснительны или слишком агрессивны?
3. Вы пытаетесь скрыть свои чувства от окружающих?
4. Вы боитесь теплых дружеских отношений?
5. Вы пытаетесь сваливать ваши ошибки на окружающих?
6. Вы ищете оправдание для отказа изменить себя?
7. Для вас неважно ваше физическое состояние?
8. Вы не доверяете себе?
9. У вас бывают трудности в достижении личного успеха?
10. Вы рады, когда у других возникают проблемы?
Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.
Благодаря высокой самооценке вы можете:
– быть таким, каким вы хотите быть;
– более полно контактировать с окружающими;
– быть более открытым миру.
Последствия низкой самооценки:
– потеря уверенности в себе;
– неверное восприятие себя и других;
– отсутствие упорства в достижении цели.
4. Как избежать давления сверстников?
(При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление).
Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:
– употреблять алкоголь и наркотики;
– пропускать школу или занятия;
– воровать;
– хулиганить;
– конфликтовать с родителями.
Чтобы преодолеть давление вы должны знать:
– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.
Алгоритм действия:
  1. Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит?
  2. Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия?
  3. Примите свое решение.
  4. Сообщите другим о вашем решении.
5. Что происходит после того, как я принял решение?
Сказав “нет”, вы можете:
– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
Сказав “да”, вы можете:
– потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями.

Тест “Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?”

Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.
да нет
1. Вы нравитесь себе и уважаете себя?
2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны?
3. Вы доверяете себе?
4. Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны?
5. Вы знаете, как самостоятельно принять решение?
6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?
7. Вы знаете, как сказать “нет” в ответ на давление сверс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.23 | Просмотров: 2213

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340