Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе по теме: Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе по теме: Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными


Автор(ы): Муштуренкова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ:
  • формирование умения находить в слове орфограмму “непроизносимый согласный в корне слова”;
  • развивать орфографическую зоркость, интерес к исследовательской деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других.
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • плакат “Ужасно интересно все то, что неизвестно!”;
  • индивидуальные карточки “Вставь пропущенные буквы”;
  • карточки со словами “Солнце”, “Звездный”, “Здравствуй”, “Яростный”;
  • карточка с согласными буквами “в”, “д”, “л”, “т”;
  • карточки с буквами “п”, “р”, “а”, “з”, “д”, “н”, “и” “к”;
  • приз “жетон УМНИКа”;
  • орфографические словари.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения и новые открытия.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями и открывателями новых знаний.
- Девиз нашего урока вы можете прочитать на плакате:
Ужасно интересно все то, что неизвестно!
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
Делается запись даты и вида работы.
2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
На доске записаны буквы: в о д ы л и т у.
- Назовите цепочку согласных букв (в д л т).
вдлт твдл …
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней).
3. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
У доски два ученика, остальные за карточками.
- Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.
- Если определить пропущенную букву трудно, то оставьте дырку в слове на доске или карточке:
ч…йка в…да
ни…ко
со…нце
схв…тилры…ка
л…тел
счас…ливый
- В какой части слова пропущены буквы?
- Назовите слова, в которых вставили буквы.
- На какие правила эти слова?
- В каких словах не вставили буквы? Почему? (Все звуки, которые произносятся, обозначены буквами).
- Откройте орфографический словарь. Найдите слова, в которые вы не вставили буквы.
- Сравните написание слов в словаре и в карточке.
- Что заметили? (В корне слова написана согласная буква, которая не дает звука при произношении слова).
- Почему не смогли выполнить задание? В чем ваше затруднение? (Не знали о том, что при произношении слов иногда некоторые согласные не слышны).
- А как на самом деле оказалось?
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
- В русском языке есть слова, в которых необходимо писать согласные буквы, которые не дают звука при произношении этого слова. (Наверное, есть правило, по которому можно определить в каких словах эта орфограмма встречается. Этого правила на уроках русского языка мы не изучали).
5. ФОРМУЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Сформулируйте учебную задачу на урок. (Надо узнать правило правописания слов с согласными буквами, которые не произносятся в корне слова).
6. ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
На доске висят слова:
солнце здравствуй
звездный яростный
- Прочитайте вслух написанные слова.
- Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова по три согласных).
- Если в середине слова имеется не менее трех согласных букв, это называется стечением согласных.
- Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове солнце не произносится согласная буква л , но пишется в этом слове).
- Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звездный не произносится согласная буква д , но пишется).
- Что вы можете сказать о третьем слове? (В слове здравствуй не произносится первая буква в , но в нем пишется).
- Прочитайте четвертое слово, какое несоответствие? (В слове яростный не произносится согласная буква т , но она в нем пишется).
- Послушайте четверостишье про такие буквы:
Иногда согласные
И грают с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
- Какие звуки в словах при стечении согласных не произносятся, но буквы пишутся? (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся буквы в, д, л, т).
На доске появляются карточки с согласными в, д, л, т.
- Как называются эти согласные, если они не произносятся? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
- Откроем учебник(1) на странице 111 и проверим наши предположения.
- Мы оказались правы. Молодцы!
- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т ? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся).
Работа у доски.
- Подберите проверочные слова к данным словам:
солнце-солнышко; здравствуй-здравие; звездный-звезда; яростный-ярость.
- Обобщите все, что мы говорили в порядке нашего рассуждения и знакомства с правилом.
(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях , надо подобрать проверочные слова, в которых эт...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3337

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340