Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Профилактика употребления ПАВ
Автор(ы): Грецова Наталья Ивановна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания. Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Важнейшим в профилактической работе является: - Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
- Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему. Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше. Профилактическая работа включает в себя три компонента 1. Образовательный компонент Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит. Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ. Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка. 2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска. Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью. 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д. Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков. Тема: Уроки “здорового образа жизни” Цели: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку; формирование адекватной самооценки; формирование навыков принятия и выполнения решений; помочь учащимся определить свои ценности и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий. Задачи: способствовать - осознанию учащимися всей важности проблемы подростковой наркомании;
- осмыслению подростком личной системы жизненных ценностей;
- психологической готовности к совершению выбора и умению противостоять негативному давлению сверстников;
- формированию навыков постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора.
Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов. Этапы проведения: Теоретический блок (2 часа). Развивающий блок – игра “Иной” (2 часа). Предполагаемый психологический результат Участники занятия смогут: – осознать всю важность проблемы подростковой наркомании; – актуализировать возможности в понимании себя и окружающих; – обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ; – самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия; – получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора. Теоретический блок Цели – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ. Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит. В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты: 1. Что такое наркотики и наркомания? Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные. Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь. Запрещенные наркотики – особенностью этих веществ является способность очень быстро формировать психическую и физиологическую зависимость от их применения. К ним относятся: марихуана, производные опия, кокаин, ЛСД, амфетамины, эфедрин. Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно. 2. Причины употребления: – из любопытства; – ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение; – как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”; – чтобы снять напряжение. 3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ. Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах является одним из наиболее важных факторов риска употребления ПАВ. Наркотик становится средством защиты от плохого настроения, от боли и унижения. Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников. Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе. Высокая самооценка: Я красивый. Я умный. Я веселый. Я учусь на своих ошибках. Низкая самооценка: Я – уродина. Я – тупица. Я боюсь ошибиться. Я угрюмый. Тест “Определите ваш уровень самооценки” Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев. Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты. | да | нет | 1. Вас сильно задевает критика? | | | 2. Вы очень стеснительны или слишком агрессивны? | | | 3. Вы пытаетесь скрыть свои чувства от окружающих? | | | 4. Вы боитесь теплых дружеских отношений? | | | 5. Вы пытаетесь сваливать ваши ошибки на окружающих? | | | 6. Вы ищете оправдание для отказа изменить себя? | | | 7. Для вас неважно ваше физическое состояние? | | | 8. Вы не доверяете себе? | | | 9. У вас бывают трудности в достижении личного успеха? | | | 10. Вы рады, когда у других возникают проблемы? | | | Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие. Благодаря высокой самооценке вы можете: – быть таким, каким вы хотите быть; – более полно контактировать с окружающими; – быть более открытым миру. Последствия низкой самооценки: – потеря уверенности в себе; – неверное восприятие себя и других; – отсутствие упорства в достижении цели. 4. Как избежать давления сверстников? (При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление). Отрицательное влияние сверстников может побудить вас: – употреблять алкоголь и наркотики; – пропускать школу или занятия; – воровать; – хулиганить; – конфликтовать с родителями. Чтобы преодолеть давление вы должны знать: – кто вы и каковы ваши ценности; – как самостоятельно принять решение; – как поступать в различных ситуациях. Алгоритм действия: Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит? Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия? Примите свое решение. Сообщите другим о вашем решении. 5. Что происходит после того, как я принял решение? Сказав “нет”, вы можете: – хорошо к себе относиться; – заставлять других уважать себя за то, что вы личность; – сохранить отношения с родителями; – сохранить здоровье; – оградить себя от несчастья. Сказав “да”, вы можете: – потерять уважение к себе; – позволить другим принимать за вас решение; – потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы; – испортить отношения с родителями. Тест “Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?” Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты. | да | нет | 1. Вы нравитесь себе и уважаете себя? | | | 2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны? | | | 3. Вы доверяете себе? | | | 4. Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны? | | | 5. Вы знаете, как самостоятельно принять решение? | | | 6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть? | | | 7. Вы знаете, как сказать “нет” в ответ на давление сверс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.23 | Просмотров: 2213
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|